Контакты
Главная Издания, полные версии 8 конкурс сборник 8 конкурс стр. 151-160

 

Секция "Инструментальные исследования в области экологии водных объектов и водопользования"

 

ОПАСНЫЕ МОРСКИЕ ЖИВОТНЫЕ КАК ВАЖНОЕ ЗВЕНО ЭКОСИСТЕМЫ ЦЕМЕССКОЙ БУХТЫ

Автор: Акулина Виктория, 7 класс
МБОУ СОШ № 12 г. Новороссийск, Краснодарский край
Руководители: Гришина С.А., Ткач Е.Н.

В настоящее время важно, чтобы каждый человек активно участвовал в охране моря, в плане действий по его защите. Мы должны помочь сделать его чистым, красивым, богатым рыбой и другими представителями флоры и фауны.
Целью данной работы является изучение опасных животных Цемесской бухты, их влияние на экосистему и последствия встречи с ними человеком.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: выявить опасных животных, обитающих в Цемесской бухте, пронаблюдать за их жизнью и провести интервьюирование среди отдыхающих и учащихся, выявить места обитания животных, а также провести наблюдения за медузой аурелией и их повадками, поведением каменного краба, сделать коллекцию крабов.
Основу работы составляет обработка научных материалов, посвященных экологии Черного моря. Исследования велись маршрутным методом, методами определения, наблюдения, сравнения и методом ручного сбора.
Мы выявили, что в период с апреля по июль медуза аурелия массово встречалась у самого берега на глубине меньше 1 метра только при температуре менее 18 градусов.
В результате исследований мы выявили, что крабы являются хищными животными и индикаторами чистоты Черного моря, а также, что все опасные морские животные являются важным звеном экосистемы Цемесской бухты. Опросы отдыхающих и учащихся школы показали, что все встречались с медузами и крабами, и даже несколько человек были ими поражены. Были разработаны меры предосторожности при встрече с опасными животными и меры оказания первой медицинской помощи

151


Мы пришли к такому выводу, что, несмотря на опасность исследованных морских животных, к ним должно быть бережное отношение. Защищая себя, их нельзя уничтожать, так как они являются важным звеном в цепи питания экосистемы и индикаторами чистоты Цемесской бухты.
Гипотеза, которая состоит в том, что морские животные нуждаются в защите и их гибель может привести к ухудшению экологического состояния Цемесской бухты и уменьшению ее биоразнообразия, подтвердилась.


ИССЛЕДОВАНИЕ САПРОБНОСТИ РЕКИ КУТУМ МЕТОДОМ БИОИНДИКАЦИИ

Автор: Бакытов Бекжан, 9 класс
МБОУ ДОД ДДТ «Успех», Астрахань
Руководитель: Соколова Г.А.

Актуальность исследования. Кутум протекает возле жилого района, с большим количеством частных и многоквартирных домов, хозяева которых используют воды реки для своих нужд. Для них важно, в каком состоянии находится вода в реке. Живя в данном районе с летними температурами до +40 градусов, понимаем, что река создает определенную влажность воздуха, доставляет воду для прибрежной растительности и помогает животным, живущим в этой зоне выжить. Иногда население сжигает тростник у истоков реки и тем самым создает невыносимые условия как для почвы, которая теряет плодородный слой, на котором произрастали растения, а так же гнездились многочисленные птицы в зарослях тростника. Проведя, исследование вод реки Кутум, указав причины загрязнения и возможности реки к самоочищению, тем самым мы спасаем водоем от зарастания и исчезновения.
Цель исследования: выяснить степень загрязненности вод реки Кутум, используя методы биоиндикации.
Задачи:
1. С помощью животных — биоиндикаторов, обитающих в ерике, определить качество воды исследуемого водоема.
2. Предложить меры по сохранению чистоты вод реки Кутум.
Водные объекты, составляющие основную часть экосистем, используются для проведения комплексных исследований в оценке сапробности водоемов.
С 2012 года проводя исследование вод Кутума, установил, что воды рукава сильно загрязнены. На реке были проведены дноуглубительные работы, кото-

152


рые должны были привести к возобновлению самоочистительных процессов в рукаве, но это было 10 лет назад. Работа посвящена выяснению степени сапробности Кутума в настоящее время и определению степени его возможного самоочищения.


ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ КАЧЕСТВА ВОДЫ РЕКИ ВОРОНЕЖ В РАЙОНЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ПАРКА ДО И ПОСЛЕ ПЛАВАТЕЛЬНОГО СЕЗОНА МЕТОДОМ БИОИНДИКАЦИИ

Автор: Берестнева Светлана, 9 класс
МБОУ ДОД ЭЦ «ЭкоСфера» г. Липецка, Липецкая область
Руководитель: Куприна М. В.

Вода — самое распространенное соединение водорода и кислорода в природе. Ее роль в жизни человека чрезвычайно велика и многообразна. Вода необходима, прежде всего, для поддержания гомеостаза (постоянства внутренней среды) организма.
Употребление недоброкачественной воды способно оказать неблагоприятное воздействие на здоровье человека. Это может происходить как при употреблении воды для питья и приготовления пищи, так и при купании и плавании.
Кроме широко известных загрязнителей открытых водоёмов (отходы производств и с/х предприятий) и есть и такие загрязнители, о которых мы забываем: бытовая химия (различные крема, средства личной гигиены, стиральные порошки, мыла) и продукты жизнедеятельности человека.
Цель: выявить изменения чистоты воды в реке Воронеж до и после плавательного сезона в районе центрального пляжа г. Липецка методом биоиндикации.
Задачи:
1. Составить паспорт реки Воронеж в районе центрального пляжа и дать оценку качеству воды в реке по многолетним мониторинговым исследованиям.
2. Обосновать необходимость и возможность использования метода биоиндикации для исследования.
3. Провести исследования качества воды в реке Воронеж в районе центрального пляжа до и после купального сезона.
4. Выявить изменения качества воды после пляжного сезона.

153


Гипотеза: Интенсивное использование пляжа людьми летом приводит к ухудшению качества воды реки Воронеж на его территории.
Объект изучения. Качество воды в реке Воронеж в районе центрального пляжа.
Предмет изучения: живые организмы-индикаторы.
Методика исследования: метод Майера.


МОНИТОРИНГ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕКИ ДИТВА

Автор: Бурба Екатерина, 11 класс
ГУО «Дитвянская средняя школа» Лидского района Гродненской области Республики Беларусь
Руководитель: Бурба Н.В.

Деградация малых рек неизбежно сказывается на состоянии средних и больших рек, которые за счет них питаются. Хоть и видишь ты свою реку каждый день, но все равно замечаешь, как со временем мелеет, как зарастают ее берега. И больно смотреть, какой вред приносят часто люди природе. Как оставляют после себя кучи мусора, как необдуманно рубят деревья, распахивают луга.
Цель работы: изучение и мониторинг экологического состояния реки и причин, которые приводят к его ухудшению.
Задачи:
1. Изучить информацию о реке Дитва в литературных источниках и Интернете.
2. Разработать маршрут и подобрать методику изучения экологического состояния поймы и воды в реке.
3. Изучить физические и химические свойства воды, дать характеристику видового разнообразия пойменной растительности и условий их произрастания.
4. Сравнить полученные результаты, сделать выводы.
Работа проводилась на протяжении трех лет.
Река Дитва — правый приток Немана. Из литературных данных следует, что пойма реки используется как рекреационные ресурсы, и как водоприемник мелиоративных систем. На части территории осушенных болот ведутся торфоразработки. Часть земель занята посевами многолетних трав. Встречается плоскостная эрозия почв.

154


Методы исследования. Был разработан маршрут вдоль реки. Во время прохождения маршрута визуально оценивалось состояние поймы и изучение физических свойств воды (цвет воды, запах, мутность). Химические свойства воды (наличие сульфатов и хлоридов, рН, содержание кислорода) выявлялись с помощью химических реакций. Качество воды оценивалось также помощью методов биоиндикации. В качестве биоиндикаторов использовалось водное население – макробеспозвоночные.


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ГОРОДА ВОРОНЕЖА

Автор: Ворсина Екатерина, 7 класс
МБОУ СОШ № 40, г. Воронеж
Руководитель: Шацких М.А.

Вода – необходимый компонент всех биохимических процессов; место обитания многих необходимых для человека биологических организмов. В результате хозяйственной деятельности гидросфера подвергается загрязнению, засорению и истощению. Охрана гидросферы осуществляется как путем непосредственной охраны водных источников от загрязнения и регулирования водопользования, так и путем охраны от загрязнения воздушного бассейна, земли, недр и сохранения лесов. Сохраняя качество гидросферы, создают благоприятные условия для развития животного и растительного мира, обеспечивают плодородие земель и потребности человека.
Цель работы: оценка качества питьевой воды в городе Воронеже.
Для решения поставленной цели определены следующие задачи:
1. Изучить литературные источники о качестве питьевой воды.
2. Оценить органолептические свойства питьевой воды районов города.
3. Исследовать качество воды с помощью тест-систем.
4. Определить токсичность воды разных источников водоснабжения.
5. Провести опрос населения.
6. Дать рекомендации по очистке воды в быту.
Нами было исследовано восемь проб воды из разных источников водоснабжения и разных районов города. Сравнивая данные, полученные в результате работы, можно сделать следующие выводы:
1. Водопроводная вода имеет хлорный запах, что связано с дезинфекцией воды на водозаборных станциях.
2. Водопроводная вода имеет желтоватый оттенок, что связано с тем, что с большим содержанием железа, так как трубы чугунные.

155


3. Вода родника имеет запах и привкус естественного происхождения.
4. Качество воды по физическим свойствам соответствует ГОСТу 2874-82.
5. Вода после фильтрования не имеет вкуса и запаха, является прозрачной и бесцветной.
6. Самой чистой водой оказалась вода из частного дома (своя скважина), питьевая вода «Дивногорье» и из киоска «Артезианский источник».
Результаты исследования химического анализа показали, что только 4 пробы из восьми отвечают нормативам по значению рН. Наибольшее количество нитратов наблюдается в воде родника, но это соответствует ПДК.
На основании проделанного эксперимента можем сделать вывод: вода в частном доме Ленинского района, профильтрованная вода и вода «Артезианского источника» не имеют токсичности, все остальные пробы имеют очень слабую токсичность, что является в пределах нормы.


ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТАВА ВОДОПРОВОДНОЙ ВОДЫ ШКОЛЫ № 276

Автор: Зенченко Татьяна, 10 класс
ГБОУ СОШ № 276 Санкт-Петербурга
Руководитель: Суворова Ж.В.

Вода – источник жизненных сил. Вода сама по себе не имеет питательной ценности, но она – непременная составляющая часть всего живого. Ни один из живых организмов нашей планеты не может существовать без воды. Но на сегодняшний день количество воды пригодной для употребления без дополнительного очищения становится все меньше. Для целей водоснабжения используются воды как поверхностных, так и подземных источников. В Красном Селе централизованная система водоснабжения базируются на использовании подземных вод, которые характеризуются бесцветностью, высокой прозрачностью и значительной минерализацией.
Цель работы: исследовать органолептические и гидрохимические показатели водопроводной воды школы № 276.
Задачи:
1. Изучить информацию о водопроводной воде в различных источниках информации.
2. Отобрать 8 проб воды (в семи точках школы и одна проба в квартире).
3. Подобрать органолептические и гидрохимические показатели.

156


4. Сравнить водопроводную воду с водопроводной водой, очищенной шунгитом.
5. Сделать выводы по работе.
Выбор объекта исследования объясняется тем, что от качества состава воды, используемой в школе для питья и приготовления пищи, зависит здоровье учеников и персонала школы.
Объект исследования: водопроводная вода.
Предмет исследования: гидрохимические и органолептические показатели воды.
Методы исследования: турбидиметрический, визуально-колориметрический, титриметрический.


К ВОПРОСУ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОСТОЯНИИ ГЕЛЕНДЖИКСКОЙ БУХТЫ

Автор: Золотарев Андрей, 11 класс
МАОУ ДОД ЦДОД «Эрудит», г.Геленджик, Краснодарский край
Руководитель: Залетова В.К.

Уникальный природный комплекс территории Геленджика находится под прессом ряда антропогенных факторов, ухудшающих экологическую обстановку. В бухте происходит естественный процесс замещения воды, зависящий от многих факторов, например, от силы и направления ветра. Цель моей работы определить, как количество осадков влияет на экологическое состояние бухты, поскольку основными источниками загрязнения морской воды являются маленькие речки и ручейки, текущие с гор. Методика использованная в работе — сравнительный анализ.
По материалам НИЦ космической гидрометеорологии «Планета» мы составили сводные таблицы погодных условий по временам года и по годам. По первичным материалами и таблицам мониторинга, лаборатории химии моря Южного отделения Института, была составлена сводная таблица концентрации загрязняющих веществ в бухте. Для обработки использовалась программа Microsoft Excel. Сравнивая полученные данные по погодным условиям и концентрации загрязняющих веществ, была составлена аналитическая таблица.
Исследования показали, что нельзя не учитывать влияние на экологическое состояние бухты влажностного режима. Во время выпадения осадков интенсивность ливневых стоков увеличивается, что способствует увеличению скорости течений в бухте и прилегающей акватории открытого моря. Следовательно, вода в бухте меняется быстрее, даже при отсутствии ветра. Это позво-

157


ляет бухте избавиться от большей части загрязняющих веществ. В засушливые годы сток воды невелик, следовательно, скорости течений в бухте тоже уменьшаются, замедляя процесс водообмена. Поэтому концентрация большинства вредных веществ, попадающих в бухту, увеличивается. Выявлены вещества, уровень которых в засушливые годы повышается, и дано описание реальных опасностей для человека, к которым может привести это повышение.
Экологическое состояние Геленджикской бухты не может не волновать жителей города, поэтому проблема сохранения чистоты воды в бухте является жизненно важной и злободневной. Но тревогу у коммунальных служб города вызывают обычно сильные водотоки во время ливней, а незначительные по интенсивности остаются без внимания. Мои исследования показали, что для решения проблемы сохранения благоприятной экологической обстановки в Геленджике в засушливые годы стоки требуют не меньшего, а возможно и более пристального внимания.
Результаты работы переданы в Управление коммунального хозяйства города.


ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ВОДОЁМОВ ДЕРЕВНИ ДАВЫДОВО

Автор: Кожухов Павел, 10 класс
МАОУ «Давыдовский лицей» Московская область, Орехово-Зуевский район, деревня Давыдово
Руководители: Павлова С.А. Щедрина Е.В.

Цель работы: провести исследование воды озёр деревни Давыдово, познакомиться с основными загрязнителями водоёмов, подобрать приемлемые методы исследования, провести мониторинг состояния воды озер в деревне Давыдово.
Задачи:
1. Изучить литературу по методам исследования водоёмов.
2. Определить методики исследования.
3. Оценить экологическое состояние водоёмов деревни Давыдово.
4. Данные по водоёмам включить в план работы местной администрации.
Методы исследования: биологические и химические методы исследования состояния водоёмов.
Место исследования: В работе воссоздаётся краткая историческая справка деревни Давыдово и её окрестностей. Описываются местные водоёмы.

158


ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОЗЕРА ДОЛГОЕ (ЮЖСКИЙ РАЙОН ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ)

Автор: Коломиец Арина, 9 класс
ОГБОУ ЦРДОД, Ивановская область
Руководитель: Гусева А.Ю.

За последние годы многие озера на территории Ивановской области стали объектом антропогенного и, в частности, рекреационного воздействия. Не избежали этой участи и озера, расположенные на территориях, имеющих природоохранный статус. Объектом наших исследований стало озеро Долгое, расположенное на территории Клязьминского республиканского боброво-выхухолевого заказника. Изучение экологического состояния озера, расположенного на особо-охраняемой природной территории ранее не проводилось. Необходимость исследований объясняется и произрастанием водяного ореха–чилима, занесенного в Красную Книгу Ивановской области.
Цель работы: провести оценку качества озера Долгое биоиндикационными методами и дать его экологическую характеристику.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) Отобрать пробы макрозообентоса и определить класс качества воды в озере по общепринятым методикам;
2) Провести описание берегов и поймы;
3) Изучить видовой состав гидробионтов, относящихся к группе макрозообентоса;
4) На основании присутствия видов индикаторов и их количества сделать выводы об экологическом состоянии водоема;
5) Сравнить данные за 2010 и 2011 гг. и выявить динамику изменений;
5) Дать рекомендации по улучшению состояния водоема.
Исследования проводились для 11 станций озера Долгое в 2010 году и для 10 станций в 2011 году. Для каждой из станций производилось описание, описывались запах, цвет воды, наличие пленки, перифитона, тип грунта, водная и прибрежная растительность.
Для оценки качества вод использовались стандартные биоиндикационные методики: индекс Майера, метод Вудивисса и методика Пантле-Букка в модификации Сладчека.

159


ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ВОДЫ ПО ФИЗИЧЕСКИМ СВОЙСТВАМ

Авторы: Краснолуцкая Валентина, Курленко Михаил, 10 класс
МБОУ «СОШ п. Искателей», п. Искателей, Ненецкий авт. окр., Архангельская обл.
Руководитель: Христолюбова Т.Г.

Проблема сохранения качества воды является на данный момент самой актуальной, т. к. всем известно выражение — «вода — это жизнь». Без воды человек не может прожить, но, даже понимая всю важность роли воды в его жизни, он все равно продолжает жестко эксплуатировать водные объекты, безвозвратно изменяя их естественный режим сбросами и отходами. А загрязнение подземных источников – это беда, которая только начинает просматриваться, но не потому, что у нас все хорошо, а по той причине, что мы не достаточно исследуем подземные воды.
Цель работы: исследовать качество воды по физическим свойствам: мутность, цветность, электропроводность, вязкость.
Задачи:
1. Изучить информацию в научной литературе и СМИ о характеристиках водных ресурсов в исследуемом регионе.
2. Изучить литературу по выявлению физических особенностей воды.
3. Исследовать воду из разных источников по физическим показателям: мутность, цветность, электропроводность, вязкость.
4. Сравнить полученные результаты и сделать выводы.
Объект исследования: водные ресурсы округа.
Методы исследования — физические свойства воды: мутность, цветность, электропроводность, вязкость.
Место исследования. Пробы воды для исследования отбирались в 8 точках: подземные воды: «Захребетная курья» — система (школа, дом, фильтр, машина), п. Сахалин; Голубое озеро, Солдатское озеро, р. Б. Печора.


ИСТОЧНИК ЖИЗНИ

Автор: Мироевский Сергей, 7 класс
МОБУ гимназия № 6, г.Сочи, Краснодарский край
Руководитель: Савельева Н.Ю.

В октябре – ноябре 2012 года в городе Сочи прошла Неделя Чистой воды. В рамках данной акции школьники нашего города определяли качество воды

160


VIII Международный конкурс исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды»: Сборник тезисов участников

СТРАНИЦЫ: [1-10] [11-20] [21-30] [31-40] [41-50] [51-60] [61-70] [71-80] [81-90] [91-100] [101-110] [111-120] [121-130] [131-140]
[141-150] [151-160] [161-170] [171-180]

Издания, полные версии

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика