Контакты
Главная Издания, полные версии 4 конкурс сборник 4 конкурс стр. 001-010

Учебный центр ЗАО «Крисмас+»
Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
ЭБЦ «Крестовский остров»








IV Межрегиональный конкурс
«Инструментальные исследования окружающей среды»

Сборник материалов победителей












Санкт-Петербург
2010


IV Межрегиональный конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды». Сборник материалов победителей \ под ред. Мельника А.А. – СПб.: Крисмас+, 2010. – 89 с.

В сборник вошли материалы, кратко излагающие содержание исследовательских работ победителей IV Межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды». Конкурс прошел в 2008-2009 учебном году, итоговая конференция конкурса состоялась в апреле 2009 г в Эколого-биологическом центре «Крестовский остров» ГОУ ДОД «Санкт-Петербургский городской дворец творчества юных».

Издание предназначено для учителей, педагогов дополнительного образования, методистов биолого-экологического, химико-экологического направлений.



© Мельник А.А., оригинал-макет, 2010
© ЗАО «Крисмас+», 2010
© Указанные авторы, текст, 2010



Подписано в печать .2010
Формат 60×88 1/16 



Эколого-биологический центр «Крестовский остров»
197110 Санкт-Петербург, Крестовский пр., д. 19
Тел/факс (812)237-07-38, тел. 237-04-18

Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена
191186 Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48

ЗАО «Крисмас+», учебный центр
191119 Санкт-Петербург, ул. К.Заслонова, д. 6
Тел/факс (812)575-54-07, 575-55-43, 575-88-14
Факс (812)325-34-79 (авт.)
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Сайт ЗАО «Крисмас+» http://www.christmas-plus.ru/ 
Сайт конкурса http://www.eco-konkurs.ru/

2


Содержание:

Предисловие

Список победителей IV конкурса

Материалы победителей IV конкурса

Исследование эффективности очистки водопроводной воды минералом шунгитом

Комплексный мониторинг по экологической оценке антропогенного воздействия на территорию пейзажно-скального музея-заповедника Парк Монрепо

Определение содержания катиона аммония с использованием полевого фотоколориметра Экотест-2020 в работе 42-й Межрегиональной молодежной экологической БИОС-школы

Мониторинг бассейна реки Сестра по гидрохимическим и органолептическим показателям 
Исследование экологического состояния парка Сосновая поляна

Изменения макрозообентоса в реке Оккервиль под влиянием cточных вод

Влияние качества окружающей среды Лавровской средней школы на здоровье учащихся 

Изучение влияния засоления на подзолистую почву в условиях города и модельных лабораторных опытах

Инвентаризация стоков в реку Славянку в черте города Павловска от Крепости БИП до Большого Каменного моста /апрель, сентябрь 2008 года/

Исследование содержания нитрат- и нитрит-ионов в воде реки Дудергофки

Экологическая характеристика реки Сума

Исследование воды Святого источника

Изучение современного состояния лихенофлоры парковой зоны музея-заповедника «Парк Монрепо»

Адаптационные возможности хвойных дендроинтродуцентов в парке 300-летия Санкт-Петербурга

Изучение качества некоторых марок бутилированной негазированной воды

Влияние хозяйственно-бытовых сточных вод г. Кувшиново на состояние поверхностной воды р. Осуга

Определение степени сапробности ерика Солянка с помощью биотестов

3


Сравнительный анализ озер Нечерица и Зеленец Себежского района Псковской области

Сравнительный анализ чистоты воздушной среды города с использованием лихенофлоры

Исследование сапробности ерика Солянка методом биоиндикации

Какую воду пьем?

Гидрохимический анализ вод ООПТ реки «Рагуша»

Обоснование рекомендаций по применению водопроводной и природной воды на основе сравнительного анализа ее жесткости методом комплексонометрического титрования

Мониторинговое наблюдение за состоянием естественного фона радиации в Тарбагатайском районе

А так ли безопасен школьный мел

Оценка уровня радиационной безопасности в районе Тебердинского биосферного заповедника




Предисловие


Издание содержит материалы победителей IV конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды», который проводился в 2008/2009 учебном году. 
В ходе конкурса оцениваются: рукопись исследовательской работы (которую часто неправильно называют рефератом) и представление работы (у очных участников – выступление, у заочных участников – заочный презентационный материал). Начиная с V конкурса материалы всех исследовательских работ издаются в виде сборника, до этого на сайте конкурса размещались только материалы победителей. Позднее материалы всех конкурсов решено издать в виде сборников.

 

4


Список победителей IV конкурса

Победители среди очных участников



Дипломы первой степени:

на секции «Химико-экологические исследования окружающей среды»


Борисюк Сергей, школа №252 Красносельского района Санкт-Петербурга, тема работы «Исследование эффективности очистки водопроводной воды минералом шунгитом». Руководитель – Михеева Оксана Сергеевна


на секции «Комплексные исследования окружающей среды»


Рудаков Всеволод, Станция юных натуралистов г. Выборга Ленинградской обл., тема работы «Комплексный мониторинг по экологической оценке антропогенного воздействия на территорию пейзажно-скального музея-заповедника «Парк Монрепо». Руководитель – Рассахатская Надежда Александровна


Дипломы второй степени:

на секции «Химико-экологические исследования окружающей среды»

Рудаков Всеволод, Станция юных натуралистов г. Выборга Ленинградской обл., тема работы «Определение содержания катиона аммония с использованием полевого фотоколориметра Экотест-2020 в работе 42-й Межрегиональной молодежной экологической БИОС-школы».

Хорунжая Надежда, школа №37 г. Выборга Ленинградской области, тема работы «Мониторинг бассейна реки Сестра по гидрохимическим и органолептическим показателям». Руководитель – Данилова Наталья Николаевна.


на секции «Комплексные исследования окружающей среды»

Казымов Игорь, лицей № 393 Кировского района Санкт-Петербурга, тема работы «Исследование экологического состояния парка Сосновая поляна». Руководитель – Кудрявцева Татьяна Петровна, Протопоповаа Татьяна Георгиевна

Мунтян Юлия, Кульбок Татьяна, лицей №179 Калининского района Санкт-Петербурга, тема работы «Изменения макрозообентоса в реке Оккервиль под влиянием сточных вод». Руководители - Комарова Наталья Исаковна, Петрова Ирина Владимировна


Сокова Виктория, Лавровская СОШ, Печорский район Псковской обл., тема работы «Влияние качества окружающей среды Лавровской средней школы на здоровье учащихся». Руководитель – Храброва Любовь Георгиевна

5


Дипломы третьей степени:

на секции «Химико-экологические исследования окружающей среды»

Михеева Елена, Морозова Наталия, ДТТ Петродворцового района; школа № 412 Санкт-Петербурга, тема работы «Изучение влияния засоления на подзолистую почву в условиях города и модельных лабораторных опытах». Руководители - Надпорожская Марина Алексеевна, Лебедева Наталия Витальевна

Абрамов Сергей, Яшкин Максим, Дом детского творчества Пушкинского района Санкт-Петербурга «Павловский», тема работы «Инвентаризация стоков в реку Славянку в черте города Павловска от Крепости БИП до Большого Каменного моста /апрель, сентябрь 2008 года». Руководитель – Курчавова Наталья Ивановна

Романова Алена, Стрельская Екатерина, Килимник Алексей, Макаров Федор, лицей № 389 Центр экологического образования Кировского района Санкт-Петербурга, тема работы «Исследование содержания нитрат- и нитрит-ионов в воде реки Дудергофка». Руководители - Михайлова Зинаида Сафоновна, Власова Жанна Евгеньевна

Грузнева Ирина, Кингисеппская Станция юных натуралистов, Ленинградская область, тема работы «Экологическая характеристика реки Сума». Руководитель – Кузнецова Елена Николаевна

Иорданская Мария, Судайская средняя школа, Костромская обл., тема работы «Исследование воды Святого источника». Руководители – Скворцова Валентина Николаевна, Смирнова Людмила Николаевна


на секции «Комплексные исследования окружающей среды»

Спектор Елизавета, Станция юных натуралистов г. Выборга Ленинградской обл., тема работы «Изучение современного состояния лихенофлоры парковой зоны музея-заповедника «Парк Монрепо». Руководитель – Штейнбах Елена Августовна.

Петухова Татьяна, Кожевников Григорий ОДОД «Петербургская Усадьба», Санкт-Петербург, тема работы «Зеленые удобрения как альтернатива минеральным удобрениям». Руководители – Корнилова Лидия Ивановна, Петухова Евгения Владимировна.



Дипломы в номинации «За социальную значимость проведенных исследований»:

Темкина Дарья, ГОУ СОШ № 618 Санкт-Петербурга, тема работы «Адаптационные возможности хвойных дендроинтродуцентов в парке 300-летия Санкт-Петербурга». Руководитель – Пестова Тамара Михайловна

Протасова Юлия, Станция юных натуралистов г. Выборга Ленинградской обл., тема работы «Изучение качества некоторых марок бутилированной негазированной воды». Руководитель - Князева Надежда Дмитриевна

6


Дипломы от Федерации Профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

Клейн Валерия, 554 лицей С.-Петербурга, тема работы «Геохимический мониторинг продуктов растительного происхождения и воды на содержание нитратов». Руководитель – Платонов Андрей Александрович.

