Задачи исследования:
1. Изучить имеющиеся информационные, научные и электронные источники информации по данной теме исследования.
2. Выбрать контрольные точки.
3. Провести измерения радиационного фона и сделать вывод об экологической обстановке в указанных контрольных точках.
4. Произвести измерение объемной активности проб воды (питьевой, речной, озерной), почвы и сделать вывод о наличии в этих источниках радионуклидов.
5. Подготовить рекомендации об улучшении радиационной обстановки в природном парке «Шаркан».
Методы исследования.
В работе использованы теоретические и экспериментальные исследования, статистические методы обработки материалов. Расчет эффективной индивидуальной и коллективной дозы проведен в соответствии с МУ 2.6.1.1798-03 и МУК 2.6.1.1797-03. Измерение мощности эквивалентной дозы облучения проведено нами индивидуальным дозиметром фотонного излучения «Квартекс», RD 4801 (мкР/ч).
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ КУРЕНИЯ В НАШЕЙ ШКОЛЕ
Автор: Краснопеева Юлия, 10 класс
МБОУ «Хоринская средняя общеобразовательная школа № 2»
Руководитель: Лебедева Т.П.
Актуальность темы. Данная работа представляет собой исследование о вреде курения, проведённое среди учащихся нашей школы. Всё больше и больше моих друзей, знакомых затягивает эта привычка. Многие уже не мыслят своей жизни без сигареты. Курящие подвергают опасности не только себя, но и окружающих людей. В медицине появился даже термин «Пассивное курение». Последние исследования доказали, что 17% раковых заболеваний у не курящих объясняются тем, что в детстве они вдыхали дым взрослых курильщиков. В данное время правительство России принимает закон «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Основная цель закона — не заставить бросить курить, а в первую очередь не допустить вовлечение в процесс потребления табака новых социальных групп, особенно молодежи и детей». Этот закон включает запрет на распространение и продажу табачных изделий, а также запрет на курение в общественных местах. В полном объеме закон заработает с 2016 года.
41
Возникают вопросы: что будет с людьми, а также с моими родственниками, одноклассниками, которые курят? А также с теми, кто живут или учатся рядом с ними. Я будущий врач, и меня очень интересует данная проблема. Теоретической основой работы стал поиск информации, которая покажет реальную степень опасности курения и убедительные научные доказательства с точки зрения физики и химии. Общеизвестно, что курение табака является причиной многих тяжелых заболеваний, приводящих к смерти. Научно-исследовательская часть включает анкетирование учащихся с 8-11 классы и домашние эксперименты.
Цель работы: выявить отношение к курению учащихся нашей школы на данный момент времени и помочь учащимся задуматься над опасностью, которой они подвергают не только себя, но и окружающих.
Задачи:
1. Подобрать, изучить и обработать различные источники информации по данной теме;
2. Провести социологический опрос;
3. Придумать эксперименты, демонстрирующие последствия курения;
4. Обобщить результаты исследований, сделать выводы.
5. Объяснить процессы курения научно, т.е. с точки зрения физики.
Объект исследования: учащиеся нашей школы.
Предмет исследования: влияние на здоровье человека вредной привычки — курения.
Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение, анкетирование, интервью, эксперимент, сравнение полученных результатов.
КОКА-КОЛА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Авторы: Красулин Антон, Григорьев Александр, 9 класс
МБОУ «Хоринская СОШ № 2», Хоринского района, республики Бурятия
Руководитель: Красулина Н.В.
Актуальность. Во многом здоровье людей зависит от того, какие продукты питания они употребляют. И какое влияние они оказывают на организм человека. Главным показателем для подростков является реклама, которая очень ярко и громко говорит о пользе и вкусе газированных напитков, в частности «Кока-Колы». А каково же её воздействие на неокрепший организм.
Цель: Изучение влияния «Кока-колы» на организм человека через проведение экспериментов по выявлению воздействия напитка на растительные, животные организмы и предметы.
42
Практическая значимость: Проведенные исследования показывают все минусы потребления «Кока-Колы», материал работы можно использовать на уроках биологии.
Методика исследования:
1. Определение влияние состава компонентов «Кока-Колы» на организм человека.
2. Анкетирование учащихся ХСОШ № 2.
3. «Определение рН среды напитка, наличия в нем ортофосфорной кислоты и сахарозы, углекислого газа»».
4. «Действие кока-колы на животную клетку».
5. «Действие кока-колы на куриный белок».
6. «Действие напитка на жиры».
7. «Действие кока-колы на растительные клетки».
8. «Действие кока-колы на ржавчину, очищение монет».
9. «Действие напитка на чайный налёт».
10. «Действие напитка на грязные стекла».
11. «Использование напитка для сведения пятен крови на ткани».
12. «Взаимодействие кока-колы и драже «Mentos».
ИССЛЕДОВАНИЕ РАДИАЦИОННОГО ФОНА СРЕДЫ ОБИТАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ С. ИЗМАЛКОВО ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Автор: Попов Дмитрий, 7 класс
МБОУ СОШ № 1 с. Измалково Измалковского района Липецкой области
Руководитель: Злобина В.И.
Человек и все живое на Земле всегда развивалось в условиях постоянно действующего естественного радиационного фона. В настоящее время радиационный фон планеты складывается из естественного фона и искусственного, связанного с деятельностью человека. Опасность для всего живого на Земле представляют радиационные «следы» — от взрывов при испытаниях ядерного оружия и атомных катастроф, происходивших в прошлом.
Цель работы: изучить радиационный фон и дать оценку радиационному состоянию окружающей среды обитания населения с. Измалково.
Задачи:
1. Изучить литературные источники по проблеме ионизирующего излучения и его влияния на здоровье человека;
2. Изучить методику определения радиационного фона;
43
3. Провести измерение уровня радиационного фона (гамма-фона):
— в разных помещениях школы;
— на территории МБОУ СОШ № 1 с. Измалково (в разных точках);
— в разных точках парка в центре с. Измалково;
— на свалке бытовых отходов;
— на окраине с. Измалково (на территории ветлечебницы);
4. Определить уровень загрязнения продуктов питания по гамма-излучению в школьной столовой;
5. Сделать выводы по экспериментальным данным о состоянии радиационной обстановки.
Для измерения уровня радиационного фона использовали дозиметррадиометр «ЭКО-1».
Методы исследования: методика статистической обработки полученных данных.
Место исследования. Работа выполнена на базе научного общества обучающихся МБОУ СОШ № 1 с. Измалково Липецкой области, в течение 2011–2012 гг.
ТЕХНОГЕННЫЕ РИСКИ АВАРИЙНОГО ВЫБРОСА ХЛОРА НА ОБЪЕКТАХ МУП «ГОРВОДОКАНАЛ» Г. КОМСОМОЛЬСКА-НА-АМУРЕ
Автор: Сайдатова Ольга, 10 класс
МОУ ДОД ЭБЦ, г. Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский край
Руководитель: Гапонов А.А.
Комсомольск-на-Амуре является крупным промышленным центром на Дальнем Востоке, и, соответственно, на территории города находится немало аварийноопасных объектов. В сложившихся условиях актуальным представляется развитие методов прогнозирования и моделирования развития ситуации при промышленных авариях.
В данной исследовательской работе мы рассматриваем и анализируем различные сценарии развития аварии, повлекшей выброс хлора на одном из ключевых городских предприятий – МУП «Горводоканал». В среднем по России на станциях водоподготовки содержится от 100 до 400 тонн хлора. Для Комсомольска-на-Амуре за 2012 год, по опубликованным данным, этот показатель равен 290,5 тонн.
44
Гипотеза: предположительно, хлор, содержащийся на химически опасных объектах МУП «Горводоканал» является основным поражающим фактором при возникновении ЧС.
Цель работы: расчёт техногенных рисков аварий с выбросом хлора на химических опасных объектах МУП «Горводоканал».
Задачи:
1. Изучить теоретический материал по предмету исследований.
2. Провести анализ техногенных рисков и прогноз возможных последствий аварий на исследуемых объектах.
3. Сделать выводы по результатам исследований.
4. Составить рекомендации по действиям населения в случае возможных чрезвычайных ситуаций.
Объект: Химически опасные объекты МУП «Горводоканал».
Предмет: Техногенные риски аварии с выбросом хлора на химически опасных объектах МУП «Горводоканал».
Методы: контент-анализ литературных источников; РД 52.04.253-90: методика прогнозирования масштабов заражения сильнодействующими ядовитыми веществами при авариях (разрушениях) на химически опасных объектах и транспорте; методы экологического картографирования и моделирования.
ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ НА САМОЧУВСТВИЕ ШКОЛЬНИКОВ
Автор: Серебрякова Надежда, 7 класс
ГБОУ школа № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Руководители: Токмакова Т.Н., Жиленкова Т.В.
На человека воздействует большое количество факторов природы: температура, влажность, атмосферное давление, наличие и направление дующих ветров. Люди с давних времен пытались установить связь между природными явлениями и состоянием здоровья человека. Были выявлены общие признаки этой связи: плохое самочувствие, сонливость, бессонница, головные боли. Мы решили исследовать этот вопрос в данной работе.
Цель работы: выяснить, есть ли взаимосвязь между изменением атмосферного давления воздуха и самочувствием учащихся ГБОУ школы № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга.
Задачи работы:
1. Выяснить, чем объясняется давление на поверхность Земли.
45
2. Изучить колебания атмосферного давления в течение 2-х недель.
3. Выявить учащихся школы, у которых артериальное давление ниже или выше нормы.
4. Проследить взаимосвязь между колебанием атмосферного давления и самочувствием школьников.
5. Провести анкетирование учащихся ГБОУ школы № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга с целью выяснения влияния колебания атмосферного давления на их самочувствие, дать рекомендации школьникам по сохранению своего здоровья.
Метод исследования. Использовались приборы: автоматический тонометр и барометр-анероид школьный. Измерения проводились ежедневно в одно и то же время на протяжении 2-х недель с 24 ноября по 3 декабря 2012 г. Было проведено анкетирование учащихся по данной тематике.
Мы проводили измерение артериального давления у 20 человек (с их согласия).
Объект и место исследования. Измерение атмосферного давления и артериального давления у учащихся ГБОУ школы № 430 Петродворцового района Санкт-Петербурга параллели 8-х классов.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ УЧАЩИХСЯ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
Автор: Тешинская Анастасия, 9 класс
Научное общество «Северный сад», ГБОУ СОШ № 618 Приморского района г. Санкт-Петербург
Руководитель: Пестова Т.М.
Человек лишь незначительная часть биосферы. На протяжении многих тысячелетий он стремился не столько приспособиться к природной среде, сколько пытался сделать её удобной для своего существования. Для человека окружающей внешней средой является не только природа, но и общество.
Для подрастающего поколения XXI века очень важна мотивация понимания процесса адаптации к современным социально-экологическим условиям жизни. В принципе, вся наша жизнь – адаптация. Но нам хотелось бы исследовать процесс адаптации учащихся через систему экологического туризма, используя данные ОДОД ГБОУ СОШ № 618 Приморского района г. Санкт-Петербурга.
46
Цель: Исследование значимости творческих объединений туристско-экологической направленности в процессе адаптации учащихся к современным социально-экологическим условиям.
Задачи:
1. Раскрыть проблемы адаптации учащихся к современным условиям жизни: в семье, в образовательных учреждениях, в социуме, в окружающей природной среде.
2. Проанализировать возможности современных образовательных учреждений в сфере бесплатных услуг.
3. Проинформировать о достижениях и перспективах творческого объединения «Экологический туризм» ГБОУ СОШ № 618.
Методика исследований по данной тематике очень проста, но требует особой пунктуальности и наблюдательности: экологический мониторинг, метод социологического опроса, знакомство с устройством и освоением принципа действия измерительных и увеличительных приборов и оборудования, организация и проведение практикумов, радиальных выходов по технике пешеходного туризма.
ИССЛЕДОВАНИЕ РАДИАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ Г. АРЗАМАСА И ГРУПП ТОВАРОВ СУПЕРМАРКЕТА НА РАДИАЦИОННОЕ ЗАРАЖЕНИЕ
Авторы: Шеров Тимур, Конорев Константин, 7 класс
МБОУ «Берёзовская СОШ», Арзамасский р-н, Нижегородская обл.
Руководители: Малышева Л.М., Малышев И.В.
Радиация и ее влияние на биосферу и на здоровье человека — одна из проблем, волнующих человечество. В последнее время интерес к данному вопросу значительно возрос.
Цели работы:
1. Изучить теоретический материал о радиации и воздействии ее на организм человека;
2. Научиться работать с индивидуальным средством контроля уровня радиации — дозиметром.
Задачи работы:
1. Произвести замеры уровня радиации на местности, обратив особое внимание на места и объекты возможного радиационного заражения;
47
2. Произвести замеры радиации предметов, детских игрушек и продуктов питания в супермаркетах;
3. Сделать выводы о радиационной обстановке.
В качестве средства измерения нами был выбран дозиметр РАДЭКС РД1503 производства ООО «Кварта-Рад» (г. Москва), предоставленный нам ЗАО «Крисмас+».
Мест для проведения измерений в нашем городе нами было выбрано два: площадь 1 Мая у здания университета и переезд на станции Арзамас-1. Связан такой выбор с тем, что среди населения города часто ходят слухи о повышенном радиационном фоне в этих точках. Еще было принято решение дополнительно обследовать на предмет радиационного излучения групп товаров в крупном супермаркете и различных предметов. При исследовании предметов, выяснился очень высокий радиационный фон около энергосберегающих ламп дневного света. Прибор зашкаливает.
48
Секция "Инструментальные исследования в области биологии"
ИССЛЕДОВАНИЕ ВИДОВОГО РАЗНООБРАЗИЯ СОСТАВА ДЕНДРАРИЯ ПРИЛЕГАЮЩЕГО К ПАМЯТНИКУ ПРИРОДЫ «СУДЖУКСКАЯ ЛАГУНА»
Автор: Андреев Ростислав, 9 класс
МБОУ ДОД ДТДМ г. Новороссийска, МАОУ лицей «Морской технический»
Руководители: Терещенко Л.В., Баланюк О.В.
Новороссийский дендрарий располагается на территории легендарной «Малой земли», которая всегда славилась сильным ветром, тяжелыми условиями для древесной растительности. С организации территориального памятника природы Суджукская лагуна, вся южная часть водосборной территории стала прилегающей территорией к особо охраняемой природной территории, на которой законодательно запрещено ведение всякой хозяйственной деятельности, нарушающей естественное состояние этих уголков, в том числе любое строительство – кроме благоустройства, обеспечивающего охрану объекта. В 1994 году было решено попытаться благоустроить эту территорию и создать дендропарк, но за это время удалось создать небольшой дендрарий, так как условия для роста древесных растений неблагоприятны. В работе был исследован видовой состав дендрария, почвы, на которых он произрастает, проведены фенологические наблюдения.
Гипотеза: Создание дендрария позволит предотвратить исчезновения естественных растительных сообществ, издавна произраставших на территории водосборной зоны памятника природы Суджукская лагуна.
Цель: Создание дендрария позволит предотвратить антропогенное разрушение естественных растительных сообществ, издавна произраставших на территории водосборной зоны памятника природы Суджукская лагуна.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и провести инвентаризацию древесной флоры дендрария;
2. Провести фенологические наблюдения за древесной растительностью;
3. Исследовать почвы дендрария.
49
В работе были использованы следующие методики:
Исследования проводились маршрутными и стационарными методами.
При закладке маршрутов учитывались все специфические особенности.
ОСОБЕННОСТИ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ КРОТОВИН НА РАЗЛИЧНЫХ УЧАСТКАХ АНТРОПОГЕННОГО ЛАНДШАФТА КОЛПИНСКОГО РАЙОНА
Автор: Андреева Наталья, 11 класс
ГБОУДОД ДТДиМ Колпинского района Санкт-Петербурга
Руководители: Ганюта Т.С., Коваленко С.Е.
Европейский крот, пожалуй, самый обычный обитатель нашей области, обычно предпочитает селиться в местах с рыхлыми почвами, богатыми почвенными беспозвоночными. Однако большое количество кротовин было обнаружено мной в городской черте на территории сквера, расположенного между железнодорожным полотном и шоссе. Меня заинтересовало, большое количество кротовин на достаточно плотной почве, в месте, где бывает большое скопление народа, достаточно шумно из-за проходящих рядом поездов.
Цель работы: выяснить особенности расположения кротовин в антропогенном ландшафте.
Задачи:
1. Подсчитать количество кротовин на участках;
2. Определить плотность кротовин на различных участках;
3. Определить структуру и кислотность проб почвы из кротовин.
Материалы и методика.
Работа проводилась с 7 по 21 октября 2012 в городском сквере Колпинского района (ул. Октябрьская), на правом и левом берегах канала, сообщающегося с рекой Ижорой. На территории проводился подсчёт кротовин. Участком считалась территория с довольно близко расположенными кротовинами.
Из выборочных кротовин на каждом участке бралась проба земли. В лабораторных условиях проводился анализ взятых проб. определялись цвет, структура, механический состав, влажность и кислотность.
50
VIII Международный конкурс исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды»: Сборник тезисов участников
СТРАНИЦЫ: [1-10] [11-20] [21-30] [31-40] [41-50] [51-60] [61-70] [71-80] [81-90] [91-100] [101-110] [111-120] [121-130] [131-140]
[141-150] [151-160] [161-170] [171-180]