Учебный центр ЗАО «Крисмас+»
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
ЭБЦ «Крестовский остров»
IV Межрегиональный конкурс
«Инструментальные исследования окружающей среды»
Сборник материалов победителей
Санкт-Петербург
2010
IV Межрегиональный конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды». Сборник материалов победителей \ под ред. Мельника А.А. – СПб.: Крисмас+, 2010. – 89 с.
В сборник вошли материалы, кратко излагающие содержание исследовательских работ победителей IV Межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды». Конкурс прошел в 2008-2009 учебном году, итоговая конференция конкурса состоялась в апреле 2009 г в Эколого-биологическом центре «Крестовский остров» ГОУ ДОД «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных».
Издание предназначено для учителей, педагогов дополнительного образования, методистов биолого-экологического, химико-экологического направлений.
© Мельник А.А., оригинал-макет, 2010
© ЗАО «Крисмас+», 2010
© Указанные авторы, текст, 2010
Подписано в печать .2010
Формат 60×88 1/16
Эколого-биологический центр «Крестовский остров»
197110 Санкт-Петербург, Крестовский пр., д. 19
Тел/факс (812)237-07-38, тел. 237-04-18
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
191186 Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48
ЗАО «Крисмас+», учебный центр
191119 Санкт-Петербург, ул. К.Заслонова, д. 6
Тел/факс (812)575-54-07, 575-55-43, 575-88-14
Факс (812)325-34-79 (авт.)
e-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
,
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Сайт ЗАО «Крисмас+» http://www.christmas-plus.ru/
Сайт конкурса http://www.eco-konkurs.ru/
2
Содержание:
Предисловие
Список победителей IV конкурса
Материалы победителей IV конкурса
Исследование эффективности очистки водопроводной воды минералом шунгитом
Комплексный мониторинг по экологической оценке антропогенного воздействия на территорию пейзажно-скального музея-заповедника Парк Монрепо
Определение содержания катиона аммония с использованием полевого фотоколориметра Экотест-2020 в работе 42-й Межрегиональной молодежной экологической БИОС-школы
Мониторинг бассейна реки Сестра по гидрохимическим и органолептическим показателям
Исследование экологического состояния парка Сосновая поляна
Изменения макрозообентоса в реке Оккервиль под влиянием cточных вод
Влияние качества окружающей среды Лавровской средней школы на здоровье учащихся
Изучение влияния засоления на подзолистую почву в условиях города и модельных лабораторных опытах
Инвентаризация стоков в реку Славянку в черте города Павловска от Крепости БИП до Большого Каменного моста /апрель, сентябрь 2008 года/
Исследование содержания нитрат- и нитрит-ионов в воде реки Дудергофки
Экологическая характеристика реки Сума
Исследование воды Святого источника
Изучение современного состояния лихенофлоры парковой зоны музея-заповедника «Парк Монрепо»
Адаптационные возможности хвойных дендроинтродуцентов в парке 300-летия Санкт-Петербурга
Изучение качества некоторых марок бутилированной негазированной воды
Влияние хозяйственно-бытовых сточных вод г. Кувшиново на состояние поверхностной воды р. Осуга
Определение степени сапробности ерика Солянка с помощью биотестов
3
Сравнительный анализ озер Нечерица и Зеленец Себежского района Псковской области
Сравнительный анализ чистоты воздушной среды города с использованием лихенофлоры
Исследование сапробности ерика Солянка методом биоиндикации
Какую воду пьем?
Гидрохимический анализ вод ООПТ реки «Рагуша»
Обоснование рекомендаций по применению водопроводной и природной воды на основе сравнительного анализа ее жесткости методом комплексонометрического титрования
Мониторинговое наблюдение за состоянием естественного фона радиации в Тарбагатайском районе
А так ли безопасен школьный мел
Оценка уровня радиационной безопасности в районе Тебердинского биосферного заповедника
Предисловие
Издание содержит материалы победителей IV конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды», который проводился в 2008/2009 учебном году.
В ходе конкурса оцениваются: рукопись исследовательской работы (которую часто неправильно называют рефератом) и представление работы (у очных участников – выступление, у заочных участников – заочный презентационный материал). Начиная с V конкурса материалы всех исследовательских работ издаются в виде сборника, до этого на сайте конкурса размещались только материалы победителей. Позднее материалы всех конкурсов решено издать в виде сборников.
4
Список победителей IV конкурса
Победители среди очных участников
Дипломы первой степени:
на секции «Химико-экологические исследования окружающей среды»
Борисюк Сергей, школа №252 Красносельского района Санкт-Петербурга, тема работы «Исследование эффективности очистки водопроводной воды минералом шунгитом». Руководитель – Михеева Оксана Сергеевна
на секции «Комплексные исследования окружающей среды»
Рудаков Всеволод, Станция юных натуралистов г. Выборга Ленинградской обл., тема работы «Комплексный мониторинг по экологической оценке антропогенного воздействия на территорию пейзажно-скального музея-заповедника «Парк Монрепо». Руководитель – Рассахатская Надежда Александровна
Дипломы второй степени:
на секции «Химико-экологические исследования окружающей среды»
Рудаков Всеволод, Станция юных натуралистов г. Выборга Ленинградской обл., тема работы «Определение содержания катиона аммония с использованием полевого фотоколориметра Экотест-2020 в работе 42-й Межрегиональной молодежной экологической БИОС-школы».
Хорунжая Надежда, школа №37 г. Выборга Ленинградской области, тема работы «Мониторинг бассейна реки Сестра по гидрохимическим и органолептическим показателям». Руководитель – Данилова Наталья Николаевна.
на секции «Комплексные исследования окружающей среды»
Казымов Игорь, лицей № 393 Кировского района Санкт-Петербурга, тема работы «Исследование экологического состояния парка Сосновая поляна». Руководитель – Кудрявцева Татьяна Петровна, Протопоповаа Татьяна Георгиевна
Мунтян Юлия, Кульбок Татьяна, лицей №179 Калининского района Санкт-Петербурга, тема работы «Изменения макрозообентоса в реке Оккервиль под влиянием сточных вод». Руководители - Комарова Наталья Исаковна, Петрова Ирина Владимировна
Сокова Виктория, Лавровская СОШ, Печорский район Псковской обл., тема работы «Влияние качества окружающей среды Лавровской средней школы на здоровье учащихся». Руководитель – Храброва Любовь Георгиевна
5
Дипломы третьей степени:
на секции «Химико-экологические исследования окружающей среды»
Михеева Елена, Морозова Наталия, ДТТ Петродворцового района; школа № 412 Санкт-Петербурга, тема работы «Изучение влияния засоления на подзолистую почву в условиях города и модельных лабораторных опытах». Руководители - Надпорожская Марина Алексеевна, Лебедева Наталия Витальевна
Абрамов Сергей, Яшкин Максим, Дом детского творчества Пушкинского района Санкт-Петербурга «Павловский», тема работы «Инвентаризация стоков в реку Славянку в черте города Павловска от Крепости БИП до Большого Каменного моста /апрель, сентябрь 2008 года». Руководитель – Курчавова Наталья Ивановна
Романова Алена, Стрельская Екатерина, Килимник Алексей, Макаров Федор, лицей № 389 Центр экологического образования Кировского района Санкт-Петербурга, тема работы «Исследование содержания нитрат- и нитрит-ионов в воде реки Дудергофка». Руководители - Михайлова Зинаида Сафоновна, Власова Жанна Евгеньевна
Грузнева Ирина, Кингисеппская Станция юных натуралистов, Ленинградская область, тема работы «Экологическая характеристика реки Сума». Руководитель – Кузнецова Елена Николаевна
Иорданская Мария, Судайская средняя школа, Костромская обл., тема работы «Исследование воды Святого источника». Руководители – Скворцова Валентина Николаевна, Смирнова Людмила Николаевна
на секции «Комплексные исследования окружающей среды»
Спектор Елизавета, Станция юных натуралистов г. Выборга Ленинградской обл., тема работы «Изучение современного состояния лихенофлоры парковой зоны музея-заповедника «Парк Монрепо». Руководитель – Штейнбах Елена Августовна.
Петухова Татьяна, Кожевников Григорий ОДОД «Петербургская Усадьба», Санкт-Петербург, тема работы «Зеленые удобрения как альтернатива минеральным удобрениям». Руководители – Корнилова Лидия Ивановна, Петухова Евгения Владимировна.
Дипломы в номинации «За социальную значимость проведенных исследований»:
Темкина Дарья, ГОУ СОШ № 618 Санкт-Петербурга, тема работы «Адаптационные возможности хвойных дендроинтродуцентов в парке 300-летия Санкт-Петербурга». Руководитель – Пестова Тамара Михайловна
Протасова Юлия, Станция юных натуралистов г. Выборга Ленинградской обл., тема работы «Изучение качества некоторых марок бутилированной негазированной воды». Руководитель - Князева Надежда Дмитриевна
6
Дипломы от Федерации Профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области:
Клейн Валерия, 554 лицей С.-Петербурга, тема работы «Геохимический мониторинг продуктов растительного происхождения и воды на содержание нитратов». Руководитель – Платонов Андрей Александрович.
Яковлева Татьяна, ГОУ лицей 395 Красносельского района СПб, тема работы «Изучение влияния азотсодержащих удобрений на качество овощной продукции по содержанию нитратов». Руководитель - Ефимова Елена Петровна.
Победители среди заочных участников
Дипломы первой степени:
на секции «Химико-экологические исследования окружающей среды»
Шаповалова Олеся, МОУ КСОШ № 2, Кувшиново, Тверская обл. Тема работы «Влияние хозяйственно-бытовых сточных вод г. Кувшиново на состояние поверхностной воды р. Осуга». Руководитель - Цветкова Юлия Викторовна.
на секции «Комплексные исследования окружающей среды»
Головенко Александра, МОУ ДОД ДДТ УСПЕХ г. Астрахань. Тема работы «Определение степени сапробности ерика Солянка с помощью биотестов». Руководитель – Соколова Галина Алексеевна
Дипломы второй степени:
на секции «Химико-экологические исследования окружающей среды»
Кожокарь Татьяна, МОУ «Толмачевская СОШ» Лужского р-на Ленинградской области. Тема работы «Анализ питьевой воды поселка Толмачево». Руководитель – Шевцова Юлия Игоревна.
Зуева Мария, СОШ №1 им. К.С.Заслонова, г. Невель Псковской обл. Тема работы «Сравнительный анализ озер Нечерица и Зеленец Себежского района Псковской области». Руководитель - Рябенко Виктория Сергеевна
на секции «Комплексные исследования окружающей среды»
Горобец Валерия, МОУ ДОД ДДТ УСПЕХ г. Астрахань. Тема работы «Сравнительный анализ чистоты воздушной среды города с использованием лихенофлоры». Руководитель – Соколова Галина Алексеевна
Елеусинова Александра, МОУ ДОД ДДТ УСПЕХ» г. Астрахань. Тема работы «Исследование сапробности ерика Солянка методом биоиндикации». Руководитель – Соколова Галина Алексеевна
7
Дипломы третьей степени:
на секции «Химико-экологические исследования окружающей среды»
Иевская Мария, МОУ «Гимназия №14», Улан-Удэ. Тема работы «Какую воду пьем?». Руководитель - Россихина Лариса Анатольевна
Иванова Александра, МОУ ДОД «Бокситогорский центр дополнительного образования детей»
Гидрохимический анализ вод ООПТ реки «Рагуша». Руководитель – Шибаева Светлана Николаевна
Саенко Ярославна, Гадян Лейли, Томишина Ольга, Бабаев Нахид, ГОУ СОШ № 283 Кировского р-на Санкт-Петербурга. Тема работы «Обоснование рекомендаций по применению водопроводной и природной воды на основе сравнительного анализа ее жесткости методом комплексонометрического титрования». Руководитель - Сарайская Марина Борисовна
на секции «Комплексные исследования окружающей среды»
Григорьева Александра, Колтун Нина – МОУ «Барыкинская СОШ» Тарбагатайский район Республики Бурятия. Тема работы «Мониторинговое наблюдение за состоянием естественного фона радиации в Тарбагатайском районе». Руководитель - Трифонова Надежда Сергеевна – учитель химии МОУ «Пестеревская ООШ»
Пыкина Анастасия, МОУ «Гимназия №14», Улан-Удэ. Тема работы «А так ли безопасен школьный мел». Руководитель - Россихина Лариса Анатольевна
Кюрегян Анаит, Джаруллаев Рустам, Средняя общеобразовательная школа № 11 г.Ейска Краснодарского края. Тема работы «Оценка уровня радиационной безопасности в районе Тебердинского биосферного заповедника». Руководитель - Семке Андрей Иванович, учитель физики и астрономии, заслуженный учитель Кубани
8
Материалы победителей IV конкурса
Исследование эффективности очистки водопроводной воды минералом шунгитом
Борисюк Сергей, школа №252 Красносельского района Санкт-Петербурга.
Руководитель: Михеева Оксана Сергеевна
Значение чистой воды для человека трудно переоценить. Но вода практически никогда не бывает чистой, в ней растворены многие неорганические и органические вещества. Сейчас проблема очистки воды наиболее актуальна. Несмотря на то, что вода перед подачей в водопровод очищается, люди используют дополнительные средства очистки воды. Существуют различные виды фильтров, в основе работы которых лежат различные методы очистки воды.
Шунгит - уникальный природный материал. Он необычен по происхождению, составу, структуре. Шунгитовый углерод — это аморфный, некристаллизирующийся, фуллереноподобный углерод. Его содержание в породе около 30%, а 70% составляют силикатные минералы — кварц, слюды. Кроме углерода в состав шунгита входят также SiO2, TiO2, AI2O3, FeO , MgO, К2О, S.
Шунгит используется для очистки и минерализации воды. Шунгит обеззараживает воду, убивает кишечные палочки, холерный вибрион, нейтрализует примеси тяжелых металлов, хлорорганические соединения, аммиак, нитраты.
В настоящее время шунгит продаётся в аптеках.
Цель работы:
исследование эффективности очистки водопроводной воды минералом шунгитом, оценка пригодности данной воды для питьевого водоснабжения.
Задачи исследовательской работы:
- овладение методами и методикой исследования химического состава воды;
- сравнение химического состава водопроводной воды до и после кипячения;
- сравнение химического состава водопроводной воды до и после контакта с шунгитом;
- определение эффективности очистки воды от тяжёлых металлов и активного хлора;
- определение эффективности очистки воды в течение 5 месяцев.
В связи с тем, что водопроводная невская вода не содержит активного хлора и избыточной концентрации тяжелых металлов, для рассмотрения эффективности удаления этих загрязнителей были приготовлены контрольные растворы с определённой концентрацией. Данные растворы находились в контакте с шунгитом в течение 3 дней. Через определённые промежутки времени проводились анализы воды.
В ходе исследования использовались такие методы как титриметрический, визуально-колориметрический, турбидиметрический, потенциометрический, кондуктометрический и спектроскопический (атомно-абсорбционная спектроскопия). В ходе работы использовались приборы: pH-метр и кондуктометр (в составе одного прибора), атомно-абсорбционный спектрометр КВАНТ-2А.
9
Определялись следующие характеристики воды: минерализация, водородный показатель, содержание общего железа, общая жёсткость, активный хлор (свободные и связанные формы), удельная электролитическая проводимость, наличие и количественный состав ионов: HCO3-, CO32-, Cl-, SO42-, NH4+, NO3-, Fe2+ + Fe3+, Cu2+, Al3+. Для более точного анализа фильтрованная вода один раз исследовалась на катионы Cu2+, Mn2+, Zn2+, Fe2+ в СЭС Красносельского района. Анализ воды проводился с интервалом в 1 месяц в течение 5 месяцев.
Результаты исследований:
1. Невская водопроводная вода соответствует нормативам качества, пригодна для питьевого водоснабжения.
2. Кипячёная вода по составу мало отличается от некипячёной.
3. При использовании шунгита изменяется химический состав воды:
- повышается минерализация, общая жёсткость, концентрация катионов железа и сульфат-ионов
- понижается pH.
4. Использование шунгита в качестве фильтра для водопроводной воды нецелесообразно. Шунгит можно использовать для увеличения минерализации воды.
5. Шунгит уменьшает концентрацию катионов меди и активного хлора в контрольных растворах
6. Отстаивание воды без шунгита незначительно изменяет химический состав
воды.
7. «Ресурс» шунгита, т.е. способность изменять химический состав воды, за 5 месяцев не уменьшился.
Комплексный мониторинг по экологической оценке антропогенного воздействия на территорию пейзажно-скального музея-заповедника «Парк Монрепо»
Рудаков Всеволод, Станция юных натуралистов г. Выборга Ленинградской обл.
Руководитель: Рассахатская Надежда Александровна
Человек не всегда осознает значимость лесных и садово-парковых насаждений. Ярким примером варварского отношения к уникальному творению природы и человека может служить история единственного в России скально-пейзажного парка «Монрепо» в городе Выборге. После Великой Отечественной Войны в бывшем усадебном доме размещался военный госпиталь, а затем на протяжении почти 40 лет в парке поочередно располагались: санаторий, детский сад, Парк культуры и отдыха с танцевальными площадками и аттракционами; регулярно проводились спортивные соревнования. Были утрачены все скульптуры, значительный, почти невосполнимый урон был нанесен прежнему разнообразию пород деревьев и кустарников. празднества. Во время спортивных кроссов вытаптывалась почва, повреждались корни и стволы деревьев, гибла растительность. Старинные аллеи в парке были покрыты асфальтом.
За прошедшие 20 лет со времени организации музея-заповедника стало понятно, что восстановить парковые постройки и скульптуры гораздо легче, чем воссоздать природные ландшафты.
10
IV Межрегиональный конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды». Сборник материалов
СТРАНИЦЫ: [1-10] [11-20] [21-30] [31-40] [41-50] [51-60] [61-70] [71-80] [81-88]