Мельник А.А. Химические знания и умения в конкурсе для школьников «Инструментальные исследования окружающей среды» // Химия и современность: сборник научных статей / Чувашский гос. пед. ун-т; под ред. Ю.Ю.Пыльчиковой. – Чебоксары: Издательство ООО «Салика», 2011. – С. 234-236
Аннотация
В статье раскрывается роль конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» в формировании химических знаний и умений у школьников. Материалы статьи могут быть использованы педагогами дополнительного образования, учителями, методистами для написания разделов авторских программ, связанных с учебно-исследовательской деятельностью обучаемых, для методических материалов к учебным занятиям.
Конкурс для школьников «Инструментальные исследования окружающей среды» проводится с 2005 года в Санкт-Петербурге. К участию в конкурсе приглашаются школьники 7-11 классов.
На конкурс поступает много работ с исследованием химических аспектов окружающей среды. Для успешного участия в конкурсе авторы работ должны владеть химическими знаниями и умениями.
Получение результатов связано с проведением определенных химических измерений.
Поэтому такая деятельность требует от школьников знаний и умений, полученных на уроках химии. В первую очередь то, что называется техника химического эксперимента – работа с посудой, приливание растворов, добавление к раствору необходимого количества твердых сыпучих реагентов, титрование. Некоторые из этих операций участникам исследований не встречается на уроках химии, их приходится осваивать дополнительно.
При выполнении химических экспериментов следует:
• провести инструктаж по технике безопасности, обратить внимание на конкретные реактивы и принадлежности, с которыми следует осторожно обращаться,
• изучить укладку реактивов и принадлежностей,
• ознакомить с методиками проведения исследований,
• научить точному измерению объёмов растворов реактивов,
• выработать навыки титрования стеклянной пипеткой с делениями,
• провести пробные измерения на модельных растворах с точно известными концентрациями. В течение определенного времени идет накопление результатов исследования по выбранному направлению. Результаты следует не только накапливать, но и систематизировать, интерпретировать, смотреть на них критически, чтобы не допустить явных промахов в измерениях.
На основе полученных данных со школьниками можно провести беседу по направлениям:
- интерпретация результатов измерения на основе знаний о химических свойствах веществ,
- уравнения химических реакций, происходящих в процессе химического анализа, а также природных процессов, приводящих к появлению вещества, увеличению или уменьшению его концентрации,
Все это в дальнейшем поможет школьнику лучше подготовится к публичному докладу своих результатов. За 5 лет существования конкурса было рассмотрено более 400 исследовательских работ, представленных 630 участниками 150 образовательных учреждений. Около половины работ, представленных на конкурсе, выполнены с использованием химического эксперимента и в значительной степени развивают химические знания и умения участников конкурса, о чем говорит тематика работ:
• Исследование содержания в природной и питьевой воде растворенных веществ (гидрохимические исследования)
• Исследование загрязненности воздушной среды химическими компонентами
• Исследование содержания химических веществ в почве
• Исследование содержания нитрат-ионов в овощах и фруктах
• Исследование содержания аскорбиновой кислоты в овощах и фруктах
• Исследование качества продуктов питания (мяса, рыбы, молока, молочных продуктов, меда) химическими методами.
(...)
Статья полностью в формате .pdf
Все статьи
Постоянная ссылка на эту страницу http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/596-chemistry-and-modern-11