из приведенных фактов, мы приняли решение проанализировать и сравнить свойства питьевой воды.
Цель работы: сравнить качество воды различных источников Сергиево-Посадского района и г. Москвы.
Задачи:
1. Изучить информацию о водоснабжении населения Сергиево-Посадского района.
2. Подобрать показатели для исследования.
3. Исследовать показатели различных источников.
4. Сравнить полученные результаты и сделать выводы.
Методы исследования — химические. Исследования качества питьевой воды проводились по следующим показателям: общая жесткость, хлориды, железо общее, кислород, запах.
Место исследования. Для исследовательской работы были взяты образцы водопроводной воды в населенных пунктах Сергиево-Посадского района:
г. Краснозаводск, пос. Новый, пос. Ферма, пос. Шарапово, образцы родниковой воды дер. Воронино и пос. Ферма. Для сравнения свойств воды был исследован образец водопроводной воды из г. Москвы (Жулебино). Сергиево-Посадский район использует примерно на 95% воду из подземных водоносных горизонтов.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ТОКСИЧНЫХ ВЕЩЕСТВ В ОТРАБОТАВШИХ ГАЗАХ АВТОМОБИЛЯ
Автор: Соловьев Дмитрий, 1 курс
ГБОУ СПО «БЛПК», г.Улан-Удэ, Бурятия
Руководитель: Цырендылыкова Н.Б.
В связи с быстрым развитием автомобильного транспорта существенно обострились проблемы воздействия его на окружающую среду. Основными источниками загрязнения воздушного бассейна при эксплуатации автотранспорта являются двигатели внутреннего сгорания, которые выбрасывают в атмосферу отработавшие газы и топливные испарения. В данной работе рассматривается экологическая безопасность, в частности, вопрос о том, что как можно снизить негативные последствия влияния эксплуатации автомобиля на окружающую среду.
Цель работы: исследование концентрации продуктов неполного сгорания с помощью газоанализатора автомобилей с каталитическим нейтрализатором и без него.
131
Задачи:
1. Изучить информацию о влиянии автомобильного транспорта на окружающую среду в литературных источниках и Интернете, подобрать материал по теме исследования.
2. Изучить устройство и принцип действия каталитических нейтрализаторов, принцип работы прибора для проверки токсичности отработанных газов двигателя.
3. Исследовать показатели измерения газоанализатором продуктов неполного сгорания двух автомобилей в холостом и рабочем ходу.
4. Сравнить полученные результаты и сделать выводы.
Из литературных данных следует, что по загрязнению окружающей среды автомобильным транспортом обнаружено недостаточно информации, однако необходимо проводить исследование содержания вредных веществ в отработанных газах автомобилей в зависимости от установки каталитического нейтрализатора.
Методы исследования — экспериментальные. Изучение и исследование концентрации продуктов неполного сгорания проводилось с помощью газоанализатора.
Место исследования. В эксперименте участвовали автомобили автопарка Бурятского лесопромышленного колледжа.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ В ВОЗДУХЕ УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МИНИ-ЭКСПРЕСС-ЛАБОРАТОРИИ «ПЧЕЛКА-У»
Автор: Супонин Владислав, 9 класс
МКОУ «Аннинская СОШ с УИОП» п.г.т. Анна Воронежская область
Руководитель: Безуглова Н.Н.
Данная работа выполнена членами научного общества учащихся «Юный путешественник». Деятельность НОУ осуществляется по нескольким направлениям: теоретические исследования, практические работы, инструментальное исследование, подготовка презентаций, выступления и т.д. Планируя работу на следующий период, стараемся разнообразить свою деятельность. В прошедшем учебном году было решено уделить особое внимание проблеме здоровьесбережения. Исследуя эту проблему, выявили ряд причин, негативно влияющих на здоровье учащихся лицея. Результатом этой деятельности стала исследовательская работа.
132
Цель: дать оценку качества воздуха через количественное определение содержания углекислого газа с помощью мини-экспресс-лаборатории «Пчелка–У».
Задачи:
1. Изучить источники информации по теме исследования;
2. Провести инструментальное исследование состава атмосферного воздуха с помощью мини-экспресс-лаборатории «Пчелка-У»;
3. Провести лабораторную обработку, собранного материала;
4. По полученным результатам дать оценку данных исследований;
5. Определить условия, при которых можно повысить результативность занятий учащихся, находящихся в здании лицея.
Объект исследования: воздух в классной комнате.
Предмет исследования: углекислый газ.
