Контакты
Главная Издания, полные версии 9 конкурс сборник 9 конкурс стр. 051-060

ШКОЛЬНЫЙ ШУМ КАК ФАКТОР РИСКА ЗДОРОВЬЮ УЧАЩИХСЯ

Автор: Лебедева Дианна, 9 класс
ГБОУ школа № 430 Санкт-Петербурга, ГБОУ ДОД ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
Руководитель: Токмакова Т.Н.

Более 100 лет назад немецкий ученый Роберт Кох предупреждал, что наступит время, когда борьба с шумом станет такой же актуальной, как борьба с холерой или чумой. Школа — это дети, а значит и шум. Длительное воздействие шума негативно сказывается на самочувствии человека. Шумовое загрязнение в школе: в спортивном зале, столовой, в рекреациях во время перемен превышает допустимые показатели. Психологическая обстановка в школе зависит и от уровня шума. «Шум — это беспорядочные звуковые колебания разной физической природы, характеризующиеся случайным изменением амплитуды, частоты. В быту — звуки, мешающие восприятию речи, музыки, отдыху».
Практическая значимость исследования: данные можно использовать на уроках биологии, физики, для пропаганды здорового образа жизни, для бесед с учащимися начальной школы.
Цель работы: замерить уровень шумового загрязнения в различных помещениях школы, выяснить отношение учащихся и учителей к шуму и изучить его влияние на их самочувствие.
Задачи:
1. Определить источники, характер и характеристики возможных шумовых загрязнителей в школьных помещениях и выявить влияние шума на организм человека.
2. Провести анкетирование учителей и учащихся с целью выяснения и сравнения их отношения к шумовому загрязнению с учётом возраста, влияния шума на самочувствие.
3. По результатам замеров шумового загрязнения и анкетирования педагогов оценить, может ли шум являться причиной их плохого самочувствия.
4. Дать рекомендации школьникам по сохранению своего здоровья и подготовить буклеты «Что нужно знать о шумовом загрязнении?»
Методы исследования: эмпирический, социологический опрос, статистическая обработка данных.

51


ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ АЭРОИОННОГО СОСТАВА ВОЗДУХА В УЧЕБНЫХ АУДИТОРИЯХ

Автор: Манджиева Кермен, II курс
БОУ СПО «КГТЭК», г. Элиста
Руководители: Бюрчиева Ж.Ц., Бембеева С.Н.

Многолетняя тенденция к ухудшению здоровья подрастающего поколения нашего региона, безусловно, объясняется многими географическими, экономическими, социальными факторами. Среди которых важным и не менее главным, на наш взгляд, является ионизация воздуха в классных кабинетах образовательных учреждений республики и города, что и обуславливает актуальность нашего исследования. Обозначенный аспект исследуемого вопроса определил объект, предмет, цель и составил задачи настоящей работы.
Объект исследования: процесс ионизации воздуха в закрытых помещениях.
Предмет исследования: аэроионный состав воздуха.
Цель: выявить содержание аэроионов и степень ионизации воздуха в учебной аудитории.
Задачи:
1. Ознакомиться и проанализировать протоколы измерений аэроионного состава воздуха в образовательных учреждениях города;
2. Изучить нормативно-техническую документацию по организации контроля аэроионного состава воздуха в закрытых помещениях;
3. Овладеть методикой проведения контроля аэроионного состава воздуха, провести измерения концентрации аэроионов в исследуемых аудиториях, определить средние показатели положительных и отрицательных ионов; оценить суммарный аэроионный риск для здоровья студентов;
4. Изучить информационную осведомленность населения о свойствах аэроионов, исследовать крупные торговые сети города на предмет наличия в продаже аэроионизаторов;
5. Оценить перспективы нормализации аэроионного состава воздуха для предотвращения неблагоприятного влияния на здоровье человека на рабочих местах студентов колледжа.
Методы исследования: изучение, отбор, анализ источников информации, анализ статистических данных, отбор проб воздуха, интервьюирование.

52


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВОДЫ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ ВОДОСНАБЖЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАДИАЦИОННОГО ФОНА ДЕРЕВНИ КЕМПЕЛЕВО

Автор: Семёнова Ольга, 8 класс
ЭБЦ «Биотоп», ДДТ Петроградского р-на Санкт-Петербурга
Руководители: Крючкова Е.Н, Кемпи Е.Б.

Деревня Кемпелево старше Санкт-Петербурга. В 1632 (выписка из церковной книги Дудергофского прихода) она была основана финами-лютеранами. Жителей деревни волнуют многие вопросы — это дороги и электроснабжение, вывоз мусора, вырубка близлежащего леса. А также вывоз с птицефабрик на поля, вокруг деревни, огромного количества отходов производства, качество воды и радиационная безопасность. Я, исходя из своих возможностей, решила дать ответ по двум вопросам: о радиационной безопасности и качеству воды.
Цель работы: Дать оценку качества воды различных источников водоснабжения и определить радиационный фон деревни Кемпелево Гатчинского района.
Задачи:
1. Определить естественный радиационный фон и радиационный фон жилых и природных объектов.
2. Провести визуальную оценку и химический анализ источников водоснабжения.
Методы исследования — органолептические, гидрохимические. Исследования качества воды проводились по следующим показателям: рН, общая жесткость, аммоний, нитраты, хлориды, сульфаты, железо общее.
Радиационный фон измерялся детектором-индикатором радиоактивности «Охотник» по методическим указаниям ФБУЗ центра гигиены и эпидемиологии в Санкт-Петербурге.
Место и объекты исследования. Деревня Кемпелево Гатчинского района Ленинградской области Радиационный фон измерялся в 11 точках: в 4 жилых домах, на пруду, гранитных камнях и 5 точках на территории деревни.
Пробы воды отбирались в 6 точках: из 4 скважин, из пруда и озера. Исследование проводилось в июле 2013 года.

53


К ВОПРОСУ УРОВНЯ РАДИАЦИОННОГО ФОНА ТЕРРИТОРИИ ТУРИСТСКОГО КЛУБА «ЛЕНА» НА Р. ВУОКСЕ, ПОСЕЛОК ЛОСЕВО

Автор: Цветков Кирилл, 10 класс
ГБОУ СОШ № 618, Санкт-Петербург
Руководитель: Пестова Т.М.

Цель работы: исследование уровня радиационного фона территории турклуба «Лена» на р.Вуоксе пос. Лосева с последующей реализацией результатов в форме картосхемы.
Задачи:
1. Разбить территорию турклуба «Лена» на 4 экспериментальные зоны.
2. Провести замеры радиационного фона на экспериментальных зонах.
3. Обработать результаты замеров уровня радиации в цифровом и графическом виде.
4. Разработать картосхему с реализацией результатов замеров уровня радиационного фона территории турклуба «Лена» для рекламного щита — основы заказа Администрации турклуба научному обществу «Северный сад».
Работа стационарной экологической экспедиции была организована в июне 2013 года. База экспедиции располагалась на территории турклуба «Лена» в палатках. Для четкой организации исследовательских работ всю территорию турклуба условно разделили на 4 зоны: коттеджная, административная, спортивная, береговая. В каждой зоне выделили по 10 экспериментальных площадок.
На каждой экспериментальной площадке делали по 3 замера одновременно двумя дозиметрами и брали средний показатель.
Для замеров радиационного фона использовали дозиметры «СИГНАЛ» (погрешность не более 30%, диапазон эквивалентность мощности 0,1–10 мкЗ/ч, или 10–1000 мкР/ч) и «РАДЕКС» РД 1503 диапазон показаний мощности амбиентного эквивалента дозы, мкЗв/ч от 0.05 до 9.99, диапазон показаний мощности экспозиционной дозы, мкР/ч от 5 до 999.
Полученные результаты замеров записывались в полевой журнал с последующей обработкой в цифровом и графическом виде с построением диаграмм. Для удобства привычного восприятия информации о радиации населением решили перевести данные об уровне радиационного фона из мкЗв/ч в мкР/ч (1мкЗв/ч =100 мкР/ч).
Завершающим этапом наших исследований стал процесс создания картосхемы «Уровень радиационного фона на территории турклуба «Лена» — выполнения научным обществом «Северный Сад» заказа Администрации.

54


ИССЛЕДОВАНИЕ РАДИАЦИОННОГО ФОНА СТАНЦИЙ МОСКОВСКОГО МЕТРОПОЛИТЕНА

Автор: Щерба Диана,9 класс
МБОУ КСОШ № 3, г. Котельники Московской области
Руководитель: Смолик Е.В.

Что такое метро? Это не только транспортная магистраль, со своими правилами, законами и традициями. Сегодня — это целый мир, в котором человек проживает часть своей жизни. Но насколько безопасно сегодня находится в таком огромном скоплении людей да еще под землей? Это и стало основной темой нашей работы.
Цель проекта — это измерение уровня радиационного фона на станциях московского метрополитена. Вначале мы выдвинули гипотезу: уровень радиации на станциях метро юго-восточного направления выше, чем на остальных, в связи с самым высоким уровнем загрязнения этой зоны в Москве и Московской области. И поставили перед собой следующие задачи:
1. Посетить метро в качестве экскурсантов;
2. Исследовать информационные источники;
3. Измерить уровень радиационного фона на всех станциях;
4. Провести сравнительный анализ и сделать выводы;
5. Разработать карту метрополитена с нашими данными и передать ее в радиационную инспекцию города Москвы в случае превышения допустимого уровня.
Методика нашей работы: радиационно-дозиметрический контроль.
Для начала мы стали простыми туристами и посетили экскурсию по московскому метрополитену. Затем начались исследования информационных источников по теме нашей работы: нам не хватало конкретных данных по всем станциям. С помощью дозиметра-радиометра РКСБ -104 мы начали проводить наше исследование. Измерения проводились в выходные дни в период с 12.00 до 18.00.часов. На все ушло три месяца — с октября по декабрь 2013 года.

55


СЕКЦИЯ "ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ БИОЛОГИИ"

 

ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО СБОРА ЛЕКАРСТВЕННОГО СЫРЬЯ CONVALLARIA MAJALIS L. В РАЗЛИЧНЫХ ТИПАХ ЛЕСА В ПРЕДЕЛАХ ТЕРРИТОРИИ КАРЕЛЬСКОГО ПЕРЕШЕЙКА

Авторы: Андреева Дарья, 9 класс, Верболов Евгений, 11 класс
ЭБЦ «Крестовский остров», Санкт-Петербург
Руководители: Еремеева Е.Ю., Тимофеева Л.Г.

Ландыш майский — известное официнальное растение, широко распространенное в России, входящее в фармакопеи многих стран. Из его сырья получают кардиотонические лекарственные препараты. Эффективность заготовок лекарственного сырья ландыша возможно значительно повысить, если исследовать связь его урожайности с параметрами среды в различных местообитаниях.
Особенности урожайности данного вида изучаются учащимися лаборатории агроэкологии и ресурсоведения Эколого-биологического центра «Крестовский остров» по заданию Научно-образовательного центра Биологического института РАН им. В.Л. Комарова.
Цель исследования: изучить возможности для эффективного сбора сырья ландыша майского в различных типах леса на территории Карельского перешейка Ленинградской области.
В задачи входило: изучение литературы об объекте исследования, освоение методики изучения урожайности популяций ландыша майского, выбор площадок в различных типах леса для исследования, сбор и статистическая обработка данных, изучение почвенных параметров, выявление связи урожайности популяций ландыша с почвенными параметрами и формулировка выводов.
Изучение урожайности проводилось методом учетных площадок (А.Л. Буданцев, Н.П. Харитонова, 2006). На площадках площадью 1м2 собирали всю надземную сырьевую фитомассу, учитывали количество листьев и их размеры. Собранное сырье взвешивали на электронных весах с точностью до 5%, высушивали и повторно взвешивали.

56


На каждой площадке участке взято по 3 почвенные пробы. Методом шнура определялся гранулометрический состав почвы. Кислотность почвенных проб измерялась электронным pH-метром. В лабораторных условиях проводился анализ на присутствие сульфат анионов, хлоридов, гидрокарбонатов и нитратов.
Материал собран в поселке Юкки 22 июля 2013 года, на участке заказника «Гряда Вярямянселькя» в окрестностях станции Петяярви с 8 по 20 июля 2013 года. Всего было заложено 40 учетных площадок: 10 — в сосновом лесу, 10 — в смешанном и 10 — в еловом лесу, 10 — в смешанном лесу с преобладанием сосны.


ЛЕКАРСТВЕННЫЕ РАСТЕНИЯ ЯКОВЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И ОЦЕНКА ИХ ЗАПАСОВ

Автор: Анисимов Александр, 8 класс
МБОУ «Гостищевская СОШ» Яковлевского района Белгородской области
Руководители: Анисимова О.Н., Николаева А.Ю.

Актуальность использования сырья лекарственных растений заметно выросла в последние десятилетия. Это вызвано тем, что на данный момент мы являемся свидетелями терапевтических неудач и ятрогенных осложнений, 3–6% госпитализированных составляют больные с лекарственными осложнениями. Фармакологический эффект может существенным образом изменяться при параллельном применении лекарственных средств. При рациональном сочетании сырья лекарственных растений терапевтические возможности расширяются.
Цель исследования: дать оценку запасов лекарственных растений во флоре Яковлевского района.
Объект исследования: лекарственные растения Яковлевского района.
Предмет исследования: запасы лекарственного сырья Яковлевского района.
Методы исследования: при исследовании запасов лекарственного сырья Яковлевского района используется экспедиционно-полевое обследование, метод учетных площадок.
Место исследования: исследования и оценка запасов лекарственных растений проводились на территории Яковлевского района, Белгородской области от с. Сабынино до с. Верхний Ольшанец; от с. Вислое до х. Жданово; с. Сажное.
Задачи исследования:
1. Провести ресурсоведческие исследования природных зарослей лекарственных растений Яковлевского района Белгородской области;

57


2. Определить общие и биологические запасы, объемы возможных ежегодных заготовок свежесобранного и воздушно-сухого лекарственного сырья, объективно охарактеризовать потенциально продуктивные угодья с участием лекарственного растения.


РАСТЕНИЯ — ПОКАЗАТЕЛИ СВОЙСТВ ПОЧВ ПРИШКОЛЬНОГО УЧАСТКА

Автор: Байрамгазиева Эльнара, 11 класс
МБОУ «СОШ № 27», г. Астрахань
Руководители: Бекмухамедов А.Ф., Дымова Т.В.

Согласно закону РФ «Об охране окружающей природной среды» (1992) зеленые зоны городов и населенных пунктов относятся к особо охраняемым природным территориям. Растения пришкольного участка относятся тоже к особо охраняемым территориям. Для ухода за растениями пришкольного участка необходимо знать кислотность почвы, её механический состав и плодородие, наличие минеральных веществ в почве. Для определения структуры, плодородия и кислотности почвы важно изучить видовой состав дикорастущих растений пришкольного участка. Многие виды растений являются, по мнению учёных, биоиндикаторами кислотности, плодородия почвы и других показателей почвы.
Цель работы: показать на примере видового состава растений пришкольного участка, что растения являются индикаторами кислотности и других показателей почвы.
Гипотеза: являются ли дикорастущие растения индикаторами кислотности почвы и как это можно лабораторно проверить.
Задачи:
1. Дать понятие о биоиндикации и её видах и методах, о растениях индикаторах по научной и научно-популярной литературе;
2. Определить по определителям и справочникам видовой состав дикорастущих растений пришкольного участка, проанализировать степень распространения этих растений на участке;
3. Провести исследования кислотности почвы с помощью универсальной индикаторной бумаги под каждым видом дикорастущего растения;
4. Сопоставить сведения о кислотности почвы с научными данными по распространению видов растений — индикаторов кислотности, произрастающих на участке;

58


5. Составить рекомендации по выращиванию цветочных, декоративных и других растений для пришкольного участка.
Объект исследования: пробы почв и растения пришкольного участка.
Предмет исследования: биоиндикация с помощью дикорастущих растений, кислотность проб и структур почвы.
Методы исследования: наблюдение, индикаторный и структурный анализ, определение названий видов растений, сравнительный анализ, фиксирование результатов в виде таблиц, диаграмм, фотографий, план-схемы.


ИССЛЕДОВАНИЕ МИКРОБНОЙ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ ВОЗДУХА ШКОЛЬНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Автор: Безумова Алина, 9 класс
МБОУ «СОШ № 3 г. Нарьян-Мара», Ненецкий автономный округ
Руководитель: Воронина И.В.

Неоспоримо, что только здоровый человек, с хорошим самочувствием, способен активно жить, хорошо учиться, успешно преодолевать трудности. Состояние нашего здоровья зависит от ряда факторов, в том числе и от качества окружающей нас воздушной среды.
В связи с этим, проблема сохранения чистоты воздуха школьных помещений, в которых мы проводим по 6–7 часов в день, является для нас актуальной.
Цель работы: определение микробной загрязненности школьных помещений методом осаждения.
Для реализации поставленной цели нам необходимо решить ряд задач:
— Изучить различные источники информации по рассматриваемой проблеме, требования к санитарно-гигиеническому состоянию воздуха учебных помещений.
— Овладеть приемами работы с лабораторным оборудованием, взять пробы воздуха для определения его чистоты.
— Провести наблюдение за процессом роста бактериальных колоний, выполнить расчеты по результатам эксперимента.
— Разработать предложения по улучшению состояния воздушной среды в школе.
Методы исследования: теоретический, экспериментальный — опыты, наблюдения, сравнения, математический — проведение расчетов.
Оборудование: одноразовые пластиковые чашки Петри с плотной питательной средой (2 % простой агар), термометр, лупа, линейка, фотоаппарат.

59


Объект исследования: воздушная среда школьных помещений.
Предмет исследования: микрофлора воздушной среды.
Гипотеза: мы предполагаем, что воздух учебных помещений в течение дня подвергается загрязнению, в том числе и микробному, причем со временем количество микроорганизмов в воздухе увеличивается.


МОНИТОРИНГ УШАСТОЙ СОВЫ В ОКРЕСНОСТЯХ СТАНИЦЫ ОЛЬГИНСКОЙ ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА

Автор: Белокреницкая Полина, 10 класс
МБОУ СОШ № 4 ст. Ольгинской Приморско-Ахтарского района Краснодарского края
Руководитель: Евченко Н.А.

Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. В сельских населенных местах орнитофауна отличается большим разнообразием. Здесь птицы находят благоприятные условия для кормления и гнездования. Мне нравится наблюдать за пернатыми друзьями. В течение нескольких лет мы наблюдали за ушастыми совами.
Цель работы: Познакомиться с жизнью и выяснить численный состав ушастой совы в парке станицы Ольгинской и ажурной лесополосы за 4 года.
Задачи:
1. Изучить методы эколого-авифаунистических исследований.
2. Провести наблюдение за птицами этого вида в период гнездования в ажурной лесополосе.
3. Определить степень синантропизации вида.
4. Выступление с данной работой на внеклассных мероприятиях по экологии и биологии.
Во время работы мы использовали следующие методы исследования наблюдение за ушастой совой по методикам:
— Определение антропо-экологической оценки региональной фауны птиц, С.М. Климова (1994 г),
— Относительный и абсолютный учет птиц (Н.П. Харитонов),
— Определение встречаемости и относительной численности птиц по формуле Ю.В. Дьякова (1966 г).

60


IX Международный конкурс исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды»: Сборник тезисов участников

СТРАНИЦЫ: [1-10] [11-20] [21-30] [31-40] [41-50] [51-60] [61-70] [71-80] [81-90] [91-100[101-110] [111-120] [121-130] [131-140]
[141-150] [151-160] [161-170] [171-180] [181-190] [191-200]

Издания, полные версии

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика