Мельник А.А. Заочное тестирование экологической направленности в рамках международного конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии. Сборник научных трудов 14-й Международной научно-практической конференции. – СПб.: Издательство Политехнического университета, 2012 – С. 371-373
Конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» проводится для школьников 7-11 классов с 2005 года. В рамках конкурса школьники могут пройти заочное тестирование по теоретическим вопросам выбранной темы исследования. Тестирование позволит участникам конкурса проверить свою подготовку по теоретической части темы исследования, а это в свою очередь может сыграть положительную роль во время защиты работы на конференции при ответах вопросы конкурсного жюри. Кроме того, участие в заочном тестировании напоминает сдачу ЕГЭ и ГИА. Тестирование проводится на сайте конкурса http://www.eco-konkurs.ru/.
Среди предлагаемых вариантов тестов – «Экология общая», «Экология растений», «Экология животных», «Экология и жизнь».
Все задания разбиты на 4 группы. К каждому заданию группы А дается 4 варианта ответа, из которых только 1 ответ правильный. К каждому заданию группы Б дается 4 варианта ответа, из которых только 2 ответа являются правильными. К каждому заданию группы В дается 4 варианта ответа, из которых правильными могут быть 1, 2, 3 или 4. Каждое задание группы Г содержит фразу (определение, утверждение) с пропущенным словом или словосочетанием. К каждому заданию необходимо вписать слово или словосочетание, заканчивающее фразу.
В 2011-2012 учебном году тестирования проходило 1 ноября и 14 января. Экологическое направление выбрали около 40 участников. У всех участников в ответах были допущены некоторые ошибки.
К примеру, в тесте «Экология растений» были следующие ошибки (несколько примеров):
- группу холодолюбивых организмов назвали термофилы (правильный ответ «криофилы»),
- растения, обитающие в местах с высокой влажностью воздуха и (или) почвы, участники назвали мезофитами (правильный ответ «гигрофиты»),
- распространение плодов и семян животными, участники назвали антропохорией (правильный ответ «зоохория»),
- последовательную смену одних фитоценозов (биоценозов, биогеоценозов) другими на определённом участке среды участники назвали регрессией (правильный ответ «сукцессия»),
- экологические группы растений по отношению к почвам, из предложенных вариантов, наряду с правильным вариантом, участники выбрали неверный вариант «гидрофиты» (правильные ответы «галофиты и базофиты»),
- из предложенных вариантов приспособлений для распространения семян растений, наряду с правильным вариантом участники выбирали неверный вариант «водонепроницаемый слой» (правильные ответы «парашютик и крылатые выросты»).
В тесте «Экология животных» были следующие ошибки (несколько примеров):
- совокупность животных, входящих в состав биоценоза, некоторые участники ошибочно назвали экосистемой (правильный ответ «зооценоз»),
- животных, которые потребляют органическое вещество растений, участники тестирования ошибочно назвали редуцентами (правильный ответ «консументы»),
- науку, изучающую поведение животных, участники назвали зоологией (правильный ответ «этология»).
В тесте «Экология общая» были следующие ошибки (несколько примеров):
- ареалом участники тестирования назвали территорию, на которой встречается какой-либо организм (правильный ответ «область распространения данного вида или сообщества»),
- концентрацию вредного вещества, которая практически не оказывает влияния на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных последствий у его потомства, участники назвали предельно допустимым выбросом, относительно безопасным уровнем воздействия (правильный ответ «предельно допустимой концентрацией»),
- из предложенных вариантов примеров природного биогеоценоза участники неверно называли аквариум и поле (правильный ответ «болото»).
В тесте «Экология и жизнь» были следующие ошибки (несколько примеров):
- материальный мир Вселенной, в сущности – основной объект изучения науки, участники ошибочно назвали биосферой (правильный ответ «природа»),
- участники тестирования посчитали, что нефтепродукты и пестициды являются причиной вспенивания воды (правильный ответ «поверхностно-активные вещества»),
- международный День Земли отмечается 22 марта (правильный ответ «22 апреля»).
Полный разбор ошибок тестов, допущенных участниками тестирования, приведен в пособии, которое размещено на сайте конкурса.
Сайт конкурса http://www.eco-konkurs.ru/.
Статья полностью в формате .pdf
Постоянная ссылка на эту страницу http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/865-politeh2012