Яковлева Татьяна, ГОУ лицей 395 Красносельского района СПб, тема работы «Изучение влияния азотсодержащих удобрений на качество овощной продукции по содержанию нитратов». Руководитель - Ефимова Елена Петровна.


Победители среди заочных участников


Дипломы первой степени:

на секции «Химико-экологические исследования окружающей среды»

Шаповалова Олеся, МОУ КСОШ № 2, Кувшиново, Тверская обл. Тема работы «Влияние хозяйственно-бытовых сточных вод г. Кувшиново на состояние поверхностной воды р. Осуга». Руководитель - Цветкова Юлия Викторовна.


на секции «Комплексные исследования окружающей среды»

Головенко Александра, МОУ ДОД ДДТ УСПЕХ г. Астрахань. Тема работы «Определение степени сапробности ерика Солянка с помощью биотестов». Руководитель – Соколова Галина Алексеевна


Дипломы второй степени:

на секции «Химико-экологические исследования окружающей среды»

Кожокарь Татьяна, МОУ «Толмачевская СОШ» Лужского р-на Ленинградской области. Тема работы «Анализ питьевой воды поселка Толмачево». Руководитель – Шевцова Юлия Игоревна.

Зуева Мария, СОШ №1 им. К.С.Заслонова, г. Невель Псковской обл. Тема работы «Сравнительный анализ озер Нечерица и Зеленец Себежского района Псковской области». Руководитель - Рябенко Виктория Сергеевна


на секции «Комплексные исследования окружающей среды»

Горобец Валерия, МОУ ДОД ДДТ УСПЕХ г. Астрахань. Тема работы «Сравнительный анализ чистоты воздушной среды города с использованием лихенофлоры». Руководитель – Соколова Галина Алексеевна

Елеусинова Александра, МОУ ДОД ДДТ УСПЕХ» г. Астрахань. Тема работы «Исследование сапробности ерика Солянка методом биоиндикации». Руководитель – Соколова Галина Алексеевна

7


Дипломы третьей степени:

на секции «Химико-экологические исследования окружающей среды»

Иевская Мария, МОУ «Гимназия №14», Улан-Удэ. Тема работы «Какую воду пьем?». Руководитель - Россихина Лариса Анатольевна

Иванова Александра, МОУ ДОД «Бокситогорский центр дополнительного образования детей»
Гидрохимический анализ вод ООПТ реки «Рагуша». Руководитель – Шибаева Светлана Николаевна

Саенко Ярославна, Гадян Лейли, Томишина Ольга, Бабаев Нахид, ГОУ СОШ № 283 Кировского р-на Санкт-Петербурга. Тема работы «Обоснование рекомендаций по применению водопроводной и природной воды на основе сравнительного анализа ее жесткости методом комплексонометрического титрования». Руководитель - Сарайская Марина Борисовна


на секции «Комплексные исследования окружающей среды»

Григорьева Александра, Колтун Нина – МОУ «Барыкинская СОШ» Тарбагатайский район Республики Бурятия. Тема работы «Мониторинговое наблюдение за состоянием естественного фона радиации в Тарбагатайском районе». Руководитель - Трифонова Надежда Сергеевна – учитель химии МОУ «Пестеревская ООШ»

Пыкина Анастасия, МОУ «Гимназия №14», Улан-Удэ. Тема работы «А так ли безопасен школьный мел». Руководитель - Россихина Лариса Анатольевна

Кюрегян Анаит, Джаруллаев Рустам, Средняя общеобразовательная школа № 11 г.Ейска Краснодарского края. Тема работы «Оценка уровня радиационной безопасности в районе Тебердинского биосферного заповедника». Руководитель - Семке Андрей Иванович, учитель физики и астрономии, заслуженный учитель Кубани

8


Материалы победителей IV конкурса



Исследование эффективности очистки водопроводной воды минералом шунгитом

Борисюк Сергей, школа №252 Красносельского района Санкт-Петербурга.
Руководитель: Михеева Оксана Сергеевна

Значение чистой воды для человека трудно переоценить. Но вода практически никогда не бывает чистой, в ней растворены многие неорганические и органические вещества. Сейчас проблема очистки воды наиболее актуальна. Несмотря на то, что вода перед подачей в водопровод очищается, люди используют дополнительные средства очистки воды. Существуют различные виды фильтров, в основе работы которых лежат различные методы очистки воды.
Шунгит - уникальный природный материал. Он необычен по происхождению, составу, структуре. Шунгитовый углерод — это аморфный, некристаллизирующийся, фуллереноподобный углерод. Его содержание в породе около 30%, а 70% составляют силикатные минералы — кварц, слюды. Кроме углерода в состав шунгита входят также SiO2, TiO2, AI2O3, FeO , MgO, К2О, S.
Шунгит используется для очистки и минерализации воды. Шунгит обеззараживает воду, убивает кишечные палочки, холерный вибрион, нейтрализует примеси тяжелых металлов, хлорорганические соединения, аммиак, нитраты.
В настоящее время шунгит продаётся в аптеках.
Цель работы:
исследование эффективности очистки водопроводной воды минералом шунгитом, оценка пригодности данной воды для питьевого водоснабжения.
Задачи исследовательской работы:
- овладение методами и методикой исследования химического состава воды;
- сравнение химического состава водопроводной воды до и после кипячения;
- сравнение химического состава водопроводной воды до и после контакта с шунгитом;
- определение эффективности очистки воды от тяжёлых металлов и активного хлора;
- определение эффективности очистки воды в течение 5 месяцев.
В связи с тем, что водопроводная невская вода не содержит активного хлора и избыточной концентрации тяжелых металлов, для рассмотрения эффективности удаления этих загрязнителей были приготовлены контрольные растворы с определённой концентрацией. Данные растворы находились в контакте с шунгитом в течение 3 дней. Через определённые промежутки времени проводились анализы воды.
В ходе исследования использовались такие методы как титриметрический, визуально-колориметрический, турбидиметрический, потенциометрический, кондуктометрический и спектроскопический (атомно-абсорбционная спектроскопия). В ходе работы использовались приборы: pH-метр и кондуктометр (в составе одного прибора), атомно-абсорбционный спектрометр КВАНТ-2А.

9


Определялись следующие характеристики воды: минерализация, водородный показатель, содержание общего железа, общая жёсткость, активный хлор (свободные и связанные формы), удельная электролитическая проводимость, наличие и количественный состав ионов: HCO3-, CO32-, Cl-, SO42-, NH4+, NO3-, Fe2+ + Fe3+, Cu2+, Al3+. Для более точного анализа фильтрованная вода один раз исследовалась на катионы Cu2+, Mn2+, Zn2+, Fe2+ в СЭС Красносельского района. Анализ воды проводился с интервалом в 1 месяц в течение 5 месяцев.
Результаты исследований:
1. Невская водопроводная вода соответствует нормативам качества, пригодна для питьевого водоснабжения.
2. Кипячёная вода по составу мало отличается от некипячёной.
3. При использовании шунгита изменяется химический состав воды:
- повышается минерализация, общая жёсткость, концентрация катионов железа и сульфат-ионов
- понижается pH.
4. Использование шунгита в качестве фильтра для водопроводной воды нецелесообразно. Шунгит можно использовать для увеличения минерализации воды.
5. Шунгит уменьшает концентрацию катионов меди и активного хлора в контрольных растворах
6. Отстаивание воды без шунгита незначительно изменяет химический состав
воды.
7. «Ресурс» шунгита, т.е. способность изменять химический состав воды, за 5 месяцев не уменьшился.

 

Комплексный мониторинг по экологической оценке антропогенного воздействия на территорию пейзажно-скального музея-заповедника «Парк Монрепо»

Рудаков Всеволод, Станция юных натуралистов г. Выборга Ленинградской обл.
Руководитель: Рассахатская Надежда Александровна

Человек не всегда осознает значимость лесных и садово-парковых насаждений. Ярким примером варварского отношения к уникальному творению природы и человека может служить история единственного в России скально-пейзажного парка «Монрепо» в городе Выборге. После Великой Отечественной Войны в бывшем усадебном доме размещался военный госпиталь, а затем на протяжении почти 40 лет в парке поочередно располагались: санаторий, детский сад, Парк культуры и отдыха с танцевальными площадками и аттракционами; регулярно проводились спортивные соревнования. Были утрачены все скульптуры, значительный, почти невосполнимый урон был нанесен прежнему разнообразию пород деревьев и кустарников. празднества. Во время спортивных кроссов вытаптывалась почва, повреждались корни и стволы деревьев, гибла растительность. Старинные аллеи в парке были покрыты асфальтом.
За прошедшие 20 лет со времени организации музея-заповедника стало понятно, что восстановить парковые постройки и скульптуры гораздо легче, чем воссоздать природные ландшафты.

10


IV Межрегиональный конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды». Сборник материалов

СТРАНИЦЫ: [1-10] [11-20] [21-30] [31-40] [41-50] [51-60] [61-70] [71-80] [81-88]

Издания, полные версии

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика