Контакты
Главная Издания, полные версии 8 конкурс сборник 8 конкурс стр. 111-120

 

ПОЧЕМУ ИДЁТ ДОЖДЬ

Автор: Терентьева Александра, 7 класс
МБОУ «Уярская СОШ № 3», город Уяр, Красноярский край
Руководитель: Непомнящая Р.В.

Скоро лето, а значит, осадки в основном будут выпадать в виде дождя. Я много раз наблюдала за дождём летом и у меня появились вопросы, на которые постаралась ответить в своей исследовательской работе. Мне очень интересно, почему идёт дождь? Как вода поднимается к небу, чтобы упасть на землю дождём? Почему дождь бывает разный? Нужен ли дождь? Бывают ли опасные дожди?
Водяной пар, соприкасаясь с холодным воздухом, конденсируется и превращается снова в воду. Так зарождаются дожди.
Дожди классифицируют по двум основным признакам: интенсивности и продолжительности.
Но не все дожди приносят пользу. Есть дожди, которых не должно быть на Земле. Это кислотные и радиоактивные дожди. Они появились из-за хозяйственной деятельности людей, загрязнения окружающей среды.
Дождь — это тоже хорошая погода!
Цель работы: узнать как можно больше о данном природном явлении.
Задачи:
1. Исследовать превращение воды в пар.
2. Объяснить, как пар вновь становится водой.
Методы исследования — опыты, наблюдения.
Место исследования: школьная лаборатория, дом.
Объект исследования: природное явление — дождь.


ОБСЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ УРОВНЯ РАДИАЦИОННОГО ФОНА НА ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ОГОНЁК» ФГБУ «ГГИ» В ЛЕСНОМ МАССИВЕ ВОДООХРАНОЙ ЗОНЫ БОЛЬШОГО СИМАГИНСКОГО ОЗЕРА

Автор: Цветков Кирилл, 9 класс
Научное общество «Северный Сад», ГБОУ СОШ № 618 Приморского района г. Санкт-Петербург
Руководитель: Пестова Т.М.

В ноябре 1999 г. на международном симпозиуме «Жизнь в атомном и химическом мире», организованном Российской Академией наук, сообщили о важном открытии, что генетические изменения при воздействии сильных и ма-

111


лых доз облучений на организм человека по своим эффектам схожи. Поэтому наши исследования актуальны.
На территории ДОЛ «Огонёк», западного берега Большого Симагинского озера и окружающих массивов леса, круглогодично организуется отдых детей и взрослых. Кроме того, жители поселка Ильичево постоянно используют эту территорию для рыбной ловли и отдыха.
Чтобы убедится в комплексном безопасном и только положительном влиянии природных ресурсов и окружающей среды лагеря на здоровье отдыхающих, Администрация ДОЛ «Огонек» обратилась с ходатайством в наше научное общество о проведении исследований на уровень радиационного фона.
Цель: «Исследование уровня радиационного фона на территории ДОЛ «Огонёк» с последующей реализацией результатов в форме картосхемы».
Задачи:
1. Разбить территорию ДОЛ «Огонёк» на 4 экспериментальные зоны с условным обозначением: «Административная», «Береговая», «Овражная», «Карьерная».
2. Провести замеры радиационного фона на экспериментальных зонах с помощью дозиметров «Радекс» и «Сигнал».
3. Разработать картосхему с реализацией результатов замеров уровня радиационного фона ДОЛ «Огонёк» для рекламного щита.


ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИЕ ЛАМПЫ: ЗА И ПРОТИВ

Автор: Шацких Михаил, 7 класс
МБОУ СОШ № 40, г. Воронеж
Руководитель: Шацких М.А.

Цель работы – изучение плюсов и минусов использования энергосберегающих ламп.
Задачи:
1. Изучить информацию о лампах накаливания и энергосберегающих.
2. Исследовать влияние различных ламп на всхожесть семян, как пример влияния на организм.
3. Определить теплоотдачу различных ламп.
4. Оценить лампы по степени благоприятности для органа зрения человека.
5. Сделать выводы.
Лампа накаливания знакома всем. Это стеклянная колба с излучателем из проволоки (обычно вольфрамовой) в виде нити или спирали, накаливаемой

112


электрическим током. Различают лампы накаливания вакуумные (из колбы удален воздух) и наполненные газом (например, криптоном). Срок службы лампы накаливания достигает 1000 часов. Она была изобретена в 1872 году русским электротехником Александром Лодыгиным и усовершенствована в 1879 году американским изобретателем Томасом Эдисоном.
В лампе накаливания используется эффект нагревания и свечения металлической нити при протекании через нее электрического тока. Главным параметром такой лампы является мощность, которую она потребляет.
Энергосберегающие лампы состоят из колбы, наполненной порами ртути и аргоном, и пускорегулирующего устройства (стартера). На внутреннюю поверхность колбы нанесено специальное вещество, называемое люминофор. Люминофор, это такое вещество, при воздействии на которое ультрафиолетовым излучением, начинает излучать видимый свет. Когда мы включаем энергосберегающую лампочку, под действием электромагнитного излучения, пары ртути, содержащиеся в лампе, начинают создавать ультрафиолетовое излучение, а ультрафиолетовое излучение, в свою очередь, проходя через люминофор, нанесенный на поверхность лампы, преобразуется в видимый свет.


ИССЛЕДОВАНИЕ АМОРТИЗАЦИОННЫХ СВОЙСТВ РАЗЛИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ

Автор: Шаяхметов Нияз, 11 класс
ГБОУ Республиканский экономический лицей-интернат, г. Уфа
Руководитель: Хисамутдинова С.Д.

«Знать бы, где упасть, так соломки бы припасть»,— гласит народная мудрость. Недавно, идя по дороге в школу, я неожиданно грохнулся на лед. Это чрезвычайное происшествие навело меня на мысль о соломке из знаменитой пословицы. А действительно ли соломка наиболее мягкий материал для падения?
Цель работы: сравнительный анализ амортизационных свойств различных материалов.
Задачи исследования:
1. Измерить амортизационные характеристики материалов, используемых в качестве покрытий в быту и на улице.
2. Проанализировать полученные результаты.
3. Проверить справедливость пословицы о необходимости применения соломы при падении.

113


4. Разработать рекомендации по подбору материалов для напольных и уличных покрытий.
Объекты исследования: различные виды дорожного и напольного покрытия.
Методы исследования: экспериментальный, сравнение и анализ.
Анализ литературы позволил определиться со способом оценки «болезненности» удара, основываясь на зависимости между силой удара и его продолжительностью. Для измерения времени удара я использовал идею измерения времени соударения стальных шаров, предложенную в сборнике экспериментальных задач, подобрав оборудование и изменив экспериментальную установку под свою задачу.
В ходе выполнения работы мной был разработан метод оценки степени «болезненности» удара при падениях и проведен сравнительный анализ широкого спектра материалов, используемых в качестве покрытий в закрытых помещениях и пешеходных зонах, по показателю травмобезопасности.

 

 

 

 

 

114


Секция "Инструментальные исследования в области химии"

 

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПИТЬЕВОЙ БУТИЛИРОВАННОЙ ВОДЫ

Авторы: Бедарев Алексей, Комаров Даниил, 11 класс
МБОУ ДОД «ЦТД № 4», Гимназия № 1, г. Бийск
Руководитель: Степанова Н.В.

Данная работа выполнена в плане исследования качества питьевой бутилированной воды, наиболее популярной у учащихся Гимназии № 1 г. Бийска. Исследования проводятся с 2012 года.
Актуальность данной работы заключается в том, что в данном проекте проведена оценка качества питьевой бутилированной воды, реализуемой в торговой сети г. Бийска и пользующейся наибольшим спросом у учащихся Гимназии № 1.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты, полученные в ходе проведённых исследований, позволяют оценить качество питьевой бутилированной воды, употребляемой жителями нашего города и информировать их о её качестве.
Целью работы изучение ассортимента питьевой бутилированной воды, реализуемых в торговой сети г. Бийска, исследование потребительских предпочтений при выборе питьевой воды и оценка её качества. Для достижения поставленной цели в работе были решены следующие задачи:
1. Изучение литературных источников и систематизация полученной информации.
2. Оценка ассортимента и качества образцов питьевой бутилированной воды, пользующихся наибольшим спросом у учащихся Гимназии № 1 г. Бийска.
3. Сравнение полученных результатов и формирование выводов.
В соответствии с поставленными задачами в данной работе было проведено исследование качества пяти марок питьевой воды, реализуемой в торговой сети нашего города.

115


ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВА ХЛЕБА

Автор: Вдовиченко Виктория, 10 класс
МБОУ «МПЛ № 8» г. Псков
Руководитель: Тасалова Е.Е.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что хлеб является одним из основных продуктов в жизни каждого человека, но по-настоящему вкусный хлеб найти очень нелегко. В средствах массовой информации появилась статьи о вреде хлеба, вреде дрожжей. Кроме того, необходимость употребления продуктов с оздоровительными свойствами тесно связана не только с ухудшением экологического состояния в России, но и с традиционными технологиями переработки продуктов, которые не всегда способствуют сохранению в них полного объема питательных веществ. Перед проведением исследовательской работы я провела опрос среди покупателей магазина около своего дома, взяла интервью у продавцов. Данная работа посвящена исследованию качества наиболее по данным опроса покупаемых сортов хлеба: «Мирожский», «Пшеничный», «Батон нарезной» ОАО «Псковский хлебокомбинат», сравнению полученных результатов с нормативными документами.
Цель данной работы: оценка качества хлеба и сравнение результатов с ГОСТ.
Задачи:
1. Изучить информацию о хлебе в литературных источниках и Интернете;
2. Собрать информацию о потреблении хлеба;
3. Посетить предприятие ОАО « Псковский хлебокомбинат»;
4. Исследовать качество хлеба по органолептическим и физико-химическим показателям;
5. Сравнить результаты исследования с сертификатами качества и сделать выводы;
6. Посетить «Музей хлеба» в Санкт- Петербурге.
Методы: анализ имеющихся литературных и энциклопедических данных о хлебе, Интернет-ресурсов, практическое исследование хлеба: «Мирожского», «Пшеничного», «Батона нарезного» в лабораториях МБОУ «МПЛ№ 8» и ПГУ, интервьюирование продавцов и посетителей магазина, анкетирование учащихся 9 кл., экскурсии на ОАО «Псковский хлебокомбинат», «Музей хлеба» в Санкт-Петербурге. Во время экскурсии на ОАО «Псковский хлебокомбинат» я познакомилась с технологией производства хлеба, ассортиментом изделий; с тем, как проверяется качество сырья и готовой продукции. В производстве хлеба выделяют основные стадии: подготовка сырья к производству,

116


приготовление теста, замес и созревание теста, разделка и расслойка теста, выпечка хлеба.Я определяла качество хлеба по органолептическим и физико-химическим показателям затем сверяла с ГОСТ.


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА МАРМЕЛАДА

Авторы: Григорян Анастасия, Дьячкова София, 9 класс
МБОУ СОШ № 40 г. Воронеж
Руководители: Шацких М.А., Денисова Н.А.

Одним из любимых лакомств детей является мармелад, но действительно ли он является безопасным для ребёнка? Выяснить этот вопрос мы и решили, проведя своё исследование качества мармелада.
Мармелад — это изделие желеобразной структуры, приятного кисло-сладкого вкуса, упругой консистенции. Поверхность мармелада обсыпают сахаром или глазируют шоколадной глазурью для предохранения от намокания при хранении и реализации, так как при варке мармелада образуется большое количество (до 30%) редуцирующих сахаров (глюкоза, фруктоза), которые очень гигроскопичны. Мармелад очень питательный продукт — это обусловлено тем, что в его состав входят агар или пектин, а также витаминизированные фруктовые соки.
Цель работы — оценить качество мармелада, поступающего в торговую сеть города.
Для реализации поставленной цели, мы определили несколько задач:
1. Изучить требования к качеству плодово-ягодных кондитерских изделий;
2. Определить кислотность водного раствора мармелада титрованием;
3. Исследовать количество сахара с помощью рефрактометра;
4. Проанализировать количество красителей методом бумажной хроматографии;
6. Оценить натуральность ароматизаторов, которые используются для производства мармелада с помощью прибора «электронный нос».
Мы приобрели в магазинах города мармелад производства разных торговых компаний.
Мы определили органолептические показатели мармеладов (это вкус, запах, цвет), а также время растворения в теплой воде и прозрачность раствора.

117


РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ПОЛУЧЕНИЯ ПЕНОСТЕКЛА ИЗ ВТОРИЧНОГО СТЕКОЛЬНОГО БОЯ, НАКАПЛИВАЕМОГО В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Автор: Дросу Николета, 10 класс
МБОУ ДОД ЦДОдД «Юность», Белгород
Руководитель Князева М.В.

Данная работа выполнена в плане исследования технологических параметров создания эффективного и безопасного неорганического теплоизоляционного материала – пеностекла. Варьировались следующие параметры: удельная поверхность, температура вспенивания, время выдержки.
Актуальность работы определяется тем, что производство пеностекла позволяет создать экологически и экономически оправданное ресурсосберегающее производство, использующее природно-ресурсный потенциал стеклобоя как минерального сырья антропогенного происхождения.
Целью настоящего исследования стало определение оптимальных технологических параметров по созданию эффективного и безопасного неорганического теплоизоляционного материала — гранулированного пеностекла при использовании стеклобоя в качестве сырья.
Практическая значимость работы заключается в том, предложенная технология отличается возможностью использования несортированного стеклобоя, невысоким энергопотреблением (263 кВтч/м2), одностадийностью процесса обжига, простотой и доступностью оборудования. Проведённые исследования позволили успешно решить задачу как на уровне химического механизма получения материала, так и на уровне технологии и добиться поставленных в исследовании целей.
Были получены опытные образцы пеностекла из стеклобоя. Оптимальными были образцы, полученные из стеклобоя с удельной поверхностью 700 м2 /кг, температурой вспенивания 850°С, временем выдержки τ 40 минут. Образцы обладали следующими свойствами:
— плотность 242 кг/ м3;
— предел прочности при сжатии 1,7 Мпа;
— предел прочности при изгибе 0,8 Мпа.
Таким образом, разработан способ утилизации стеклобоя с получением теплоизоляционного и конструкционного материала — пеностекла. Производство пеностекла позволяет не только получить строительный материал, но и решить проблему утилизации несортированного стеклобоя, объёмы использования которого в производстве материала сопоставимы с объёмами образования отходов стекла.

118


ИЗУЧЕНИЕ СВОЙСТВ АСПИРИНА

Автор: Завгородняя Марина, 9 класс
МБОУ СОШ № 40 г. Воронеж
Руководители: Шацких М.А., Денисова Н.А.

Ацетилсалициловая кислота — это одно из самых известных и широко применяемых лекарственных средств в мире. Существует более 50 названий — торговых марок препаратов, основным действующим началом которых является это вещество. Ежегодно в мире употребляется свыше 40 000 тонн аспирина. Это необычное лекарственное средство можно назвать рекордсменом среди медикаментов. Ацетилсалициловая кислота — долгожитель в мире лекарств, в 1999 официально отметила свой столетний юбилей, и до сих пор это самый популярный медицинский препарат в мире. Несмотря на солидный возраст, аспирин таит в себе немало загадок.
Практически каждый человек хотя бы один раз в жизни применял данный препарат, цели все преследовали разные: кто-то снижал температуру, кто-то уменьшал боль и воспаление, а кто-то «разжижал кровь». Это средство есть в домашней аптечке у каждого из нас, но лишь единицы знают о его разнонаправленности действия. Некоторые даже не догадываются, что кому-то он каждый день спасает жизнь!
Гипотеза: аспирин имеет широкую область применения, обладает как положительными, так и побочными эффектами.
Цель работы — изучение свойств аспирина разных производителей. Для реализации поставленной цели определили несколько задач:
1. Изучить растворимость аспирина в разных жидкостях;
2. Выяснить частоту использования аспирина жителями города;
3. Провести сравнительный анализ фенолпроизводных и уксусной кислоты в аспирине разного производства;
4. Исследовать реакцию взаимодействия аспирина с алкоголем.
Методы исследования: анализ научной литературы и ресурсов Интернета, проведение практической работы, формулирование выводов.

119


ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ МЕДИ В УДОБРЕНИЯХ МЕТОДОМ АТОМНО-АБСОРБЦИОННОЙ СПЕКТРОСКОПИИ

Авторы: Караваев Андрей, Копаничук Ксения, 11 класс
ГБОУ лицей № 389 «ЦЭО», Санкт-Петербург
Руководители: Власова Ж.Е., Михайлова З.С.

Для нормального роста и развития растений необходимо достаточное содержание в почве микроэлементов (Cu, Co, Zn, Mo, Mn, Fe), которые участвуют в различных биохимических процессах. Их дефицит в почве в практике сельского хозяйства покрывается внесением микроудобрений. Однако эти же элементы входят в группу тяжелых металлов, токсичных для растений, животных и человека. Загрязнение почв тяжелыми металлами является одной из главных экологических проблем современности. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области 40% почв имеют содержание тяжелых металлов в 10 и более раз выше нормы. На дачах области загрязнение медью, свинцом в 50 % случаев превышает предельно допустимую концентрацию в 2–3 раза. В настоящее время на рынке присутствует большое разнообразие удобрений, в том числе содержащих медь. Мы выдвинули гипотезу, что минеральные удобрения могут быть источником загрязнения почвы медью. Какое же удобрение выбрать? На некоторых упаковках нет даже состава входящих веществ. Определение содержания меди и других тяжелых металлов в природных объектах является одной из актуальных задач аналитической химии.
Цель нашей работы: определить
содержание меди в различных удобрениях методом атомно-абсорбционной спектроскопии и оценить степень соответствия полученных результатов с данными, представленными на упаковке.
Задачи:
1. Изучить распределение и формы существования меди в почвах;
2. Изучить методы разделения, концентрирования и определения меди;
3. Исследовать содержание меди в удобрениях;
4. Оценить результаты и сделать соответствующие выводы.
Исследование проводилось двумя методами:
— предварительно, с помощью тест-системы« ЗАО «Крисмас+» для экспресс-анализа воды и водных сред «МЕДЬ»;
— и методом атомно-абсорбционной спектроскопии. Достоинства этого метода — простота, высокая селективность и малое влияние состава пробы на результаты анализа. Были исследованы: растворимое удобрение для ягодных культур «Агрикола», растворимое удобрение для овощных культур «Агрикола», жидкое комплексное удобрение «NPK+ микроэлементы»

120


VIII Международный конкурс исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды»: Сборник тезисов участников

СТРАНИЦЫ: [1-10] [11-20] [21-30] [31-40] [41-50] [51-60] [61-70] [71-80] [81-90] [91-100] [101-110] [111-120] [121-130] [131-140]
[141-150] [151-160] [161-170] [171-180]

Издания, полные версии

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика