МЕЛЬНИК, А.А. Представление результатов мониторинга экосистем школьниками на всероссийском конкурсе "Инструментальные исследования окружающей среды" / А.А. Мельник // Биоразнообразие Приамурья и сопредельных территорий: материалы региональной научной конференции с международным участием (Хабаровск, 21 - 23 ноября 2011 г.). - Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2012. - С.275-278
Аннотация
В статье раскрывается роль конкурса для школьников «Инструментальные исследования окружающей среды» при ознакомлении школьников с принципами научно-исследовательской деятельности, оформления и представления результатов мониторинга природных экосистем. Материалы статьи могут быть использованы педагогами дополнительного образования, учителями, методистами для написания разделов авторских программ, связанных с учебно-исследовательской деятельностью обучаемых, для методических материалов к учебным занятиям.
Summary.
The article addresses the role of competition for students' research Instrumentation environment "when reading students with the principles of research, design and presentation of the results of monitoring of natural ecosystems. Proceedings of articles can be used further education teachers, teachers, facilitators for writing sections of the author's programs related to teaching and research activities of students, for teaching materials for training sessions.
В учебно-исследовательской деятельности школьников предметом исследования часто становятся различные экосистемы: озера, реки, пруды, где школьники исследуют следующие показатели: ионный состав, концентрация растворенных газов, прозрачность воды, изменения температуры, показатели биологической продуктивности, трофический статус водоёма и специфические условия исследуемого водоёма. Исследовательские работы школьники представляют на научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах по экологии, на экологических секциях.
Всероссийский конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды» проводится в Санкт-Петербурге с 2005 года. Цель конкурса - развитие интереса у школьников к учебно-исследовательской деятельности. Конкурс проводит Учебный центр ЗАО «Крисмас+» совместно с вузами Санкт-Петербурга и при поддержке Правительства Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Федерации Профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. VI конкурс проходил при тесном сотрудничестве с государственными образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга: РГПУ им. А.И.Герцена, Технологический институт, Аграрный университет, Пожарно-спасательный колледж.
Название конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» ясно определяет тематическую направленность исследовательских работ. Под словом «инструмент» понимается строго определенная методика исследования объекта. Высоко ценится сравнение ее с другими, общеизвестными, широко применяемыми методами, что дает возможность оценить относительную погрешность предлагаемой методики. Исходя из требований к оформлению исследовательской работы и критериев оценки, участникам следует обратить внимание на единство и взаимообусловленность следующих звеньев логической цепочки: «тема работы цель работы задачи работы подбор источников информации и методов результаты выводы по работе».
На конкурс не принимаются работы, содержащие результаты исследований, полученные не самостоятельно и выдаваемые за свои (например, в лабораториях при предприятиях, СЭС и др.). Эти результаты могут быть использованы в работе в качестве эталона для сравнения с самостоятельно полученными результатами. Требования к оформлению исследовательских работ максимально приближены к требованиям для научных работ студентов: титульный лист, оглавление, введение, цель и задачи, обзор литературы, методы проведенных исследований, результаты исследований и их обсуждение, выводы, список печатной литературы по теме, Интернет-публикации и приложения.
Работы в зависимости от применяемых методик распределялись по секциям, работы, связанные с исследованием экосистем, представлялись на секции «Инструментальные исследования в области экологии». Далее можно выделить основные направления учебных исследований школьников, которые находят отражение в исследовательских работах.
Ионный состав растворенных веществ исследуются методами химического анализа. Среди растворенных веществ особое внимание уделяется содержанию неорганических соединений фосфора и азота (ортофосфаты, нитраты, нитриты).
Из растворенных газов определяется содержание растворенного кислорода методом Винклера, а при возможности – прибором оксиметром.
Прозрачность воды относится к общим гидрохимическим показателям и измеряется диском Секки, а также по высоте водяного столба в цилиндре с использованием специального шрифта.
Температура измеряется при помощи обычного спиртового термометра, также в последнее время все шире распространяются электронные термометры (портативные, а также встроенные в комплексные электронные лаборатории).
Плотность организмов, индикаторные виды, олигохетный индекс Гуднайта-Уотлея, индекс разнообразия НОТ по формуле Шеннона, индекс богатства НОТ, биотический индекс по таблице Вудивисса. Биоиндикация токсичности природных вод с помощью организмов.
За прошедшие годы участниками конкурса были представлены следующие работы, связанные с мониторингом экосистем:
Таксономический состав и некоторые особенности экологии водяных жесткокрылых Астрахани и ее окрестностей
Моллюски – фильтранты биоиндикаторы качества воды в водоемах Астрахани.
Определение качества волжской воды в районе острова Городского методом биоиндикации
Мониторинг численности бакланов, гнездящихся на островах Ханского озера
Таксономический, эколого-географический и санитарно-биологический анализ фитопланктона озер Быранатталаах и Алыhардаах.
Биоиндикация состояния реки Кебеж с помощью донных организмов
Влияние экологических условий и загрязнение воды на биомассу и прирост водорослей макрофитов в Новороссийской бухте.
Исследование степени влияния антропогенной нагрузки на качество и состояние малых рек города Новороссийска
Сравнение особенностей произрастания подснежника складчатого в районе города Новороссийска
Сравнение экологического состояния рекреационной зоны Утришского заказника 2000-2005 годов с 2009-2010 годами
Сравнение экологического состояния экосистемы памятника природы озера «Абрау» 2003-2006 годов с 2009-2010 годом
Мониторинг экологического состояния памятника природы «Суджукская лагуна» и прилегающей территории как участка для сохранения краснокнижных видов.
Процесс адаптации “Malus Baccata” в условиях парка “300-летия Санкт-Петербурга”
Библиографический список:
1. Орлова И.А., Мельник А.А. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды». Методические рекомендации. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: , 2010. – 74 с.
2. Сайт конкурса http://www.eco-konkurs.ru/.
Постоянная ссылка на эту страницу http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/808-dvggu-2012