Главная Методические статьи Биологическое и экологическое образование студентов и школьников в контексте стандартов нового поколения

 

 

Мельник А.А. Заочное тестирование биологической и экологической направленности в рамках конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников в контексте стандартов нового поколения: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 27-28 января 2012 года, Самара / отв. ред. А.А.Семенов. – Самара: ПГСГА, 2012. – С. 163-167

 

 

 

 

Конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» проводится для школьников 7-11 классов с 2005 года. В рамках конкурса школьники могут пройти заочное тестирование по теоретическим вопросам выбранной темы исследования. Тестирование позволит участникам конкурса проверить свою подготовку по теоретической части темы исследования, а это в свою очередь может сыграть положительную роль во время защиты работы на конференции при ответах вопросы конкурсного жюри. Кроме того, участие в заочном тестировании напоминает сдачу ЕГЭ и ГИА. Тестирование проводится на сайте конкурса http://www.eco-konkurs.ru/.
Условия прохождения заочного тестирования.
1. Зарегистрироваться на сайте, войти под своим логином, перейти в раздел «Школьнику».
2. Прислать заявку на заочное тестирование, в которой указать: Фамилию, имя, отчество, образовательное учреждение, населенный пункт, свой логин, под которым зарегистрированы, выбранную тематику теста.
3. В день проведения заочного тестирования нужно зайти под своим логином на сайт, войти в раздел «Тестирование», выбрать названную в заявке тематику теста, ответить на вопросы. Раздел «Тестирование» будет открыт для участников только один день по графику с 00 час. 00 минут до 23 ч 59 минут по московскому времени.
Каждый участник может ответить на вопросы теста только один раз.
4. Всего за учебный год участнику предоставляется возможность пройти заочное тестирование два теста, общее число заданий – 72, т.е. каждый тест содержит по 36 заданий. Все задания разбиты на 4 группы.
К каждому заданию группы А дается 4 варианта ответа, из которых только 1 ответ правильный.
К каждому заданию группы Б дается 4 варианта ответа, из которых только 2 ответа являются правильными.
К каждому заданию группы В дается 4 варианта ответа, из которых правильными могут быть 1, 2, 3 или 4.
Каждое задание группы Г содержит фразу (определение, утверждение) с пропущенным словом или словосочетанием. К каждому заданию необходимо вписать слово или словосочетание, заканчивающее фразу. Итоговый результат складывается из результатов тестов №1 и №2 (накопительная система). Однако участник может пройти только одно тестирование из двух (любое). Максимальное количество баллов за каждый тест – 50 баллов, таким образом, максимальное значение итогового результата за два теста – 100 баллов.
5. Итоговый результат заочного тестирования преобразуется в скидку на участие. Максимально возможная скидка, которую можно заработать на заочном тестировании – 10% (за 200 баллов), которая суммируется с другими скидками участника (подробнее см. информацию о скидках). Скидка предоставляется только в текущем конкурсе и не может быть использована в следующем году.
6. Поступление заявок на заочное тестирование и результаты публикуются на сайте конкурса в разделе «Школьникам».
7. Участники заочного тестирования, показавшие наивысшие результаты, отмечаются дипломами.
8. На сайте конкурса постоянно находятся образцы заданий заочного тестирования, с которыми школьники могут ознакомиться в любое время, пройти пробное тестирование. Результаты пробного тестирования не включаются в общий итог участия в конкурсе и носят информационный характер.
Тематика тестов заочного тестирования: физика-9, физика-11, химия-9, химия-11, биология-9, биология-11, география-9, геграфия-11, гидрохимия, гидробиология, гидрология, экология и жизнь, экология растений, экология животных, аналитическая химия, анатомия и физиология человека, воздушная среда, продукты питания. Приведем задания тестов по биологии и экологии.
Примеры заданий теста «Биология-9»
Задания группы «А»
A1 - Запасным углеводом в животной клетке является
a) крахмал; b) гликоген; c) хитин; d) целлюлоза.
A2 - Какие бактерии улучшают азотное питание растений?
a) брожения; b) клубеньковые; c) уксуснокислые; d) сапротрофные.
A3 - Подземный побег отличается от корня наличием у него
a) почек; b) зоны роста; c) сосудов; d) коры.
A4 - Растения отдела покрытосеменных, в отличие от голосеменных:
a) имеют корень, стебель, листья; b) имеют цветок и плод; c) размножаются семенами; d) выделяют в атмосферу кислород в процессе фотосинтеза. A5 - Ярусное расположение растений в лесу служит приспособлением к a) перекрестному опылению; b) защите от ветра; c) использованию энергии света; d) уменьшению испарения воды.


Задания группы «Б»
Б1 - Какова роль поджелудочной железы в организме человека?
a) участвует в иммунных реакциях; b) образует клетки крови; c) является железой смешанной секреции; d) образует гормоны.
Б2 – Для растений отдела покрытосеменных характерны признаки:
a) образование пыльцы; b) размножение спорами; c) оплодотворение происходит на заростке; d) оплодотворение не зависит от наличия воды. Б3 – Для растений отдела папоротниковидные характерны признаки:
a) оплодотворение не зависит от наличия воды; b) наличие генеративных органов – цветков; c) оплодотворение происходит на заростке; d) отсутствие плодов.


Задания группы «В» В1 – У каких животных из перечисленных сердце 3-камерное с неполной перегородкой в желудочке? a) прыткая ящерица; b) обыкновенный тритон; c) озёрная лягушка; d) синий кит


Задания группы «Г»
Г1 – Лучи при попадании в глаз преломляются в …

Примеры заданий теста «Экология растений»
Задания группы «А»
А1 – Как называется группа холодолюбивых организмов?
a) криофилы; b) гигрофилы; c) термофилы; d) ксерофилы.
А2 – У растений фотопериодизм в первую очередь регулирует процессы: a) питания; b) дыхания; c) роста; d) цветения.
А3 – Какой способ борьбы с сорняками экологически безопасный? a) агротехнический (механический); b) химический; c) применение огнеметов; d) применение радиоактивного излучения.
А4 – Транспирация - это: a) Биологическое испарение воды растениями; b) Всасывание воды и питательных веществ корнями растений; c) Передвижение воды и питательных веществ в растениях; d) Поглощение воздуха растениями в процессе фотосинтеза.
А5 – Химические вещества, вырабатываемые растениями, угнетающе действующие на ряд микроорганизмов, называются: a) феромоны; b) фунгициды; c) фитонциды; d) детергенты.


Задания группы «Б»
Б1 – К растениям-хищникам относятся: a) багульник; b) росянка; c) вереск; d) мухоловка.
Б2 – Отметьте экологические группы растений по отношению к почвам: a) гидрофиты; b) галофиты; c) базофиты; d) ксерофиты.
Б3 – Отметьте приспособления для распространения семян растений по воздуху: a) парашютик; b) воздухоносные полости; c) водонепроницаемый слой; d) крылатые выросты


Задания группы «В» В1 – Укажите номера ВЕРНЫХ высказываний: a) у березы есть цветки, собранные в соцветие; b) некоторые растения никогда не цветут; c) у отдельно стоящего дерева ветви длиннее с северной стороны; d) некоторые комнатные растения – дальние родственники тропических растений.


Задания группы «Г» Г1 – Виды растений, представители которых встречаются на большей части обитаемых областей Земли, называются …


Примеры заданий теста «Экология животных»
Задания группы «А»
А1 – Животные со смешенным питанием, относятся к группе: a) фитофаги; b) зоофаги; c) сапрофаги; d) миксофаги.
А2 – Животные, питающиеся другими животными, относятся к группе: a) фитофаги; b) зоофаги; c) сапрофаги; d) миксофаги.
А3 – Наука, изучающая поведение животных, называется: a) биология; b) зоология; c) экология; d) этология.
А4 – Постоянные обитатели почвы называются a) геобионты; b) геофилы; c) геоксены; d) псаммофиты.
А5 – Животные, у которых часть цикла развития проходит в другой среде, а часть – в почве называются: a) геобионты; b) геофилы; c) геоксены; d) псаммофиты.


Задания группы «Б»
Б1 – У животных фотопериодизм регулирует процессы: а) питания; b) линьки; c) дыхания; d) брачного поведения.
Б2 – К нектону относятся животные: a) акула; b) кальмар; c) планария; d) бокоплав.
Б3 – С какими особенностями водной среды обитания сталкиваются животные: a) высокая плотность среды обитания; b) высокое содержание кислорода; c) хорошая проводимость звуков; d) температурный режим сильно изменчив.


Задания группы «В» В1 – Из почвенных организмов к нанофауне (размеры от микрон до долей мм) относятся: a) корненожки; b) клещи; c) симфилы; d) тихоходки.


Задания группы «Г» Г1 – Вид покровительственной окраски и формы, при котором наблюдается сходство животного с предметами окружающей среды, растениями, а также несъедобными для хищников или защищенными от них животными, называется …


Литература:
1. Тесты. Варианты и ответы централизованного тестирования, 11 класс - М.: Центр тестирования МО РФ, 2003. – 337 с.
2. Тесты. Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования - М.: Федеральное государственное учреждение «Федеральный центр тестирования», 2005. – 382 с.
3. Тесты. Варианты и ответы централизованного (абитуриентского) тестирования - М: ООО «РУСТЕСТ», 2006. – 381 с.
4. Варианты заданий олимпиад по экологии Санкт-Петербурга, Пермского края, Казахстана.

 

Статья в формате .pdf

 

Все статьи

Постоянная ссылка на эту страницу        http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/737-pgsha-2012

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика