Контакты
Главная Издания, полные версии 10 конкурс сборник 10 конкурс стр. 031

Одним из методов решения задач, поставленных экологическим движением, является организация забастовок, собраний, митингов, референдумов по вопросам окружающей среды.

Граждане и общественные организации вправе обращаться с требованиями о прекращении экологически вредной деятельности и возмещении причиненного вреда в административные органы, суд и арбитражный суд.

Закон «Об охране окружающей среды» обязывает государственные органы оказывать всемирное содействие деятельности экологических организаций.

Гармонизация отношений природы, человека, закона — ключевая триада и формула действия современного экологического движения в России.

Литература

1. Вронский В.А. Прикладная экология / В.А. Вронский. — Ростов н/Д: «Феникс», 1996.

2. Глазачев С.И. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии / С.И. Глазачев. — М.: 1999.

3. Демина Т.Л. Экология, природопользование, охрана окружающей среды / Т.Л. Демина. — Москва, 1999.

4. Лихачев Б.Т. Социология воспитания и образования / Б.Т. Лихачев. — Рязань, 1996.

5. Мамедов М.Н. Культура, экология, образование / М.Н. Мамедов. — М.: 1996.

 

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Обуховская А.С.

Какой должна быть школа, работающая в эпоху высоких технологий, в быстро развивающемся обществе? Как помочь ученикам научиться соответствовать вызовам 21 века? На эти вопросы отвечают ФГОС нового поколения, стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020».

При этом в каждом образовательном учреждении разрабатывается своя образовательная программа, в основу которой положены ключевые положения перечисленных документов, а также изложена стратегия и тактика развития данного образовательного учреждения.

ГБОУ лицей № 179 является лицеем естественно-научной направленности.

31


Образовательный процесс ориентирован на такие ценности, как познание, самообразование, самоанализ, мотивация обучения, здоровьесберегающая деятельность, инновационные технологии, проекты, исследования.

Система урочной деятельности дополняется и развивается внеурочной работой через проекты, кейсы, исследования, что позволяет:

— стимулировать учащихся к изучению естественных наук, инноваций, открытий, достижений в решении современных научно-технических проблем;

— развивать потенциал личности учащегося, владеющего интегрированными знаниями, метапредметными учебными действиями в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения;

— внедрять инновационные разработки, помогающие подготовить учеников к пониманию, восприятию достижений научно-технического прогресса;

— сформировать вектор развития, способствующий осознанию учащимися, что деятельность на стыке естественных наук приводит к серьезным научным открытиям и достижениям;

— стимулировать саморазвитие, самостоятельную работу по созданию способов решения проблем творческого, поискового, технического характера;

— формировать у учащихся комплекс надпредметных, предметных, ключевых компетентностей, позволяющих им продолжить обучение в вузах, осуществляющих подготовку в области естественных наук, нанотехнологий, хорошо понимая, что именно эти технологии становятся ключевым направлением развития современной науки и промышленности;

— поддерживать педагогов, внедряющих инновационные и творческие разработки в сфере образования; стимулировать развитие их профессиональной компетентности;

— подготовить перспективные условия развития системы образования в лицее.

Выбор учениками тем проектов во многом связан с естественно-научной, экологической направленностью лицея.

Например, исследование санитарно-гигиенических характеристик песка детских песочниц, мониторинг воды Финского залива, Невы, Охты, малых рек Санкт-Петербурга, влияние физической нагрузки на сердечно-сосудистую систему учеников.

Нельзя не отметить, что экология является той наукой, которая позволяет интегрировать содержание физики, химии, биологии. Стержнем, объединяющим практически все экологические законы, являются естественные науки.

Поэтому большая часть проектов учеников лицея посвящена исследованию качества окружающей среды.

32


Работая над проектами, ребята используют химические (как правило наборы ЗАО «Крисмас+»), биологические (биотестирование, биоиндикация), физические методы исследования.

Эксперимент, анализ результатов научно-исследовательской работы стимулируют формирование у них основных элементов научного знания, методологического, системообразующего, мировоззренческого характера, а также универсальных и метапредметных учебных действий.

В этом году учениками лицея подготовлено более 30 научно-исследовательских работ экологической направленности. В большей части работ приводятся примеры использования нанотехнологии для очистки воды, почвы, воздуха. Ученики «фантазируют», предлагая свое видение использования нанотехнологии. Ребята осознанно идут от исследования к изобретению.

К такой активной мотивированной научно-исследовательской и проектной деятельности учащиеся лицея готовятся, начиная с начальной школы, когда на уроках окружающего мира, а также во внеурочное время им показывают демонстрационные химические опыты.

Подготовка и проведение опыта, само «действие» — опыт, открытие «тайны» превращения одних веществ в другие развивают интерес ребят к наблюдениям, открытию необычного в знакомых явлениях, формируют позицию наблюдателя и экспериментатора. При этом важно стимулировать освоение учениками операций анализа, сравнения, выявления причинно-следственных связей. Диалог между учителем и учениками, групповые формы работы способствуют вовлечению и поддержке друг друга в проведении опыта. Это снимает возможную стрессовую ситуацию, делает процесс познания интересным и творческим.

Химические опыты своей яркостью, многообразием, поэтапностью, превращениями одних веществ в другие вызывают у ребят фейерверк эмоций и вопросов «Почему?» Это, в свою очередь, стимулирует познавательную активность, расширяет кругозор и способствует выстраиванию собственных гипотез, версий о явлениях окружающего мира.

Химия привлекает учеников опытами в появлении цветового эффекта. Особенность опытов: разные цвета возникают при смешивании бесцветных жидкостей. Цвет рождается прямо на глазах сразу при смешивании жидкостей. Вот и чудо! Что, в свою очередь, стимулирует развитие у учеников исследовательской позиции. Возраст «почемучек» помогает ребятам приобщиться к исследовательской деятельности. При этом роль учителя — организовать исследовательскую деятельность в рамках определенной научной картины мира.

33


На вопрос: «Возможно ли познание мира через химические опыты?» напрашивается ответ: «Да» и вот почему:

— Открытие тайны эксперимента активизирует познавательную активность

— Химические опыты стимулируют детскую готовность задавать вопросы и разбираться в собственных представлениях

— Целенаправленность на мотивацию познания

— Создают оптимальные условия для развития мышления (умение выделять главное, проводить аналогии, сопоставлять, обобщать)

— Химические опыты носят развивающий характер

— Иллюстрируют проявление установленных в науке закономерностей в доступном для учащихся виде

— Знакомят учащихся с экспериментальным методом изучения природных явлений

— Показывают применение изученных природных явлений в быту и технике

— Повышают наглядность преподавания и тем самым сделать изучаемое явление более доступным для учащихся

— Способствуют развитию знаний, актуальных для настоящего и будущего познающего объекта (в 5 классе ).

— Демонстрация изучаемого явления природы в педагогически трансформированном виде создает базу для успешного изучения школьных предметов.

В лицее было разработано пособие для начальной школы «Удивляемся. Восхищаемся и познаём. Занимательные химико-экологические опыты для учеников начальной школы в урочное и внеурочное время». Работа по данному сборнику помогает обогащать образовательную среду школы через возможные варианты конструирования уроков курса окружающий мир в начальной школе, а также создавать условия для стимулирования мотивации обучения и развития исследовательской компетентности в основной школе, достижения личностных, предметных и метапредметных результатов.

34


ЗНАЧЕНИЕ НАУЧНО–ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Парамонова Н.Е.

Модернизация образования в России требует не только современного технического оснащения образовательных учреждений и обновления содержания образования, но и внутренней перестройки самого учителя. Необходимые профессиональные качества педагога — квалификация, профессионально-педагогическая компетентность, педагогическая культура, педагогическое мастерство.

Ускорение темпов развития и постоянные изменения, происходящие в обществе, требуют достижения нового образовательного результата — становления активной и самостоятельной личности, умеющей решать учебные и жизненные проблемы, активной и толерантной. Требование современного рынка труда — профессиональный универсализм, способность менять сферы и виды деятельности на основе социального опыта, в том числе и личного. Создание условий для формирования такого опыта требует инноваций в организации деятельности педагога.

Наше развивающееся общество имеет потребность в творчески мыслящих компетентных специалистах, обладающих элементами научной деятельности и творческого поиска. Это порождает необходимость обучения подрастающего поколения средствами, способствующими формированию и развитию у школьников собственной учебной деятельности.

Необходимо подобрать такие формы и методы работы, которые могут сформировать определенную модель поведения, развивать ряд личностных качеств, мотивировать на дальнейшее приобретение знаний и применение их в жизни. Ребенок развивается в деятельности и общении. В этом и состоит принцип интерактивности — познание в действии.

Занятие научной деятельностью требует определенной культуры научного мышления, фундамент которого — система научных знаний, представляемых общими понятиями, закономерностями, концепциями, теориями. Чтобы ученик мог быть участником научного поиска, он должен, по меньшей мере, осознавать науку как деятельность, знать методы научного познания, логику научной деятельности, процесс научного познания, функцию гипотезы.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что создание в школе научно-исследовательского общества учащихся целесообразно и важно, поскольку решает актуальные задачи современного образования.

35


Свою инновационную деятельность строю в следующих направлениях:

— Освоение современных образовательных технологий и внедрение их в УВП.

— Участие в экспериментальной деятельности по реализации инновационных образовательных программ: программы развития экологического образования.

— Разработка и апробация авторских программ факультативов, курсов по выбору в рамках реализации программы предпрофильной подготовки учащихся.

— Создание системы мониторинга по всем направлениям деятельности.

— Разработка контрольно-измерительных материалов по географии, крае ведению и экологии.

— Работа с одарёнными учащимися через разработку и апробацию индивидуальных образовательных программ и работу школьного научно-исследовательского общества учащихся «Орион».

В течение всего периода деятельности научного общества учащихся школьники достойно представляли свои научно-исследовательские проекты на городских, областных, региональных и федеральных конкурсах, занимая каждый год первые и призовые места в областных, всероссийских конкурсах экологической направленности, научно — исследовательских конференциях, форумах, семинарах.

Экскурсии, полевые исследования, краеведческие сборы, летние профильные лагеря — это неотъемлемая и, наверное, одна из самых объемных и значимых частей моей работы.

«Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь» — так звучит один из девизов образования. Мои ребята — не пассивные потребители знаний, а активные участники процесса обучения, мечтатели и фантазеры, поэты и художники, которые любят свой край — свою малую Родину, свою страну — и хотят сделать мир лучше, чище, добрее. Без мечты не бывает творчества, без творчества не бывает радости познания, прозрения истины. А главную цель нашей деятельности определяет девиз «Ориона»: «Планету сделать чище, сердца людей — добрей».

Можно бесконечно говорить о том, какие формы и методы должен применять классный руководитель в процессе воспитания своих ребят. О том, как надо строить свою деятельность. Но я убеждена, что прежде всего необходимо любить своих учеников, по- матерински заботиться о том, чтобы они выросли добрыми и чуткими людьми. Необходимо вовремя увидеть боль в глазах ребенка и помочь ему в трудную минуту, радоваться его радостям и сочувствовать огорчениям. Только тогда можно рассчитывать на ответную улыбку детей, их доверие и откровенность. Надолго остаются в памяти ребят походы, песни под

36


гитару у костра, экскурсии в разные города страны, совместные вечера для родителей и детей, конкурсы и праздники. Для меня мои ребята всегда остаются самыми дорогими людьми, а наблюдение за их взрослением, мужанием — это самый ценный и самый важный опыт. Сколько бы лет ни прошло после очередного выпуска, их успехи радуют, а промахи огорчают. И так хочется, чтобы все в их жизни сложилось хорошо!

Работу учителя можно сравнить с работой врача. Если медик лечит от физической немощи, то учитель — от бездуховности, безнравственности и невежества. Поэтому главная цель моей деятельности: формирование компетентностей, необходимых ребенку, чтобы ориентироваться в многообразном и сложном мире, понимать события, происходящие в нем, критически оценивать поступающую к нему информацию.

По оценке Н.Н. Богомоловой, у человека в памяти остается примерно 10% из того, что он слышит; 50% из того, что он видит; и 90% из того, что он делает.

Принцип интерактивного обучения состоит в познании в действии и общении.

Исходя из этого, главные задачи работы состоят в формировании у учащихся потребности:

— изучать: уметь извлечь пользу из опыта, уметь решать проблемы, заниматься самообразованием;

— думать: находить взаимосвязь прошлого и настоящего, критически осмысливать проблему, высказывать свою позицию;

— искать: запрашивать разные базы данных, опрашивать окружающих, консультироваться у экспертов;

— приниматься за дело: включаться в проект, нести ответственность, уметь организовывать свою работу;

— сотрудничать;

— адаптироваться: уметь использовать новые технологии, каналы информации и телекоммуникации и др.

Мы, педагоги, должны видеть главную цель нашей работы и уметь черпать вдохновение в этой работе. Вспоминая все прожитое и пройденное на своем профессиональном пути, я черпаю силы и вдохновение для дальнейшего движения вперед. В чем самый главный успех учителя? В его учениках, в выпускниках, которые не затерялись в большом мире взрослых, нашли в нем себя К.Д. Ушинский писал:

«Зовите меня варваром в педагогике, — но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога»

37


ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ НА ОСНОВЕ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Пелепейкина Г.А.

МБОУ «Майская СОШ им. Е.Л.Чистякова МР «Амгинский улус (район)» расположена на территории Майского наслега с. Покровка Амгинского улуса и СХПК «Амгинский» — ведущего хозяйства Республики Саха (Якутия) по выращиванию зерновых культур.

Исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей, для дальнейшего развития базового образования вводятся программы профильного обучения по отдельным предметам федерального компонента базисного учебного плана Республики Саха (Якутия) 2005 года (по биологии, географии, химии, технологии — агротехнологический профиль).

Важнейшая цель, стоящая перед нами это — формирование культуры земледелия.

Для выполнения этой цели мы выделили следующие задачи:

— получение знаний основ агротехники;

— развитие исследовательских, творческих навыков;

— воспитание у учащихся бережного отношения к земле, к человеку труда. Высокая культура земледелия — это бережное отношение к земле, это хорошие семена, правильная обработка почвы и тщательный уход за посевами, рациональное использование удобрений, выполнение всех агротехнических мероприятий в оптимальные сроки.

В школе ведутся элективные курсы по направлениям «Комнатное растениеводство», «Деревья и кустарники Якутии», «Растения с элементами растениеводства», «Овощеводство», «Растениеводство», «Интродукция растений — как путь сохранения флоры Якутии», «Основы ведения крестьянского хозяйства», «Географическое краеведение». На этих курсах ребята получают не только теоретические знания, но и получают практические умения и навыки. В 2005г на участке «Аллах» СХПК «Амгинский» совместно с Научно-исследовательским институтом сельского хозяйства создан научный стационар по испытанию зерновых культур. Семена сортообразцов на испытание предоставляются ЯНИИСХ.

На основе научно-практических исследований выделены основные направления опытнических работ:

— Зерновые культуры;

— Плодово-ягодные культуры;

38


— Овощные культуры;

— Сорные растения;

В основе всех исследований используется полевой метод.

Ведется работа по наблюдению и выращиванию редких плодово-ягодных культур: яблони, вишни, аронии, ирги, малины, клубники.

Ведется исследовательская работа по засоренности полей.

Полевой опыт — основной метод исследования в полеводстве, овощеводстве и плодоводстве. Он широко используется для разработки и научного обоснования различных агротехнических приёмов и их комплексов: обработки почвы, сроков и способов посева, сроков и способов ухода за посевами и др., а также для изучения различных сортов.

Для постановки выделяют специальные участки с одинаковой по возможности почвой, с ровной, без впадин и возвышенностей, поверхностью.

При постановке полевых опытов надо, стремится приблизить условия опыта к местным производственным условиям, т. е. сделать его типичным. В противном случае результаты опыта будут малопригодными для использования в производстве.

Полевой опыт должен быть точным. Точность опыта зависит от выбора участка, тщательности выполнения всех намеченных мероприятий, наблюдений и правильности учета урожая.

Любой полевой опыт включает опытные и контрольные варианты.

Под опытным вариантом понимают изучаемые растение, сорт, агротехнический приём. Вариант, с которым сравнивают опытные варианты, называют контролем или стандартом.

При постановке полевых опытов необходимо соблюдать единство всех условий, кроме одного — изучаемого. Если изучается действие различных норм высева, то весь участок пашут в один — два дня, одним и тем же орудием, на одинаковую глубину, засевают одним и тем же сортом, той же сеялкой, но устанавливают её в зависимости от варианта на различную норму высева.

Повторность опыта.

Все варианты опыта, расположенные на делянках, составляют его повторение.

Повторение — число одноименных делянок каждого варианта.

Чтобы обеспечить достаточную точность опыта, нужно располагать каждый вариант на трех - четырех делянках. Такой опыт будет заложен в трех-, четырехкратной повторности. Применение повторений резко повышает точность опыта и достоверность полученных данных. (Пример, закладывая опыт по испытанию трех сортов в четырехкратной повторности, мы высеваем каждый из них на четырех делянках.) Допустим, если один из сортов в первом

39


повторении попал на делянку с пониженным плодородием почвы и дал низкий урожай. Трудно предположить, что в следующих повторениях он также попадет в менее благоприятные условия.

Схема расположения делянок.

В зависимости от выбранного участка расположение делянок по повторениям может быть одноярусными, двухъярусными и многоярусными. Современные методы расположения делянок предусматривают случайное размещение вариантов на делянках. В каждом повторении варианты распределяются по делянкам в случайном порядке. Порядок вариантов определяется жребием.

Вокруг опыта оставляют защитную полосу, засеянную этой же культурой.

Вашему вниманию предоставляю фрагменты научно-практических исследований по основным направлениям: Были высеяны семена зерновых культур ячменя, пшеницы, овса, представленных Якутским НИИСХ.

Зерновые культуры. Прежде чем приступить к посеву зерновых методом жеребьёвки располагают образцы на бумаге схематично. За 1–2 дня до посева производят разметку и разбив делянок. Маркёром делают борозды. Размер делянок 2 м2, расстояние между вариантами 1 м, между повторностью 0,5 м. Делянки расположены с севера на юг. Расстояние между семенами 5 см, между рядами 15 см. Можно посеять не через 5 см, это трудно, а просто строчном, т.е. обычным способом без учета количества высеянных семян. Посев — до 30 мая.

Ведутся фенологические наблюдения, где фиксируются: дата посева, всходы, кущение, выход в трубку, колошение, цветение, молочная спелость, восковая спелость, полная хозяйственная спелость, уборка. За вегетацию отмечается высота растения, длина колоса, число зерен в колосе, засухоустойчивость, полегание и болезни растений.

Наблюдения и учет.

Наблюдения за развитием растений проводят на любом полевом опыте.

Результаты метеорологических наблюдений помогают объективно оценить данные опыта.

Фенологические наблюдения и учеты проводят во всех опытах по заранее составленному плану.

Фенологические наблюдения проводят по каждому варианту отдельно.

Отмечают следующие фазы развития.

У зерновых культур — пшеницы, ржи, ячменя, овса — всходы, кущения, выход в трубку, колошение, цветение, молочную, восковую и полную спелость.

Учет густоты всходов у колосовых зерновых культур проводят при наличии у растений двух-трех листьев до начала кущения путем наложения рамки 50 на 50 см.

40


X международный конкурс исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды»: Сборник материалов участников

СТРАНИЦЫ: [1-10] [11-20] [21-30] [31-40] [41-50] [51-60] [61-70] [71-80] [81-90] [91-100] [101-110] [111-120] [121-130] [131-140]
[141-150] [151-160] [161-170] [171-180] [181-190] [191-200] [201-210] [211-220] [221-230] [231-240] [241-250] [251-260] [261-270] [271-280]

Издания, полные версии

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика