Высоту растений определяют в фазу молочной спелости. Для измерения берут по 20 растений в пяти различных местах делянки.
Учет засоренности проводят один или несколько раз количественным способом путем наложения метровой рамки и подсчитывают сорняки. Засоренность можно определить и глазомерно.
Учет болезней и вредителей проводят, определяя глазомерно степень повреждения (слабое, среднее, сильное) по отдельным сортам или вариантам опыта с указание названия болезни или вредителя.
В фазу молочной спелости зерновых производится приёмка опыта представителями ЯНИИСХ, Государственной семенной инспекцией и агрономами хозяйства.
Уборка и учет урожая.
Самая ответственная работа на опытном участке связанна с уборкой урожая и его учетом. Уборка проводится вручную, каждая делянка убирается отдельно и снабжается этикеткой, где указывается дата уборки, номер варианта и повторности, культура, номер сортообразцов.
В кабинетных условиях производится обмолот, очистка, определение веса 1000 зерен и урожайности. Все данные записываются и анализируются.
Урожай, подлежащий учету, должен быть однородным по всему участку.
Для учета урожая используют, метод сплошного учета.
Пробы для лабораторного исследования урожая берут с корнями с определенных площадей или погонных метров. Пробы тщательно убирают, сушат и сохраняют. Верхнюю часть проб заворачивают в бумагу. Если урожай определяется с квадратных метров, то вес в граммах делят на 10.
Например: с 1 кв. метра получено 120 грамм зерна. Тогда урожай в переводе на гектар будет:
(ФОРМУЛА)
Документация и обработка опытных данных.
Первичный документ представляет собой журнал наблюдений, в который записывают все наблюдения, данные анализа, метеорологические данные.
Общие сведения об участке, предшественник, схема опыта, размер делянок, план опыта.
Все полевые работы в последовательности.
Результаты полевых наблюдений, учетом и анализов.
Урожай с делянки и в переводе на 1 га.
Результаты структурного анализа.
Написание отчета и выводы по испытанию.
41
Формирование культуры земледелия на основе научно-практических исследований через общее и дополнительное образование даёт результат:
— Повышение мотивации на получения новых знаний;
— Развитие аналитического мышления и творческих способностей;
— Формирование инициативы, организаторских способностей, ответственности и возможности самостоятельно принимать решение.
ЗА СОХРАНЕНИЕ ПРИРОДЫ И БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛЕСНЫМ БОГАТСТВАМ
Петрова А.Н., Дьяконова М.К.
Природа Амгинского района привлекает людей не только Якутии, но и гостей со всей страны и из-за ее пределов. Но не все гости бережно относятся к окружающей среде. Мы обязаны сохранить родную природу для подрастающего поколения.
В настоящее время появляется все новые формы организации деятельности учащихся по экологии, лесничества, экологические тропы, лагеря труда и отдыха, голубые патрули, где школьники приобретают навыки и умения самостоятельных учебных исследований по изучению природы, населению и хозяйства местности.
В данной работе изложены основные сведения о лесных пожарах, меры по предупреждению их возникновения, а также действия при возникновении лесного пожара.
Актуальность изучения темы обусловлена тем, что лесные пожары наносят большой ущерб экосистеме республики, его последствия негативны и для биоты, и для атмосферы, гидросферы, литосферы. А экономический ущерб от лесного пожара исчисляется миллиардами рублей в год.
Экологический аспект работы состоит в том, что лесные пожары приводят к разрушению сложившихся экосистем, уничтожению фитомассы лесных биогеоценозов и животных ресурсов, также приводят к сокращению рекреационных территорий, после лесного пожара место становится непригодным для отдыха и необходимо время, чтобы лес восстановился и снова стал местом отдыха людей. Происходит загрязнение окружающей среды токсичными продуктами горения.
Целью работы является исследование причины возникновения и последствия лесных пожаров, формирование экологической культуры детей, населения в осуществлении мероприятий по сохранению и восстановлению лесов в
42
соответствии с законами и возможностями Природы, сохраняя ее ресурсный потенциал для грядущих поколений.
Новизна моей работы в том, что данная тема не рассматривалась ранее в нашей школе. В соответствии с поставленной целью необходимо было решить следующие основные задачи:
1. Привести общие статистические сведения о лесных пожарах в Амгинском улусе и по Республике Саха (Якутия);
2. Выявление причины возникновения лесных пожаров;
3. Привлечение детей к проблеме охраны лесов и сохранение природных ресурсов;
4. Проведение просветительской работы по экологии среди детей и населения.
Методом исследования выбрали планомерный и систематический сбор информации, наблюдение, мониторинг окружающей среды, основанный на документах, сводках, рассказах очевидцев.
В настоящее время разработан и реализуется план экологического проекта «Школьное лесничество — Чэчир». Основную роль в профилактике лесных пожаров играет разъяснительная работа, воспитание бережного отношения к природе, введение ограничений, а при особой пожароопасной обстановке и полного запрета на посещение лесных угодий. А основная тема проекта — ответственность каждого и всех вместе за сохранение лесных богатств, способствует формированию личностных ценностей и гражданского самосознания подрастающего поколения.
Учащиеся школы взяли под охрану уникальный природный объект и любимое место отдыха селян — в местности «Маяк», Бетюнский лес и лесная зона 2,5 га на местности «СаҺыл». Расположен он не далеко от школы, на левом берегу реки Амга. Ребята ведут наблюдения за растительным и животным миром, изготавливают и развешивают птичьи домики и кормушки, очищают лес от валежника, проводят посадку ценных деревьев и кустарников.
Формы работы с учащимися: распространение бумажных листовок, буклетов, проведение лекций, семинаров, учебно-полевой практики, встречи со специалистами экологии, биологии, работниками охраны природы. В ходе работы было проведено социологическое исследование среди учащихся с 1 по 11 классов МБОУ «Бетюнской средней общеобразовательной школы имени Н.Е. Иванова. Всего опрошено 173 учащихся. Исследование проводилось 2014 году. Выборочная совокупность репрезентирует по трем возрастным группам. Учащиеся начальных классов меньше всего знают, как действовать при приближении огня (это знает относительно мало респондентов, 36%). Менее информированы, по вопросу на тему «Как улучшить работу среди местного
43
населения по защите леса от пожара». Затруднение были, потому что они не сталкивались с пожарами лично. Лесные пожары представляют серьезную угрозу лесам населения, по мнению 94,3% респондентов. Большинство респонденты знает, по вопросу как правильно потушить костер. Очень многие знают, как правильно развести безопасный костер, о безопасном курении в лесу. По мнению 81,3% респондентов, люди являются причиной большинства пожаров.
Согласно по данным ГК Амгинского улуса с 2005 года за 2014 год зафиксировано 167 лесных пожаров, огнем поврежден с общей площадью 482077,6 гектар земли, а материальный ущерб составляет 1481098 тысячи рублей. По данным видно, что огнем уничтожена и повреждена огромная лесная зона, которая может отрицательно повлиять на экологию.
По результатам наших исследований видно, что большая часть лесных пожаров возникает по вине населения (51%), значительный вклад в возникновение пожаров вносят грозовые разряды (31%) и 8% лесных пожаров происходит из-за сельхозпалов.
Проведя социологическое исследование среди учащихся в школе, мы выявили начальные знания детей. Разработали цикл мероприятий по профилактике леса, природоохранных мероприятий, акций по экологическому просвещению населения, выступления перед населением и в средствах массовой информации.
Проанализировав последние данные, пришли к выводу, что знание правил поведения в лесу и соблюдения пожарной безопасности спасет лес от пожара. Основными причинами возникновения лесных пожаров являются антропогенные факторы, вследствие которых возникает более 60 процентов лесных пожаров. В связи с этим необходимо формировать в сознании людей, начиная с детского возраста, бережное отношение к лесу. Необходимо усилить агитационную деятельность по профилактике лесных пожаров с помощью средств массовой информации.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО АКТИВИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Рассашко И.Ф., Мисюк В.М.
В организации исследовательской деятельности учащихся важную роль играет связь школы с вузами. Это давно используется на практике. Так, в достаточно далеком 1996 году в г. Гомель в рамках Международной программы образования состоялась республиканская научно-практическая конференция учителей школ, методистов, преподавателей ВУЗов, ученых. При ее открытии
44
академик АН Беларуси Л. В. Хатылева отмечала, что путем оказываемой разноплановой помощи и поддержки школам и вузам, которая осуществляется в рамках программы, создается благоприятная среда для реализации творческого потенциала одаренных учащихся.
Управление образования Гомельского облисполкома уделяет большое внимание организации системной работы с интеллектуально одарёнными учащимися, подготовке их к республиканской олимпиаде по учебным предметам, участию в конкурсах и конференциях.
