Контакты
Главная Издания, полные версии 10 конкурс сборник 10 конкурс стр. 021

взята из реальной жизни и быть важной для ребёнка. Она должна быть отражением реальных проблем, возникающих перед школьником в процессе освоения им основ некоторой науки, имеющей отражение в учебном предмете.

Умение увидеть проблему подчас ценится выше, чем способность ее решить.

Вот примеры некоторых тем исследовательских работ наших учащихся:

— «Комфортность школьного кабинета»,

— «Пищевые добавки и их влияние на здоровье человека»,

— «Определение качественного состава чипсов торговой марки Lay,s»

— «Контрольная закупка хлеба»,

— «Храни родник как жизнь, как божий дар» и др.

Далее начинается творческий процесс, и ребята активно включаются в настоящее исследование. Каждый работает в том направлении, которое выбрал сам по своим интересам. Педагогу нужно помочь ребятам, впервые начинающим исследование, распределить роли так, чтобы каждому досталась работа по силам и по душе. Кто-то займётся сбором теоретического материала, другой проведёт анкетирование, третий будет заниматься видеоили фотосъёмкой, кто-то напишет отчёт по проблеме исследования или подготовит презентацию, а кто-то будет защищать исследовательскую работу перед аудиторией. Такое распределение обязанностей в группе, позволяет каждому ученику ощутить уверенность в себе и пребывать в комфортном психофизическом состоянии, потому что он реально может справиться с данным ему заданием, увидеть, что с его мнением считаются и в результате ощутить себя успешным человеком.

Результаты своих исследований учащиеся представляют на школьных, муниципальных и региональных научных конференциях, на уроках, на родительских собраниях, а также размещают свои работы на школьном сайте, участвуют со своими работами в различных региональных и всероссийских конкурсах.

Как показывает мой личный опыт, исследовательская работа имеет большие возможности для развития творческой, активной личности. Если ученик сможет справиться с учебной проблемой, значит и в настоящей жизни он окажется более приспособленным. К тому же, сегодняшний старшеклассник — это завтрашний студент и навыки исследовательской деятельности, полученные в школе, сослужат добрую службу тем, кто захочет серьезно заниматься наукой в ВУЗе.

В заключении хочу процитировать актуальное высказывание:«Тебе скажут — ты забудешь, тебе покажут — ты запомнишь, ты сделаешь — ты поймешь». Именно деятельностный подход с помощью исследований учащихся даст положительный результат в сегодняшней образовательной среде.

21


Литература

1. Платонова Т. И. К научному стилю мышления — через исследовательскую деятельность // — М.: Первое сентября. Химия. № 8, 2009

2. Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии. Мето дология, теория, практика. — Москва «Глобус», 2007 год

3. Шалашова М.М., Компетентностный подход в изучении химии и оценивание компетенций учащихся в средней школе, Методика преподавания химии, № 13, 2009 год

4. Яскевич В.А., Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках химии и во внеурочное время.

Интернет-ресурсы

1. http://www.docme.ru/doc/19720/tvorcheskaya-rabota

2. http://alzavrmk.ucoz.ru/index/issledovatelskaja_dejatelnost_na_urokakh_obshhestvoznanija/0-93

3. http://www.researcher.ru.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ЭКОЛОГИИ В МБОУ «БЕЛОРУССКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ПЫТАЛОВСКОГО РАЙОНА, ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Горячева Н.А.

В настоящее время школа призвана развивать способности школьника реализовать себя в новых, динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Характеристиками личности становятся коммуникабельность, развитие самостоятельности и способности к самоорганизации, умение отстаивать свои права и вести диалог, искать и находить выходы из сложившихся проблем. Умение работать с информацией, находить нужную информацию становится жизненно важным для любого специалиста.

В условиях нашей сельской школы, находящейся вдалеке от научных, культурных центров весьма уместен вопрос: «Можно ли добиться высокого качества образования на периферии, в сельской школе, тем более что образование — основа становления человека в культуре»?

В качестве надежного средства развития учащихся стала организация исследовательской работы. Исследовательская деятельность активно формирует

22


вышеуказанные качества. Использовали главное преимущество сельской школы — близость природы — объекта познания.

В сельской местности дети с самого рождения живут и воспитываются в естественной природной среде (максимум подлинной жизни и минимум искусственности).

И хотя современные сельские школьники отличаются от сверстников предыдущих поколений, природа по-прежнему привлекает их, оставаясь местом многочисленных тайн и загадок.

Общение с природой развивает у школьников пытливость, формирует интеллект. В.А. Сухомлинский писал: «Капля мысли о природе рождает могучую, полноводную реку мысли…

Исследовательская деятельность — дело непростое и овладеть ею даже на элементарном уровне за короткий срок сложно. Чтобы привить учащимся умения и навыки такого вида работы, нужна систематическая, кропотливая работа, требующая значительных усилий, времени, знаний методологии и методики. У обучающихся должна появиться внутренняя потребность заниматься ею, а это важное условие саморазвития, самоутверждения.

Большие возможности для исследовательской деятельности содержатся в такой форме работы с детьми, как организация исследовательского объединения в виде научного общества, представляющие учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в направлении исследования.

Уже 15 лет в школе работает экологическое объединение «Утроя», организатором и руководителем которого я являюсь.

Исследовательская деятельность, в котором направлена:

— на развитие личности каждого ученика;

— усиление естественнонаучного обучения;

— расширение и углубление знаний учащихся по экологии и проблемам охраны природы;

— развитие у школьников потребности принимать личное участие в охране окружающей среды и решении экологической проблемы на уровне класса, школы, посёлка.

Исследовательская деятельность учащихся основывается на:

— жизненном опыте;

— наглядности (можно увидеть, понаблюдать, взять пробы и т.д.);

— ситуации успеха (вам это пригодится).

Членами экологического объединения написано очень много интересных работ по исследованию растений и животных окрестностей посёлка Белорусский Пыталовского района Псковской области. За всем

23


этим стоит большой труд: изучение литературы, материалов периодической печати, работа с архивными документами, социологические опросы. Исследовательская работа — это большой труд, требующий времени, тщательной подготовки, творческой активности.

Первые успехи объединения (2004 г.) это проект «Реконструкция водохранилища поселка Белорусский награждён Дипломом III степени областного конкурса социальных проектов «Мы обустраиваем наш край».

Это были первые исследования, но они реально показали, что сельские школьники могут быть достойными конкурентами городским ребятам.

Исследовательские работы членов экологического объединения «Утроя» представляются на районных, областных, всероссийских конкурсах:

«Врановые в окрестностях посёлка Белорусский, Пыталовского района» — Диплом II степени Областной культурно-экологической акции «Международный День птиц» (2010г.)

«Лишайники — индикаторы загрязнения воздуха» — Диплом III степени Областного конкурса исследовательских работ «Тайны леса» (2010 г.)

«Биоиндикация загрязнения воздуха по комплексу признаков сосны обыкновенной» — Диплом III степени Областного конкурса исследовательских работ «Тайны леса» (2011 г.)

«Животные — преобразователи почв» — Диплом I степени Областного культурно-экологического конкурса «Живи Земля!» (2011 г.)

«Видовой состав орнитофауны посёлка Белорусский, Пыталовского района в зимний период» — Диплом III степени Областного культурно-экологического конкурса «Живи Земля!» (2011 г.)

«Вредители яблоневого сада» — Диплом II степени Областной научной эколого-биологической олимпиады обучающихся дополнительного образования детей (2011 г.)

«Биоиндикация загрязнения атмосферного воздуха посёлка Белорусский о листьям берёзы повислой» — Диплом II степени Областного конкурса исследовательских работ «Природа вокруг нас» (2011 г.), Диплом призёра VII международного конкурса исследовательских работ школьников «Инструментальные исследования окружающей среды» (2012 г.)

«Эколого-флористическое исследование первоцветов окрестностей посёлка Белорусский, Пыталовского района» — Диплом II степени Областного конкурса исследовательских работ «Природа вокруг нас» (2012 г.)

«Качественный анализ суммарного загрязнения снежного покрова в посёлке Белорусский Пыталовского района» — Диплом III степени Областного конкурса исследовательских работ «Природа вокруг нас» (2012 г.), Диплом III степени 7-ой межрайонной краеведческой конференции «Никоновские чтения — 2014».

24


«Изучение сообществ земноводных в естественных и трансформированных условиях в окрестностях посёлка Белорусский, Пыталовского района» Диплом III степени Конкурса юных натуралистов России имени П.А. Мантейфеля (2013 г.)

«Орнитофауна плодовых садов в окрестностях посёлка Белорусский, Пыталовского района» — Диплом II степени Областного конкурса исследовательских работ «Природа вокруг нас» (2014 г.)

Экологическое объединение активно сотрудничает с Государственным природным заповедником «Полистовский» (II место по итогам конкурсов в рамках акции «Марш парков — 2010»).

Как руководитель экологического объединения, я делюсь опытом своей работы: статья по обобщению опыта «Исследовательская деятельность учащихся как путь к экологической культуре» опубликована в электронном сборнике материалов «Фестиваль педагогических идей «К вершинам мастерства», г. Псков (2012г.), работа «Формы и методы экологического образования», получила Диплом III степени Областного конкурса исследовательских работ «Тайны леса – 2011», а работа «Природоохранные акции в школе» получила медаль «Вдохновение» Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации-2011».

Члены экологического объединения «Утроя» активно занимаются экологической пропагандой. Ежегодно ребята становятся организаторами акции «Чистый мир своими руками», кроме этого они проводят различные природоохранные акции, приуроченных к экологическим датам (День птиц, День Земли, День воды и др.).

Таким образом, как показывает практика, исследовательская деятельность реально способствует формированию нового типа обучающегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования. Самое главное, это позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.

25


ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК РЕСУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Дежина Н.Н.

В настоящее время, в период перехода к ФГОСам, особенно важную роль приобретает творческий труд, а, следовательно, творчески работающий человек. Биология и экология — это те самые предметы, которые имеют реальные возможности приобщить обучающихся к исследовательской работе, развивать их творческие способности. Длительные наблюдения, опыты, эксперименты, самостоятельные учебные исследования — вот, что может стать неотъемлемой частью преподавания в современных условиях. Исследовательская работа многосторонняя — она должна иметь четко сформулированные цели и посильные задачи, а наблюдения и исследования — планомерные и систематические. При этом надо обязательно учитывать общее развитие ученика, имеющийся у него запас знаний и умений.

В нашей школе предмета «Экология» нет, есть только элективный курс в 9 классах, «Юный эколог», рассчитанный на 1 час.

Поэтому мною была разработана программа по внеурочной деятельности. Программа предполагает организацию деятельности учащихся по изучению ближайшего природного окружения и участие учащихся в реальной природной деятельности.

Она рассчитана не только на формирование теоретических экологических знаний о взаимодействиях разных уровней: организменного, популяционного, экосистемного, но и умения практического характера — проектной исследовательской работы. Подобные умения позволят каждому учащемуся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.

Первый год рассчитан на учащихся 5–7 классов, включает в себя работы по выращиванию саженцев и рассады, озеленению территории пришкольного участка и улиц станицы деревьями и кустарниками, уходу за посадками. Справляются ребята этого возраста с разработкой экологических троп, организацией «микрозаказников» для отдельных видов растений и животных.

Для учащихся второго года обучения (учащиеся 8–10 классов) включена полевая практика, экологическая экспедиция, позволяющая изучать экологические проблемы не только местного, но и регионального масштаба, выявить причины и следствия их развития, осуществлять работу по проектированию ландшафта с учетом требований экологии. Кроме того в программу включены исследования и описание, а также инвентаризация природных территорий и объектов своей местности, выявление памятников природы.

26


Данная программа включает в себя несколько тем. Занятия проводятся на базе школы. Естественно, что не хватает специального оборудования, реагентов для опытов и экспериментов, но мы стараемся исходить из того, что есть в наличие.

Цель программы: развивать интерес учащихся к экологии, помочь учащимся ориентироваться в многообразии экологических ситуаций и проблем, развивать гармоничную личность ребенка:

Задачи программы:

— Способствовать раскрытию индивидуальных способностей детей;

— Углубить и расширить знания об экологических взаимодействиях разных уровней организации жизни;

— Формировать экологическое мировоззрение в воспитании бережного отношения к окружающей среде, проведение комплексной работы по охране природы и памятников истории и культуры:

— Формирование эстетического и экологического воспитания.

Формы реализации программы внеурочной деятельности разнообразны: организация выставок, олимпиады, опытническая работа, проведение акций «Чистые берега», «Посади дерево», «Птицам — нашу заботу», написание проектных и исследовательских работ, экскурсии, походы, экспедиции.

Основной задачей ученических исследований является обучение школьников методам самостоятельного мышления, развитие навыков работы с научно-популярной литературой. Необходимо учить детей фиксировать и анализировать отдельные факты или явления, находить связи между ними. По мере накопления материала учащиеся его обрабатывают и осмысливают, работают с определителями, справочной литературой, доступными научными источниками, получают консультации от специалистов той области, по которой проводят исследования. Инициативе и творчеству, использование, расширение и углубление школьных знаний, умение работать со специалистами и, наконец, самоутверждение учащихся в данной предметной области и вера в свои силы далеко не все чему учит организация исследовательской работы.

По итогам выполненных учащимися творческих работ проводим конференции. Анализируя результаты проведенных исследований, готовясь к выступлениям, учащиеся осмысливают, систематизируют и обобщают приобретенные знания. Развивают свое мышление. Обязательное условие, чтобы исследования не остались лишь на бумаге. Исследования должны приобретать практическую значимость, о них должны знать другие учащиеся. Именно так и поступили 10-классники. Все свои проектные работы (они изготовили животных, грибы из разных материалов) были подарены подшефному детскому садику. Учащиеся не только получили благодарности от работников и детей

27


детского учреждения, но и имели возможность полюбоваться собственными проектами. Именно публичные выступления могут стать толчком для участия других детей в исследованиях.

Литература

1. Захлебный. А.Н., Суравегина И.Т. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. Москва, «Просвещение», 1984.

2. Образование: взгляд в будущее. Сборник материалов Всероссийского конкурса учителей под редакцией Ляшко Л.Ю. МАН., «Интеллект будущего», 2008.

3. Е. Ю.Ривкин. Профессиональная деятельность учителя в период перехода на ФГОС основного общего образования. Теория и технология. Волгоград, изд. Учитель», 2013

 

РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Николенко С.И.

Экологическое движение в России имеет свои исторические корни. Еще во времена Ярослава Мудрого в первом законодательном сборнике «Русская Правда» предусматривалось наказание за порчу охотничьих угодий и воровство ловчих птиц.

В XVIII в. Петр I своими указами предписывал оберегать уникальные памятники природы, природные лечебные источники, особо ценные лесные массивы. Многое сделано в области охраны природы в советский период развития страны. Известный американский историк, профессор Аризонского университета Дуглас Вайнер так оценил научный экологический потенциал России: «Для многих будет удивительно, что еще в 1920-х и начале 1930-х гг. Советский союз был на переднем плане развития теории и практики охраны природы. Русские первыми предложили выделять специально охраняемые территории для изучения экологических сообществ. Советское правительство было первым, кто понял, что планирование регионального землепользования и восстановление разрушенных ландшафтов должны строиться на основе экологических исследований. В настоящее время эти идеи получили международное признание в программе биосферных заповедников ЮНЕП».

В структуре современного экологического движения в России следует отметить три существенных элемента.

28


1. Формирование экологического сознания. Любое общественное движение носит осмысленный и целеустремленный характер. У истоков формирования экологического миропонимания находились идеи консервативной охраны природы. В период интенсивного использования природных ресурсов в нашей стране в обществе закрепилось потребительское отношение к природе. Объективно это поддерживалось правительством, исходя из понимания того, что территория России огромна, а ее природные богатства неисчислимы.

На этой основе в середине XX в. появилась антропоцентрическая концепция, в центре которой стоял человек — могучий преобразователь природы, не ждущий милости от природы, а преобразующий ее по своей воле и знаниям. Официальная пропаганда внушила советскому человеку, что в условиях планового развития хозяйства и общественной собственности средства производства, а также согласно социалистическому воззрению нет и не может быть антагонистических противоречий между обществом и природой.

Трагедия Чернобыля, Арала, крупные аварии и катастрофы техногенного характера окончательно повернули общественное мнение в сторону необходимой защиты окружающей природной среды и положили начало широкому экологическому движению в России.

В конце 50-х гг. образуется Всероссийское общество охраны природы с отделениями в городах и районах. Вслед за этим создается сеть природоохранных организаций в рамках профсоюзных, комсомольских и пионерских структур. Образуются секции, отделы природной среды в составе Союза научнотехнических обществ, Всероссийского общества «Знание» и т.д.

2. Развитие организационных форм экологического движения. Практика экологического движения в России выработала несколько организационных форм, в числе которых: общество, союзы, фонды, ассоциации, политические партии.

Добровольные общества: Московское общество испытателей природы, Всероссийское общество охраны природы, Союз научно-технических обществ, Общество защиты животных и др.

Союзы: Экологический союз, Социально-экологический союз, Ассоциация «Экология и Мир», ассоциация содействия экологическим проектам, Центр экологических проектов, Экологический центр и др.

Фонды: Экологический фонд, Фонд Байкала, Фонд Арала, Фонд защиты Ямала, Молодежный экологический фонд и т.д.

Самостоятельные организации: клубы, патрули, дружины, коммерческие кооперативы, частные предприятия и организации по оказанию экологических услуг.

Например, на протяжении долгого времени студенты Прасковейского сельскохозяйственного техникума (Ставропольский край) и учащиеся

29


МОУ СОШ № 3 с.Прасковея сотрудничают с эколого-биологическим центром г.Буденновска и принимают активное участие в таких мероприятиях как «День земли», «День воды», «День птиц», в акциях: «Сохраним природу Ставрополья», «Посади дерево». Распространяют экологические листовки с призывами бережного отношения к природе. Зимой развешивают кормушки и подкармливают птиц, проводят очистку берегов озера Буйвола, реки Кума от бытового мусора. Очень много единомышленников среди родителей. Ученики среднего звена и первокурсники являются активными членами Союза детских общественных экологических объединений с замечательным названием «Шмель», численность которого сейчас превышает 200 человек.

Основные формы работы СДОЭО «Шмель»:

— борьба с несанкционированными свалками;

— природоохранная деятельность;

— волонтерское движение;

— пропаганда экологических знаний;

— исследовательская деятельность;

— массовые мероприятия;

— восстановление старых парков;

— закладка нового мини-парка на территории школы.

Ежемесячно осуществляется заседание штаба, где планируется заседание штаба, где планируется и оговаривается дальнейшая совместная работа экологических отрядов. Подводятся итоги работы. Координатор - педагог-организатор центра. Заседания проходят в режиме «Совет Дела». Традиционно ежегодно проводится слет СДОЭО «Шмель» где в торжественной обстановке подводят итоги работ, вручаются награды наиболее активным членам организации, определяется лучший экологический отряд.

Студенты старших курсов и старшеклассники школы организовали — ДОП ( дружину охраны природы); экологическую тропу.

3. Наличие различных путей и методов реализации задач, поставленных экологическим движением. По профилю деятельности общественные образования экологического движения в России могут быть комплексными и специальными.

Комплексные — занимаются охраной окружающей природной среды в числе других выполняемых ими функций.

Специальные — выполняют лишь одну экологическую функцию.

По территориальному признаку общественные экологические организации подразделяются на федеральные, республиканские, региональные, городские и др.

Различия в деятельности общественных образований экологического движения по профилю необходимо правильно увязывать с существующими методами экологической работы.

30


X международный конкурс исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды»: Сборник материалов участников

СТРАНИЦЫ: [1-10] [11-20] [21-30] [31-40] [41-50] [51-60] [61-70] [71-80] [81-90] [91-100] [101-110] [111-120] [121-130] [131-140]
[141-150] [151-160] [161-170] [171-180] [181-190] [191-200] [201-210] [211-220] [221-230] [231-240] [241-250] [251-260] [261-270] [271-280]

Издания, полные версии

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика