Главная Методические статьи Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации-2011

Орлова И.А., Мельник А.А. Всероссийский конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» в дополнительном экологическом образовании // Экологическое образование: проблемы, идеи, инновации : Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (24-25 мая 2011 г). – Ульяновск: УлГТУ, 2011. – С. 101-103.

 

 

 

Отставание духовно-нравственного воспитания общества от успехов науки и техники привело к тому, что человечество, овладев колоссальной энергией и современными технологиями, стало похоже на ребенка, которому дали поиграть с оружием.
В настоящее время экологическое образование, целью которого является формирование экологической культуры, не есть новое направление в развитии образовательных систем, это новый смысл и цель образовательного процесса.
Учитывая, что деятельностный компонент в экологическом образовании является доминирующим, организация и реализация школьных исследовательских работ экологической направленности в системе основного и дополнительного образования весьма актуальна.
Инструментальные исследования окружающей среды, базирующиеся на принципах научности, систематичности, региональности, вариативности, интегративности, проблемности, социальной и личностной значимости, профессиональной направленности, обладают большим воспитывающим и развивающим потенциалом.
Школьная исследовательская работа выполняется по аналогии с различными выпускными квалификационными работами (ВКР, дипломные работы, магистерские диссертации) учреждений высшего профессионального образования, то есть включает этапы целеполагания, информационно-поисковый, теоретико-обобщающий, экспериментально-аналитический, результативно- оценочный. На каждом этапе происходит формирование и развитие соответствующих как общелогических, общеучебных, общетрудовых, так и специфических исследовательских умений.
- На этапе целеполагания формируются: осознание и формулировка цели исследования, разработка плана исследования в соответствии с этой целью;
- информационно-поисковом: библиотечно-библиографические (умение пользоваться справочно-библиографическими материалами, составлять заявку; осуществлять поиск литературы, используя библиографические данные; составлять библиографическое описание источника литературы на основе действующего ГОСТа), умения отбирать нужную информацию из найденных источников литературы (умение выделить главное из текста, оценить значение для организации исследования);
- теоретико-обобщающем: правильно выделять те теории, на которые будет необходимо опираться при проведении учебного эксперимента, раскрыть сущность теорий, обобщить теоретические положения, установить их взаимосвязь, правильно использовать на различных этапах работы; - экспериментально-аналитическом: обращение с лабораторной посудой, распознавание веществ по физическим и химическим свойствам, проведение лабораторных операций и др.;
умения синтезировать вещества, вести наблюдение за поставленным экспериментом, описывать полученные вещества, делать выводы на основе наблюдений);
- результативно-оценочном: умение интерпретировать полученные результаты (делать выводы), т.е. соотнесение цели и результатов; умение наглядно представить полученные результаты с помощью символико-графических средств в виде таблиц, графиков, рисунков, схем в электронном и печатном вариантах, умение написать работу в соответствии с требованиями, умение создать презентацию, умение выступить с докладом).
В содержании исследовательских работ можно выделить следующие направления:
1. Мониторинговые исследования составных частей геосфер.
2. Исследования прикладного характера (анализ продуктов питания, моющих средств и т. д.).
Педагогический эффект школьных исследовательских работ заключается в том, что способствует глубокому, прочному и осознанному усвоению химических, эколого-химических знаний как результата создания и поддержания высокого уровня познавательного интереса, формированию допрофессиональной экологической компетентности учащихся, потребности к самообразованию.
Экологическая компетентность предполагает наличие у индивида целостной системы знаний об экологии, о достижениях научно-технического прогресса в этой области, включение этих знаний в систему его морально-этических ценностей, умение и потребность использовать их как в повседневной, так и в профессиональной деятельности, целостный экологический взгляд на взаимоотношения человека, общества и биосферы.
Всероссийский конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» проводится на протяжении 6 лет учебным центром ЗАО «Крисмас+» совместно с комитетами правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области, вузами Санкт-Петербурга. Цель конкурса: развитие у школьников интереса к учебно-исследовательской деятельности. Важное место в конкурсе занимают исследовательские работы экологической направленности. В исследовательских работах школьники с большим интересом исследуют разнообразные экологические проблемы природных объектов своей местности. При этом школьники проявляют умения выявлять проблемы, находить пути их решения. Важная часть деятельности участников конкурса – природоохранная, в ходе которой они познают культуру и природу родного края, также становятся активными пропагандистами экологических знаний среди сверстников и всего населения. При этом совершенствуются навыки не только в области исследований, но и публичном представлении результатов своей работы.
За 5 лет существования конкурса было рассмотрено более 400 исследовательских работ, представленных 630 участниками 150 образовательных учреждений, более половины из которых – учреждения дополнительного образования. Учреждения основного образования представляли работы, выполненные во внеурочное время. Школьники с большим интересом участвуют в исследовательских проектах и программах. Творческие коллективы учащихся под руководством педагогов активно работают в течение всего года на занятиях, в научно-исследовательских лабораториях. В исследовательской работе школьники приобретают умение выявлять проблемы в области окружающей среды, находить пути их решения, делать обоснованные заключения и прогнозировать ситуацию. В ходе работы учащиеся занимаются природоохранной деятельностью, познают историю, культуру и природу родного края, а также становятся активными пропагандистами экологических знаний среди сверстников и всего населения. При этом совершенствуются навыки и умения не только в исследовательской деятельности, но также в публичном представлении результатов своей работы, коллективном творчестве и взаимодействии. В большинстве работ, поступивших на конкурс, незаменимыми средствами для организации исследований в полевых и стационарных условиях были приборы и оборудование, позволяющее получить наиболее достоверные результаты об экологическом состоянии различных сред - водной, воздушной, почвенной.
Таким образом, конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» способствует развитию деятельности творческих объединений дополнительного образования детей биолого-экологической, химико-экологической, естественнонаучной направленностей.

Источники информации.
1. Орлова И.А., Мельник А.А. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды». Методические рекомендации. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб., 2010. – 74 с.
2. V Межрегиональный конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды». Сборник материалов / под ред. А.А.Мельника, М.В.Буевой – СПб.: Крисмас+, 2010. – 196 с.
3. VI Всероссийский конкурс школьных исследовательских работ (с международным участием) «Инструментальные исследования окружающей среды»: Сборник материалов участников / под ред. А.А.Мельника – СПб.: Крисмас+, 2011. – 238 с.
4. Сайт конкурса http://www.eco-konkurs.ru/

 

Скачать статью в формате .pdf

 

Все статьи

 

Постоянная ссылка на эту страницу              http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/802-ulgtu-2011

Интересный материал? Помести его к себе

 

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика