– команда МБОУ "Общеобразовательный лицей № 17", г. Северодвинск, Архангельская область (капитан команды – Безбородов Антон, учителя – Голионова Г.Н., Кармакулина Л.М.),
– команда МОУ СОШ № 1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области (капитан команды – Тюгаева Дарья, учитель – Алферьева М.К.),
– команда МКОУ "Лицей села Верхний Мамон", Воронежская обл. (капитан команды – Корнева Мария, учитель – Глотова Н.С.),
Также оргкомитет отметил некоторые команды поощрительными дипломами:
за лучшие знания экологии
- Центр образования №178 г. Казань, Татарстан (капитан команды – Торгашова Дарья, учитель – Николаева Н.А.),
- МБОУ "Общеобразовательный лицей № 17", г. Северодвинск, Архангельская область (капитан команды – Безбородов Антон, учителя – Голионова Г.Н., Кармакулина Л.М.),
- МБОУ СОШ №29, г.Йошкар-Ола, Республика Марий Эл (капитан команды – Лобанова Анастасия, учитель – Данилова Е.М.),
- ГУО "Гимназия г. Иваново", респ. Беларусь (капитан команды – Ресько Анастасия, учитель – Жук Н.М.),
- МОУ СОШ №74 г. Волгограда (капитан команды – Михайлишина Виктория, учитель – Сотникова Т.И.),
- МБОУ СОШ с.Минаевка, Асиновский район, Томская область (капитан команды –Ильиных Никита, учитель – Суцкель Т.М.),
- МБОУ "Малосивинская СОШ", с. Шулынды, Сивинский район, Пермский край (капитан команды – Поварицына Софья, учитель – Дребезгина Н.С.),
- МБОУ Кружилинская СОШ, Шолоховский район, Ростовская область (капитан команды – Суковатова Ирина, учитель – Овчелупова В.И.),
за лучшие знания на станции «Планета Земля»
МКОУ Острецовская основная общеобразовательная школа, село Острецово Родниковского района Ивановской области (капитан команды – Земсков Константин, учитель – Кузнецова Г.Ф.).
С октября 2011 по февраль 2012 г были организованы и проведены мероприятия регионального этапа конкурса в следующих регионах России:
- Петродворцовый район Санкт-Петербурга (на базе ГОУ ДОД Центр детского технического творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга «Город Мастеров»),
- Астраханская область (на базе МОУ ДОД ДДТ «Успех», г. Астрахань),
- Белгородская область (на базе МОУ Гимназия №3 г. Белгорода),
21
- респ. Бурятия (на базе РОО «Эколого-гуманитарный центр «ЭТНА»),
- Аннинский район Воронежской области (на базе МОУ «Аннинский лицей», п.г.т. Анна),
- Ейский район Краснодарского края (на базе МОУ СОШ №11, г. Ейск),
- Староминский район Краснодарского края (на базе МОУ СОШ №7 ст. Канеловская),
- Пермский край (на базе МОУ СОШ №132 г. Перми),
- Псковская область (на базе ГОУ ДОД «Псковский областной центр развития одаренных детей и юношества»)
На основной этап конкурса было поданы заявки на участие 253 работы из регионов России: респ. Бурятия, респ. Калмыкия, респ. Коми, респ. Саха-Якутия, респ. Татарстан, Алтайский край, Краснодарский край, Пермский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Астраханская обл., Белгородская обл., Волгоградская обл., Вологодская обл., Воронежская обл., Ивановская обл., Кировская обл., Ленинградская обл., Липецкая обл., Московская обл., Пензенская обл., Псковская обл., Ростовская обл., Томская обл., Тульская обл., Санкт-Петербург, Ненецкий авт. окр., а также респ. Беларусь: Гродненская обл., Минская обл.
Работы были распределены на секции:
Инструментальные исследования в области биологии,
Инструментальные исследования в области географии,
Инструментальные исследования в области физики,
Инструментальные исследования в области химии и безопасности жизнедеятельности,
Инструментальные исследования в области экологии.
Традиционно, были предусмотрены очная и заочная формы участия.
Вся информация о конкурсе и прошедших мероприятиях размещена на официальном сайте конкурса http://www.eco-konkurs.ru/.
Оргкомитет конкурса
22
Инструментальные исследования в области биологии
Птицы города
Ажгельдиева Милена
МОУ СОШ № 6, г. Астрахань
Руководители: Чапурина А.М., Лыгина Е.Е.
Актуальность проблемы исследования. Заселяя и преобразуя естественные природные территории, человек создает новые экологические условия для их обитателей. Рост городов вел к урбанизации все новых ландшафтов, и соответственно менялась среда обитания населяющих их птиц.
Орнитологи проявляют интерес к городским птицам с середины XIX в., а их первые публикации появились почти одновременно в России и Западной Европе. В конце XIX в. знаменитый орнитолог А.Н.Кайгородов начал исследовать птиц, населяющих парки крупных российских городов. Более 100 лет изучают птиц в Лондоне. В последние годы исследования городских птиц оформились в самостоятельное направление орнитологии: на XVII–XXI Международных орнитологических конгрессах прошли специальные симпозиумы на эту тему.
Актуальность темы определила проблему исследования, что с каждым годом условия обитания птиц становятся менее благоприятными: вытаптывается травянистый покров, повреждается и угнетается подлесок, уничтожаются парковые зоны города, вырубаются дуплистые деревья, на которых кормятся насекомоядные птицы. Постоянное присутствие людей, шум, множество собак также являются серьезными факторами беспокойства птиц.
Цель исследования заключается в определении видового состава и статуса птиц, обитающих на территории города Астрахань и его окрестностей.
Объектом исследования являются птицы города.
Предметом исследования – поведение городских птиц и их многообразие.
В основу исследования положена гипотеза: если каждый из нас будет много знать о птицах нашей области, знать особенности их обитания, уметь различать их голоса, заботится и охранять их, то можно будет сохранить многие виды птиц от исчезновения, а также изменится отношение не только к пернатым, но и друг другу.
23
Цель и гипотеза обусловили следующие задачи исследования:
Изучить видовое многообразие птиц и биотопов пригорода и города Астрахани.
Систематизировать полученную информацию о видовом составе птиц.
Определить статус видов птиц, обитающих на территории города Астрахань и в пригороде.
Поставленные задачи решались с использованием различных методов исследования:
- изучение и анализ литературы и Интернет-ресурсов (блоги, форумы, статьи, тематические сайты) по теме исследования;
- наблюдения за птицами города и пригорода;
- анкетирование и беседы с учащимися, учителями и другими взрослыми с целью получения информации о видовом составе птиц города;
- анализ количественных и качественных результатов исследования.
Структура исследовательской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Сравнение видового состава птиц центра города и пригорода позволяет сказать, что в центре города количество птиц (воробья, грачей, вороны, синицы - синантропы) значительно превосходит количество этих птиц в пригороде, например п. Тинаки, что можно объяснить богатой пищевой базой в центре города. А также, сравнивая маршруты, мы сделали вывод, что на маршруте п. Тинаки - видовой состав птиц более разнообразен. Количество урбофонов больше. Это зависит от меньшего воздействия людей на парковые зоны поселка.
Наши наблюдения позволяют сказать, что видовой состав и численность птиц зависят от природных условий, погоды и все чаще на их жизнь влияет человеческая деятельность. Не зря же мы замечаем, что в центре города численность птиц выше, чем в пригороде. Основными признаками этого являются: приручение и прикармливание птиц людьми, загрязнение воздуха вблизи трасс. Птицы обычно преобладают там, где нет хищников и там где у них больше шансов добыть пищу, такими местами являются городские свалки, места кормлений, установленные людьми.
Изучив видовой состав птиц нашего города, я все-таки предлагаю соблюдать всем известные меры по охране птиц:
Не разорять птичьих гнёзд.
Не брать яйца и птенцов из гнезд.
Устраивать кормушки.
Устраивать искусственные гнезда: скворечники, дуплянки.
Мы сами не обращаем внимания, что не делаем практически ничего для того, чтобы птицы жили рядом с нами, были украшением нашей жизни. Они такие же живые существа, как люди, и имеют право на достойную жизнь.
Люди, остановитесь на мгновенье, оглянитесь и прислушайтесь. Вам всё станет ясно. Птицам очень нужны наши с вами любовь и помощь.
24
Исследование видового разнообразия дендрария прилегающего к памятнику природы «Суджукская лагуна»
Андреев Ростислав.
МАОУ МТЛ г. Новороссийска, Краснодарский край.
Руководитель: Баланюк О.В., Морозова Е.Г.
Новороссийский дендрарий располагается на территории легендарной «Малой земли», которая всегда славилась сильным ветром, тяжелыми условиями для древесной растительности. С организации территориального памятника природы Суджукская лагуна, вся южная часть водосборной территории стала прилегающей территорией к особо охраняемой природной территории, на которой законодательно запрещено ведение всякой хозяйственной деятельности, нарушающей естественное состояние этих уголков, в том числе любое строительство – кроме благоустройства, обеспечивающего охрану объекта. В 1994 году было решено попытаться благоустроить эту территорию и создать дендропарк, но за это время удалось создать небольшой дендрарий, так как условия для роста древесных растений неблагоприятны. В работе был исследован видовой состав дендрария, почвы, на которых он произрастает, проведены фенологические наблюдения.
Гипотеза: Создание дендрария позволит предотвратить исчезновения естественных растительных сообществ, издавна произраставших на территории водосборной зоны памятника природы Суджукская лагуна.
Цель: Создание дендрария позволит предотвратить антропогенное разрушение естественных растительных сообществ, издавна произраставших на территории водосборной зоны памятника природы Суджукская лагуна.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. изучить и провести инвентаризацию древесной флоры дендрария;
2. провести фенологические наблюдения за древесной растительностью;
3. исследовать почвы дендрария.
В работе были использованы следующие методики:
Исследования проводились маршрутными и стационарными методами. При закладке маршрутов учитывались все специфические особенности.
Для описания степного фитоценоза прилегающей территории была использована методика геоботанического описания фитоценозов, изложенная А.С. Боголюбовым и А.Б. Панковым, а так же методика полевых геоботанических исследований для студентов.
Изучение почв с использованием походной лаборатории «Кристмас + универсальная»
В результате проведённых исследований, анализа полученных материалов сделаны следующие выводы:
25
в дендрарии произрастает 32 вида древесной растительности высаженные саженцами и семенами, а так же самосевом в количестве 1.891шт.
- взрослые деревья и кустарники уже приспособились к особенности почвы и мусора в ней, т.к. выживание происходит за счёт ветвистой корневой системы смешанного типа, которая представляет собой помимо стержневого корня большое количество поверхностных корней;
- исследование почв показали, что центральная часть дендрария, расположена на бывшей строительной свалке и поэтому в этом месте преобладает травянистая и кустарниковая растительность. Основная часть древесной растительности дендрария произрастает на перегнойно-карбонатных почвах, которые являются коренными для данной местности.
Миграционное поведение скворца (Sturnus vulgaris) и юрка (Fringilla montifringilla),
содержащихся в неволе, в осенний и весенний периоды
Андреева Наталья
ДТДиМ Колпинского района, школа № 523, Санкт-Петербург.
Руководитель: Ганюта Т.С., Коваленко С.Е.
Цель работы: Рассмотреть поведенческие особенности юрка и скворца, содержащихся в неволе, в осенний и весенний периоды.
Задачи:
Провести серию наблюдений за поведенческими особенностями скворца и юрка в неволе
Рассмотреть пищевую избирательность данных видов птиц в неволе
Сравнить бюджет активности изучаемых видов птиц
Работа проводилась с 1 ноября 2010 года по 1 декабря 2010 года и с 28 февраля 2011 года по 20 время 2011 года на базе живого уголка Экоцентра ДТДиМ Колпинского района С-ПБ. Под наблюдением находились юрок и скворец обыкновенный.
Наблюдения за птицами проводились ежедневно или с интервалом в 1-2 дня, все данные заносились в таблицу с колонками: Птица, Дата, Время, Поведение, Корма, очерёдность поедания, количество, погода.
В результате проведённых исследований в поведении птиц можно выделить следующие типы поведенческих реакций:
Локомоторный, пищевой, комфортный, коммуникативный. В поведении скворца в период с 1 по 10 ноября преобладал локомоторный тип поведения, на втором месте – пищевой, на третьем – коммуникативный.
С 11 по 20 ноября доля локомоторного поведения сильно возрастает, а пищевого и коммуникативного существенно уменьшается.
26
С 21 по 30 ноября локомоторный тип поведения у скворца составлял почти половину всех поведенческих реакций и существенно возрастает доля комфортного поведения, несколько увеличивается пищевой и коммуникативный типы.
В поведении скворца в период с 28 февраля по 11 марта преобладал локомоторный тип поведения, на втором месте был пищевой, на третьем – отдых.
С 16 марта по 23 апреля локомоторный тип поведения по-прежнему преобладает, но на втором месте оказывается отдых, а пищевой – на третьем.
С 24 марта по 20 апреля уже преобладает отдых, на втором месте пищевой и далее локомоторный.
У юрка с1 по 10 ноября на первом месте был локомоторный тип поведения, чуть меньше приходилось на пищевой и небольшую долю составлял коммуникативный.
С 11 по 20 ноября были отмечены 2 типа реакций - локомоторный и пищевой.
С 21 по 30 ноября на первом месте был локомоторный тип поведения, на втором – коммуникативный, на третьем – пищевой и на четвёртом комфортный.
С28 февраля по 17 марта преобладал локомоторный тип поведения, а на втором месте был отдых.
С 23 марта по 20 апреля также преобладал локомоторный тип поведения, отдых был на втором месте, а пищевой тип на третьем.
Выводы.
1. У птиц-мигрантов, содержащихся в неволе, в осенний и весенний периоды проявляется миграционное поведение.
2. В периоды миграционного поведения пищевая избирательность направлена на поедание более калорийных кормов, способствующих накоплению жировых запасов.
3. Весной у юрка, по сравнению со скворцом, по срокам было удлинено предмиграционное поведение, т.е. период, включающий "тренировочные полёты" и активное поедание корма.
Наблюдения за пауками-крестовиками в различных условиях обитания
Берестенко Никита
МБОУ СОШ №23с. Новозаведенного Георгиевского района Ставропольского края
Руководитель: Писаренко Н.И.
Пауки – одни из важнейших наземных беспозвоночных животных. Однако изучены пауки гораздо слабее, чем многие насекомые. Практическая значимость данной работы состоит в том, что она будет способствовать популяризации пауков как объектов для биологических исследований. Кроме того,
27
результаты работы можно использовать на уроках биологии на кружковых занятиях, а также для просветительской работы населения. Данная работа выполнена с целью изучения структуры ловчих сетей и поведения пауков-крестовиков в естественных и искусственных условиях обитания. Для этого нами были определены особенности строения ловчих сетей пауков крестовиков в естественных и искусственных биотопах, выяснены особенности поведения пауков-крестовиков в условиях искусственного содержания, а также был проведен анализ отношения школьников к паукам. Исследования по данной теме проводились на территории села Новозаведенного и его окрестностях в 2010 – 2011 гг. Для изучения структуры ловчих сетей крестовика обыкновенного (Araneus diadematus) нами было выбрано 2 участка: естественный лесной и искусственный (приусадебный участок) биотопы, в которых производились замеры ловчих сетей по 9 показателям: количество радиусов, средняя длина радиусов, число витков, расстояние между ловчими нитями, размер центральной сеточки, размер свободной зоны, размер ловчей зоны, высота сети над почвой, расстояние от центра сети до логовища (Шарова,2002). Полученные данные заносили в таблицу, высчитывали средние значения параметров ловчей сети. В ходе наблюдений нами были изучены этапы постройки ловчей сети пауками-крестовиками. Изучение поведения Аraneus diadematus в условиях искусственного содержания проводили в специально оборудованном аквариуме в течение месяца (Дегтярев, 2008). Учитывали суточную активность пауков, их поведение, взаимоотношения, постройку ловчей сети, рацион питания, аппетит. Все полученные данные заносили в таблицу. Для выяснения отношения школьников к паукам был проведён социологический опрос. В нем участвовали учащиеся 5 – 9 классов МБОУ СОШ №23 с. Новозаведенного.
В результате исследований мы выяснили, что для ловчих сетей Araneus diadematus в лесном биотопе, характерно постоянное число витков, число радиусов, расстояние между ловчими нитями. Число витков равно 28, число радиусов – 26. Сеть Araneus diadematus в искусственном биотопе имеет 23 радиуса, 26 витков спирали и 1245 точек прикрепления радиусов к спирали. При анализе показателей ловчих сетей в искусственном биотопе наблюдается, так же как и в лесном биотопе, постоянное число витков, число радиусов. Размеры центральной и свободной зон, число ловчих нитей, незначительно увеличены. Следовательно, анализ показателей ловчих сетей A. diadematus культурного и лесного биотопов, выявил ряд общих зависимостей. Для ловчих сетей A. diadematus характерно постоянное число витков 28, что является видовым диагностических признаком, число радиусов, варьирующее незначительно (23 – 26 радиусов) и увеличивающееся при уменьшении освещенности. Размеры центральной зоны в лесном биотопе больше на 1 – 2 мм чем в культурном. Длина и количество радиусов, размеры ловчей зоны, число ловчих нитей так же больше в лесном биотопе. В ловчих сетях в культурном биотопе паутинное полотно больше по размерам, за счет увеличения длины и числа радиусов, числа ловчих нитей, что предположительно связано с меньшим количеством
28
пищевых ресурсов по сравнению с лесном биотопом и более разреженным пространством. Изучение поведения Аraneus diadematus в условиях искусственного содержания проводили в специально оборудованном аквариуме. Для изучения взаимоотношений между пауками в аквариум к самке паука крестовика обыкновенного подсаживали паука фолькус (Pholcus phalangoides Fuess). Когда в аквариум подсаживали еще одну самку паука-крестовика обыкновенного примерно такого же размера, как и хозяйка, то никакой активной реакции не происходило. Если самкам давали одну добычу на двоих, то в конечном итоге одна самка съела другую. Для изучения охотничьего поведения Аraneus diadematus мы исследовали время охоты пауков на жертвы различных размеров. В проведении социологического опроса об отношении школьников к паукам принимало участие 54 человека, возраст 12 – 16 лет. Из них 53% из числа опрошенных относятся к паукам положительно,11% безразлично,20% отрицательно и 16% уничтожают пауков при каждой встрече. Таким образом, в ходе работы мы выяснили: В естественном и искусственном биотопах сеть взрослой самки Аraneus diadematus имеет строго определенное число радиусов, спиралей клейких нитей и постоянное расстояние между соседними витками. При совместном содержании самок Аraneus diadematus они, как правило, избегают конфликта. В целом отношение школьников к паукам положительное.
Влияние комнатных растений с фитонцидными свойствами на состав воздуха в закрытых помещениях
Бутаева Амуланга.
МКОУ «Тугтунская СОШ им. Б.Б.Дорджиева», Кетченеровский район Республика Калмыкия.
Руководитель: Лиджиева Л.Б.
Воздух является средой, содержащей значительное количество микроорганизмов. С воздухом они могут переноситься на определенные расстояния. Школьные помещения – это микросреда, в которой на протяжении 6 – 7 часов пребывают дети с разным уровнем здоровья. Наибольшая проблема заключается в том, что мы даже не знаем об опасности отравления присутствующими в воздухе загрязнениями. В связи с этим охрана чистоты воздушной среды в закрытых помещениях очень важна для сохранения здоровья людей и предупреждения заболеваний.
Актуальность выбранной темы обусловлена несовершенством вентиляционных возможностей школьного здания, отравлением воздуха микроорганизмами, тенденциями флористической моды: необходимостью гармонии эстетических и экологических понятий.
29
Целью работы является оценка фитонцидных свойств комнатных растений в микрофлоре воздуха двух исследуемых кабинетов.
Для достижения данной цели использовали следующие методы исследования:
1. теоретический (анализ специальной литературы по теме исследования)
2. экспериментальный (седиментационный).
3. расчет по правилу В.Л.Омилянского.
4. определение действия фитонцидов исследуемых растений на микроклимат помещений
5. математический (сбор, анализ и обработка результатов исследований.
Практическая значимость работы заключается в использовании результатов исследований для улучшения экологической обстановки в школе.
В качестве объектов исследований выбрали 2 кабинета: кабинет биологии с большим количеством комнатных растений и кабинет географии – с незначительным. Кабинеты примерно одинаковой площади, объема освещения и содержания (кабинеты во время исследования не проветривались, и влажная уборка проходила один раз в день, в 17:00 час). Опыты проводились с 15 – 17 сентября 2011года. Для проведения опыта использовались стерильные чашки Петри с питательной средой. Приготовление чашек Петри и питательной среды были проведены в лаборатории республиканского центра эпидемиологии и гигиены РК. Заражение питательной среды определяли с помощью седиментационного метода – метода открытой чашки Петри. Расчет количества микроорганизмов в 1м3 воздуха проводился по правилу Омилянского (число выросших колоний умножали на множитель числа микробов в 1м3 воздуха, для чашки Петри, с диаметром 9см, он составляет 80). Объектом исследования количественного анализа микрофлоры воздуха явились следующие растения: традесканция, бегония, хлорофитум, пеларгония, сансивьера, сенполия.
Результаты работы:
1. Чистота микрофлоры воздуха в исследованных кабинетах зависит от количества растений с фитонцидными свойствами. Эффективность данных растений возрастает при пропорциональности объема зеленой массы объему помещения.
2. Все исследованные комнатные растения обладают высокой фитонцидной активностью.
3. Определен видовой состав растений с фитонцидными свойствами: традесканция, бегония, хлорофитум, пеларгония, сансивьера, сенполия.
4. Самый дешевый и лучший способ очистки загрязненного воздуха – фотосинтез.
5. Немаловажным условием чистоты воздуха считать влажную уборку, также при ремонтных работах необходимо использовать экологически чистые строительные материалы.
30
VII Международный конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды»: Сборник тезисов участников
СТРАНИЦЫ: [1-10] [11-20] [21-30] [31-40] [41-50] [51-60] [61-70] [71-80] [81-90] [91-100] [101-110] [111-120] [121-130] [131-140] [141-150] [151-160] [161-170] [171-180] [181-190] [191-200] [201-210] [211-220] [221-230] [231-240] [241-250] [251-260] [261-270] [271-280] [281-290] [291-300] [301-310] [311-320] [321-330] [331-340] [341-350] [351-360] [361-370] [371-380] [381-390] [391-400] [401-410]