Основой исследовательской работы является практикум «Определение содержания в воздухе углекислого газа с помощью индикаторных трубок (экспресс-анализ окружающего воздуха)» из сборника «Экологический практикум: Учебное пособие с комплектом карт-инструкций». Авторами данного практикума являются Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. Выполняется практикум с использованием мини-экспресс-лаборатории «Пчелка-У».
133
Секция "Инструментальные исследования в области экологии водной и наземной среды"
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ РЕК КАМЕНКИ И ГЛУХАРКИ — ВОДНЫХ АРТЕРИЙ ЮНТОЛОВСКОГО ЗАКАЗНИКА — МЕТОДОМ БИОИНДИКАЦИИ
Автор: Байков Максим, 5 класс
Научное общество «Северный Сад», ГБОУ СОШ № 618 Приморского района г. Санкт-Петербург
Руководитель: Пестова Т.М.
Юнтоловский заказник — единственный в России и в Европе охраняемый болотный массив, расположенный в черте крупнейшего мегаполиса — г. Санкт-Петербурга. Уникальность этой территории связана с тем, что здесь болотообразовательные процессы идут при постоянном опускании территории и воздействии моря; при этом лесная растительность находится в динамическом взаимодействии с болотной.
Объектом нашего исследования является непосредственно буферная зона Юнтоловского заказника.
Цель: определить состояние экосистем рек Каменки и Глухарки методом биоиндикации.
Задачи:
1. Выбрать экспериментальные площадки для исследований со значительным антропогенным прессингом;
2. Определить гидрологические параметры рек Каменки и Глухарки на экспериментальных площадках;
3. Определить биологическое разнообразие бентоса в руслах рек Глухарки и Каменки;
4. Описать биологическое разнообразие влаголюбивых растений и древесно-кустарниковых пород в прибрежной части исследуемых объектов.
Для начала исследований необходимо было выбрать места для экспериментальных площадок в руслах рек Каменки и Глухарки:
— р. Глухарка — нижнее течение реки — 10 площадок;
134
— р. Каменка — от места соприкосновения новых микрорайонов ул. Планерной и села Каменки до устья — 10 площадок.
Мониторинг включал в себя: определение биологического разнообразия бентоса, влаголюбивых растений и древесно-кустарниковых пород в прибрежной части рек Каменки и Глухарки. Определяли видовое разнообразие бентоса с использованием следующего оборудования: стереолупы, полевого определителя пресноводных беспозвоночных, гидрокостюмов, сачков, пинцета, лупы.
РАСТЕНИЯ — ИНДИКАТОРЫ КИСЛОТНОСТИ ПОЧВ ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА
Автор: Байрамгазиева Эльнара, 11 класс
МБОУ г. Астрахани «СОШ № 27»
Руководители: Бекмухамедов А.Ф., Дымова Т.В.
Согласно закону РФ «Об охране окружающей природной среды» (1992) зеленые зоны городов и населенных пунктов относятся к особо охраняемым природным территориям. Растения пришкольного участка относятся тоже к особо охраняемым территориям. Для ухода за растениями пришкольного участка необходимо знать кислотность почвы, её механический состав и плодородие, наличие минеральных веществ в почве. Для определения структуры, плодородия и кислотности почвы важно изучить видовой состав дикорастущих растений пришкольного участка. Многие виды растений являются, по мнению учёных, биоиндикаторами кислотности, плодородия почвы и других показателей почвы.
Цель работы: показать на примере видового состава растений пришкольного участка, что растения являются индикаторами кислотности и других показателей почвы.
Гипотеза: являются ли дикорастущие растения индикаторами кислотности почвы и как это можно лабораторно проверить.
Задачи:
1. Дать понятие о биоиндикации и её видах и методах, о растениях индикаторах по научной и научно-популярной литературе.
2. Определить по определителям и справочникам видовой состав дикорастущих растений пришкольного участка, проанализировать степень распространения этих растений на участке.
3. Провести исследования кислотности почвы с помощью универсальной индикаторной бумаги под каждым видом дикорастущего растения.
135
4. Сопоставить сведения о кислотности почвы с научными данными по распространению видов растений – индикаторов кислотности, произрастающих на участке.
5. Составить рекомендации по выращиванию цветочных, декоративных и других растений для пришкольного участка.
Объект исследования: пробы почв и растения пришкольного участка.
Предмет исследования: биоиндикация с помощью дикорастущих растений, кислотность проб и структур почвы.
Методы исследования: наблюдение, индикаторный и структурный анализ, определение названий видов растений, сравнительный анализ, фиксирование результатов в виде таблиц, диаграмм, фотографий, план-схемы.
ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ВОДНЫХ ООПТ
Авторы: Жестерева Юлия, 10 класс, Клюев Павел, 9 класс
МБОУ СОШ № 2 с.Доброе им. М.И.Третьяковой Добровского района Липецкой области
Руководитель: Шаталов А. Н.
Добровский район на территории Липецкой области выделяется определённым своеобразием природы. Он обладает одной из самых крупных площадей охраняемых территорий в Липецкой области. Здесь расположены 2 ландшафтных заказника и 11 памятников природы. При таком обилии ООПТ, редких видов флоры и фауны исследования экологического состояния охраняемых объектов природоохранными структурами, носит разовый и периодический характер. Решению данной проблемы может помочь создание системы школьного мониторинга ООПТ.
Цель проекта: проведение комплексной оценки состояния ООПТ для последующей организации мониторинга.
Задачи:
1. Провести физико-географическое описание местности, определить основные гидрологические и морфологические характеристики водоёма.
2. Провести анализ качества воды с помощью различных методов исследования.
3. Систематизировать и довести полученные сведения до широких слоёв населения, заинтересованных лиц и организаций.
4. На основании проведенных исследований разработать структуру школьного экологического мониторинга муниципального уровня.
136
Возможность проведения мониторинговых исследований и перспективу использования данных результатов в оценке и проведении экологической экспертизы рассмотрим на примере памятника природы Добровского района — озера Богородицкое.
Для проведения полевых исследований и наблюдений были использованы методические пособия по экологии ассоциации «Экосистема»: «Методы гидрологических исследований: проведение измерений и описания озер» —1996 год. «Мониторинг загрязнения водоёмов по составу макрозообентоса» — ассоциация по химическому образованию, 1999 год. «Экологический мониторинг» учебное пособие для вузов под ред. Ашихмина Т.Я. — 2006 год, «Практическое руководство к определению основных компонентов поверхностных вод» под ред. Лабутина Т.М. — 2004 год, ряд других методик.
ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ РЕКИ ОБДЕХ В ОКРЕСТНОСТЯХ Д. РАКОВО ПЕЧОРСКОГО РАЙОНА ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Автор: Иванов Сергей, 10 класс
«Школа исследователя природы», МБОУ ДОД «Эколого-биологический центр», город Псков
Руководитель: Сидельникова О.В.
В Российской Федерации насчитывается 2,5 млн. малых рек и ручьев, подавляющее большинство которых имеют длину до 25 километров, то есть это реки очень малые, даже маленькие. Но, несмотря на размеры, именно они составляют основу гидрографической сети, формируют средние и большие реки, предопределяя их гидрологический, биологический и биохимический режим. Северо-западная часть России, в пределах которой располагается Псковская область, традиционно относится к регионам, хорошо обеспеченным водными ресурсами. Сложный рельеф и избыточное увлажнение территории Псковской области обусловили обилие рек, озер, болот. На каждый квадратный километр поверхности области приходится 0,20–0,36 км рек. Это густая речная сеть.
Изучение экологического состояния малых рек, в условиях возрастающей антропогенной нагрузки, занимает важное место в сохранении естественных свойств экосистем. Обдех — малая река, берёт своё начало в Мальском озере и впадает в Псковское озеро, протекает по охраняемой Изборско-Мальской долине, рельеф которой сформировался в ледниковый период. река Обдех является одной из красивейших рек нашего края.
137
С 2011 года нами проводится исследование экологического состояния р. Обдех. Рядом с рекой располагается профильный лагерь «Эколог», в котором воспитанники Эколого-биологического центра г. Пскова проходят летнюю полевую практику. Очень многие моменты из жизни лагеря непосредственно связаны с рекой: занятия, экскурсии, игры, купание, природоохранные акции. Кроме того, живописная местность привлекает большое количество отдыхающих, на берегу реки Обдех ежегодно проводятся туристические слёты.
ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ГУМУСНОГО СЛОЯ БЭРОВСКИХ БУГРОВ
Автор: Кадыров Дамир, 6 класс
МБОУ ДОД ДДТ «Успех», Астрахань
Руководитель: Соколова Г.А.
Работа посвящается одной из малоизученной области уничтожения Бэровских бугров и изучения последствий неконтролируемого их уничтожения, их биосферной роли в формировании ландшафтов волжской дельты.
Целью исследований было определение общего содержания, и анализ состава гумусного слоя Бэровского бугра села Старокучергановка; сохранение Бэровских бугров.
Результаты исследования вносят определенный вклад в теорию антропогенной эволюции почв и наземных экосистем.
Задачи:
1. Предварительная оценка гумусного слоя почв под влиянием бугров Бэра на формирование почвенного покрова бугровых ландшафтов;
2. Подбор соответствующих объектов (Бэровский бугор, солончак, степь) для определения гумусного слоя и его изменения;
3. Изучение показателей гумусного слоя почв (основные физические свойства, содержание гумуса, солевое состояние и особенности пространственного распределения солей);
4. Сравнительный анализ состояния гумусного покрова ландшафтов бугров Бэра разной степени нарушенности;
5. Провести работу с местным населением по сохранению природного объекта и очистке территории вокруг ПТК Бэровский бугор.
Объект исследования — почвы Бэровского бугра, солончака, степного массива на территории села Старокучергановка.
138
Гипотеза: с уничтожением Бэровских бугров происходит значительное изменение гумусового слоя почв села Старокучергановка, приводящее к разрушению почв.
Методы исследования. Оценку состояния почвенного покрова Бэровского бугра с различной степенью антропогенного воздействия проводили при помощи физических параметров (влажность, плотность, водопроницаемость) по содержанию гумуса и легкорастворимых солей в почвах. Вначале был проанализирован материал об уникальных буграх Бэра, которые встречаются только на территории Астраханской области.
ПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ КАК БИОИНДИКАТОРЫ
Автор: Корякин Дмитрий, 8 класс
МБОУ «Диринская СОШ «АГРО» имени И.Е.Федосеева-Доосо», Республика Саха (Якутия).
Руководитель: Дьячковская К.А.
Меня, как и каждого жителя планеты, волнует проблема экологического состояния окружающей среды. Моя республика Якутия считалась кладовой свежего воздуха и чистой воды. Но в связи с бурным развитием жизни, в последнее время ухудшилась экологическое состояние окружающей среды. Это и наблюдается в природе моего села. Поэтому в данной работе речь идет о состоянии озер моей местности, так как вода является источником жизни.
Цель работы: сравнить качество воды в окрестностях села Дирин.
Задачи:
1. Изучить литературы по данной проблеме.
2. Обследовать объект исследования по методике флуктуирующей асимметрии.
3. Сравнить анализ водоемов.
Методы исследования — морфологические. Объект исследования: озерный карась. Предмет исследования: определить состояние карася по методу флуктуирующей асимметрии.
Место исследования. Озера окрестности села Дирин — это «Дирин» и «Бырыы».
Описание метода: Флуктуирующая асимметрия представляет собой совершенно особый тип асимметрии, величина асимметрии у отдельной особи может быть определена по разности значений рассматриваемого признака сле-
139
ва и справа. Для качественных признаков можно просто учитывать симметрично или асимметрично их проявление. При оценке флуктуирующей асимметрии в группе особей задача сводится к определению величины среднего различия между сторонами. По этой методике можно оценить загрязненность водоема. Если водоем чистый, то отклонений в симметрии не наблюдается.
СПОСОБЫ ОЧИСТКИ ВОДЫ В ПРИРОДНЫХ И БЫТОВЫХ УСЛОВИЯХ
Автор: Кудряшова Анастасия, 8 класс
МБОУ «СОШ № 13», г. Новочебоксарск, Чувашская Республика
Руководитель: Бондаренко О.И.
Вода — одна из наиболее важных жизнеобеспечивающих природных сред, образовавшихся в результате эволюции Земли. Она является составной частью биосферы и обладает целым рядом аномальных свойств, влияющих на протекающие в экосистемах физико-химические и биологические процессы. При чрезвычайных ситуациях, связанных с автономным выживанием в природных условиях особое значение приобретает проблема очистки воды. Мы предполагаем, что в таких ситуациях можно найти способ, который поможет обеззаразить воду, чтобы использовать её в пищу.
Цель работы: определение несложного и эффективного способа очистки воды.
Задачи:
1. Рассмотреть существующие способы очистки воды и определить менее сложные.
2. Попробовать очистить воду несколькими способами.
3. Определить её чистоту и сделать выводы.
Объект исследования — талая вода.
Методы исследования — наблюдение, анализ, эксперимент. Исследования качества воды проводились по следующим показателям: цвет, наличие осадка, прозрачность, наличие запаха, сила запаха, pH, общее микробное число.
140
VIII Международный конкурс исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды»: Сборник тезисов участников
СТРАНИЦЫ: [1-10] [11-20] [21-30] [31-40] [41-50] [51-60] [61-70] [71-80] [81-90] [91-100] [101-110] [111-120] [121-130] [131-140]
[141-150] [151-160] [161-170] [171-180]