При организации совместной работы, поддерживании связей вуза со школами мы руководствуемся положением, что учащиеся должны знакомиться с наукой из первых рук. В биологии, экологии используются разные методы исследований, включая методы полевых сборов, учета биологических объектов, объектов природы, комплексное обследование. Исследования являются достаточно сложными, и при организации их с учащимися школ, лицеев, гимназий важными являются контакты с преподавателями вузов. Одной из форм работы с учителями школ, лицеев, гимназий является научное консультирование. При привлечении учащихся к исследованиям мы рекомендуем учителю придерживаться принципа «от простого к сложному», делать акцент на том, что объективно существует единство природы, проявляющееся во взаимодействии всех компонентов природной среды. В контексте решения актуальной проблемы биологического разнообразия животного мира, мы занимаемся инвентаризацией некоторых групп водной региональной фауны. К таким работам привлекаются учащиеся. В качестве обмена опытом можно привести следующие примеры. Совместно с преподавателем УО «Гомельский государственный профессиональный лицей машиностроения» проводилось курирование ряда лицеистов, выполнявших исследования экологической направленности. В результате были представлены их работы на VIII–Х международные конкурсы исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды» (Россия, Санкт-Петербург, Научно-производственное объединение ЗАО «Крисмас +» 2013, 2014, 2015 гг.).
Учащиеся с интересом относятся к исследованиям, связанным с изучением рыб. В соответствии с рекомендацией учителя (автора данного сообщения) учащимися проведены исследования по изучению видового состава и особенностей поведения рыб, обитающих в водоёмах карьеров г. Гомель, расположенных недалеко от территории школы. В результате установлено, что в водоёмах обитают карась, окунь, ротан, щука. Общими видами для трех исследуемых водоёмов являются карась, окунь, ротан. Количество рыбы, вылавливаемой любительскими орудиями лова, варьирует. Довольно много в водоемах вылавливается карася. Следует подчеркнуть, что проведенные исследования
45
позволили установить наличие в двух водоёмах в значительных количествах также ротана. Это заслуживает внимания, так как это вид является случайным объектом в наших водоёмах и представляет опасность для аборигенных видов рыб.
Общаясь со школьниками при посещении ими университета, обладая опытом работы в области гидроэкологии, мы рассказываем им о замечательных обитателях водоемов. Кроме изучения рыб некоторым учащимся было предложено проводить исследования по планктонным организмам. На начальном их этапе юные исследователи обратились к данным, представленным в литературе, сделав по ним обобщения. Это позволило им установить, что в одном из исследуемых водоёмов (2008–2009 гг.) обитают 26 видов ветвистоусых и 14 видов веслоногих ракообразных. Выделены виды, обитающие по всей акватории водоёма, а также виды, обнаруженные в отдельные годы.
Всем известно вредное влияние табачного дыма на живые организмы. Поэтому учителем было предложено школьнице провести опыты по установлению влияния табачного дыма на рост и развитие фасоли. С большим интересом, энтузиазмом, при участии курящего отца школьница провела исследования. Результаты его позволили сделать важные выводы: рост растений замедлился, стебель стал более тонким и слабым, листья приобрели сероватый оттенок, оказались меньше в размерах, был заметен их сморщенный вид.
В рамках совместной работы вместе со студентами-специализантами кафедры зоологии и охраны природы университета осуществлялись консультации в области гидроэкологии 3-х учащихся СШ № 21 г. Гомель. Проводились научные экскурсии на водоемы, где выполнялся сбор научного материала с последующей его обработкой в лабораториях кафедры. Учащиеся на основании полученных результатов подготовили отчеты, с которыми выступали на семинарах в школе.
Принимая во внимание необходимость оказания содействия в проведении научных исследований, два студента кафедры были рекомендованы для проведения исследований совместно со школьниками в период работы областного экологического лагеря «Исследователь», в соответствии с программой мероприятий Гомельского государственного областного Эколого-биологического Центра детей и молодежи. Лагерь «Исследователь» был организован по плану работы управления образования Гомельского облисполкома. В результате исследований установлено, что даже на небольшом водоеме условия среды на разных его участках имеют отличия, и это влияет на разнообразие, структуру, количественное развитие водных сообществ.
Природа щедра на разнообразие. В богатой палитре разнообразия жизни есть объекты, которые являются важными в экосистемах и к таким относятся
46
представители типа Моллюски. Их можно обнаружить на разных водоемах, установить видовую принадлежность, сделать коллекции. На примере массовых видов двустворчатых моллюсков (как перловицы, беззубки) учащиеся могут установить их роль как биофильтраторов, участвующих в осветлении воды, формировании ее качества.
Работая со школьниками, мы стремимся рассмотреть способности каждого из них, заметить даже «самые маленькие ростки», вовремя поддержать, оценить малейшие успехи.
В качестве примера опыта работы по экомониторингу водоемов представляют интерес исследования, проведенные нами совместно с Гомельской ассоциацией детей и молодежи (2003 г.). Во время экскурсий посещались несколько водных объектов, подвергнутых разному антропогенному воздействию. С применением экспресс-методов учащимися сделаны стандартные гидрохимические анализы воды. Они позволили установить, что содержание большинства гидрохимических показателей находится в пределах нормы. Вместе с тем, планктонные сообщества исследуемых объектов имеют разную степень разнообразия, отличия в количественных характеристиках, структуре. Мы обращаем на это внимание школьников и отмечаем, что возможно полученные результаты отражают последствия предшествующих воздействий.
В целом, экскурсии в природу придают преподаванию биологии природоведческую направленность. Они способствуют более тесной связи теоретических знаний с практической и исследовательской работой, развивают интерес учеников к явлениям живой природы, углубляют знания о животном и растительном мире, его практическом значении и разнообразии. Экскурсии оказывают благоприятное влияние на ход учебного процесса, повышают качество классных уроков по биологии, имеют большое образовательное и воспитательное значение.
Представляется необходимым отметить и такой вид наших контактов со школами как предоставление (внедрение) им материалов научно-исследовательской и учебной работы. В кабинеты биологии ряда школ г. Гомель, где проходят педагогическую практику студенты кафедры, регулярно передаются коллекции представителей местной фауны, которые могут использоваться с учебными и просветительными целями.
47
ФОРМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕТЕЛЬНОСТИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ СТУДЕНТОВ
Середа А.И.
В нашем учебном заведении накоплен опыт организации и проведения работы по экологическому образованию и воспитанию студентов. Работа по экологическому образованию и воспитанию студентов наиболее эффективно проводится в рамках биологического кружка «Кругозор». Студенты готовят и обсуждают доклады и рефераты природоохранной тематики; проводят занятия с экспериментами и опытами; посещают музеи и исследовательские учреждения; просматривают учебные и научно-популярные фильмы. Они осуждают результаты опытов и наблюдений; выпускают бюллетени и стенгазеты природозащитной тематики; готовят радиопередачи; участвуют в работе экологических организаций, в массовых природоохранных мероприятиях.
Члены кружка проводят экологические обследования наиболее уязвимых объектов окружающей среды, готовят рекомендации, составляют экологические паспорта, разрабатывают экологические проекты. Студентам обеспечены условия для творческой активности и инициативы, проявления настойчивости в достижении целей. Положительные результаты экологических исследований, увлекают студентов к продолжению деятельности в кружке, способствуют развитию интереса к активной защите природы.
Члены кружка устанавливают связи с общественностью, с природоохранными организациями, с местными органами власти, со средствами массовой информации. Улучшение экологической обстановки после осуществления природоохранных мероприятий, выполненных по результатам экологических исследований, позволяют осознать студентам важность и значимость своей деятельности, способствует формированию активной жизненной поэзии и научного мировоззрения. Творческая активность студентов стимулируется широким отражением результатов их деятельности в средствах массовой информации, поощрением специальными призами, грамотами, дипломами и денежными премиями.
Интерес студентов к природозащитной деятельности обусловлен экологическими проблемами региона. Это загрязнение рек и атмосферы, загрязнение окружающей среды бытовыми и промышленными отходами, проблема защиты зеленых насаждений и др. Негативные экологические факторы влияют на состояние здоровья населения, поэтому студенты ежегодно выполняют работы по оздоровлению участков лесопарковой зоны микрорайона Соцгород, особенно
48
территории непосредственно прилегающей к зданию колледжа, а также береговой зоны малых рек г. Новочеркасска и других объектов.
Студенты участвуют в ежегодных природозащитных акциях: «Чистые реки — живая планета», «Защитим зеленые легкие города», «Чистый город — здоровое население» и др., они следят за санитарно-гигиеническим состоянием экосистемы «колледж», способствуют поддержанию чистоты и порядка.
Члены биологического кружка «Кругозор» в период с 2010 г. по 2014 г. выполнили ряд исследовательских работ по проблемам охраны окружающей среды. В начале они изучали существующую экологическую проблему, определяли, какой вклад можно внести в дело ее решения. Затем формулировались цели и задачи исследований, составлялся план выполнения работы, обсуждался перечень необходимого для этого оборудования, приборов и инструментов, распределялись задания, составлялся график их выполнения. Наблюдения и результаты исследований фиксировались в дневниках. Студенты устанавливали причины возникновения экологической проблемы, исследовать факторы, губительно влияющие на объекты природы. Они изучали степень и последствия воздействия этих факторов на окружающую среду и определяли негативные изменения в ней. О результатах исследований докладывали на заседаниях кружка. Формулировались выводы и составлялись рекомендации для принятия мер по устранению этих негативных экологических факторов, а также решения существующей экологической проблемы. Материалы исследований с рекомендациями представлялись для ознакомления и принятия мер в местные органы власти и природоохранные организации. Мероприятия, выполненные по результатам таких исследований, способствовали улучшению экологического состояния окружающей природной среды в регионе. Для освещения проблемы загрязнения малых рек нашего края, акцентирования внимания общественности на необходимости осуществления эффективных природоохранных мероприятий по защите водоисточников от загрязнений промышленно-бытовыми стоками студентами была выполнена работа на тему «Экология малых рек г. Новочеркасска».
В марте 2010 года члены кружка исследовали качество воды в реках Тузлов, Грушевка, Аксай. В пробах воды выявлено наличие нерастворимых органических и неорганических взвешенных примесей, а также высокое содержание опасных химических соединений и микроорганизмов. На прибрежных территориях выявлены несанкционированные свалки мусора, бытовых и промышленных отходов, установлен сброс промышленных и бытовых стоков в реки, не подвергаемых очистке. Из-за загрязнения качество воды в реках по санитарно-химическим и микробиологическим показателям не соответствовало гигиеническим нормам и требованиям.
49
На основании результатов обследования рек и прибрежных территорий, результатов проб воды были составлены экологические паспорта водоемов и сформулированы рекомендации по улучшению состояния рек. Рекомендации включали проведение природоохранных мероприятий:
— органам контроля и надзора за чистотой водоисточников выявить причины и источники загрязнения малых рек Новочеркасска;
— принять меры к их устранению;
— местным органам власти принять меры по очистке территорий, прилегающих к рекам;
— усилить контроль и надзор для предотвращения загрязнения водоемов;
— провести повторное исследование качества воды этих рек через год.
Результаты исследований и рекомендации были представлены для ознакомления в администрацию города и экологическим организациям. Усилиями администрации, руководства промышленных предприятий, представителей природоохранных организаций, населения города, студентов были выполнены мероприятия по улучшению состояния вод малых рек нашего региона.
Через год было проведено повторное обследование прибрежных территорий и исследование качества воды для определения эффективности мероприятий по экологическому оздоровлению водоемов. В марте 2011 года было установлено, что количество несанкционированных свалок мусора и неочищенных промышленных и бытовых стоков в реки снизилось. Улучшились санитарно-химические и микробиологические показатели качества воды в реках. Результаты повторного исследования свидетельствовали об эффективности проведенных водоохранных мероприятий и целесообразности участия членов кружка в их выполнении.
С целью освещения экологических проблем по сохранению, защите и восстановлению зеленых насаждений, привлечения внимания общественности, природозащитных организаций, а также администрации города в 2011 году членами кружка была выполнена исследовательская работа на тему: «Зеленые легкие города». Необходимость ее проведения была обусловлена неудовлетворительным состоянием зеленых насаждений лесопарковой зоны Промышленного района г. Новочеркасска. При обследовании установлено, что на большинстве участков экологическое и санитарно-гигиеническое состояние зеленых насаждений не отвечало существующим требованиям. Выявлено значительное количество больных, поврежденных и погибших деревьев. Такое состояние лесопарковой зоны не способствовало процессу очищения атмосферы от загрязнений. Было установлено, что площади зеленых насаждений не соответствовали существующим нормам, для городских поселений. Подобная экологическая обстановка негативно влияет на состояние здоровья населения.
50
X международный конкурс исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды»: Сборник материалов участников
СТРАНИЦЫ: [1-10] [11-20] [21-30] [31-40] [41-50] [51-60] [61-70] [71-80] [81-90] [91-100] [101-110] [111-120] [121-130] [131-140]
[141-150] [151-160] [161-170] [171-180] [181-190] [191-200] [201-210] [211-220] [221-230] [231-240] [241-250] [251-260] [261-270] [271-280]