Главная Методические статьи Устойчивое развитие и экологическое образование

Орлова И.А., Мельник А.А. Всероссийский конкурс для школьников «Инструментальные исследования окружающей среды» в экологическом образовании // Устойчивое развитие и экологическое образование. Всероссийский заочный научно-теоретический семинар [материалы] / редкол.: Г.Г.Зейналов (отв. ред.) и [др.]; Мордов. гос. пед. ин-т. – Саранск, 2011. – С. 67-69

 

Отставание духовно-нравственного воспитания общества от успехов науки и техники привело к тому, что человечество, овладев колоссальной энергией и современными технологиями, стало похоже на ребенка, которому дали поиграть с оружием.
В настоящее время экологическое образование, целью которого является формирование экологической культуры, не есть новое направление в развитии образовательных систем, это новый смысл и цель образовательного процесса.
Учитывая, что деятельностный компонент в экологическом образовании является доминирующим, организация и реализация школьных исследовательских работ экологической направленности в системе основного и дополнительного образования весьма актуальна.
Инструментальные исследования окружающей среды, базирующиеся на принципах научности, систематичности, региональности, вариативности, интегративности, проблемности, социальной и личностной значимости, профессиональной направленности, обладают большим воспитывающим и развивающим потенциалом.
Школьная исследовательская работа выполняется по аналогии с различными выпускными квалификационными работами (ВКР, дипломные работы, магистерские диссертации) учреждений высшего профессионального образования, то есть включает этапы целеполагания, информационно-поисковый, теоретико-обобщающий, экспериментально-аналитический, результативно- оценочный. На каждом этапе происходит формирование и развитие соответствующих как общелогических, общеучебных, общетрудовых, так и специфических исследовательских умений.
- На этапе целеполагания формируются: осознание и формулировка цели исследования, разработка плана исследования в соответствии с этой целью;
- информационно-поисковом: библиотечно-библиографические (умение пользоваться справочно-библиографическими материалами, составлять заявку; осуществлять поиск литературы, используя библиографические данные; составлять библиографическое описание источника литературы на основе действующего ГОСТа), умения отбирать нужную информацию из найденных источников литературы (умение выделить главное из текста, оценить значение для организации исследования);
- теоретико-обобщающем: правильно выделять те теории, на которые будет необходимо опираться при проведении учебного эксперимента, раскрыть сущность теорий, обобщить теоретические положения, установить их взаимосвязь, правильно использовать на различных этапах работы;
- экспериментально-аналитическом: обращение с лабораторной посудой, распознавание веществ по физическим и химическим свойствам, проведение лабораторных операций и др.;
умения синтезировать вещества, вести наблюдение за поставленным экспериментом, описывать полученные вещества, делать выводы на основе наблюдений);
- результативно-оценочном: умение интерпретировать полученные результаты (делать выводы), т.е. соотнесение цели и результатов; умение наглядно представить полученные результаты с помощью символико-графических средств в виде таблиц, графиков, рисунков, схем в электронном и печатном вариантах, умение написать работу в соответствии с требованиями, умение создать презентацию, умение выступить с докладом).
В содержании исследовательских работ можно выделить следующие направления:
1. Мониторинговые исследования составных частей геосфер.
2. Исследования прикладного характера (анализ продуктов питания, моющих средств и т. д.). Педагогический эффект школьных исследовательских работ заключается в том, что способствует глубокому, прочному и осознанному усвоению химических, эколого-химических знаний как результата создания и поддержания высокого уровня познавательного интереса, формированию допрофессиональной экологической компетентности учащихся, потребности к самообразованию.
Экологическая компетентность предполагает наличие у индивида целостной системы знаний об экологии, о достижениях научно-технического прогресса в этой области, включение этих знаний в систему его морально-этических ценностей, умение и потребность использовать их как в повседневной, так и в профессиональной деятельности, целостный экологический взгляд на взаимоотношения человека, общества и биосферы.
Всероссийский конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» проводится на протяжении 6 лет учебным центром ЗАО «Крисмас+» совместно с комитетами правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области, вузами Санкт-Петербурга. Цель конкурса: развитие у школьников интереса к учебно-исследовательской деятельности. Важное место в конкурсе занимают исследовательские работы экологической направленности. В исследовательских работах школьники с большим интересом исследуют разнообразные экологические проблемы природных объектов своей местности. При этом школьники проявляют умения выявлять проблемы, находить пути их решения. Важная часть деятельности участников конкурса – природоохранная, в ходе которой они познают культуру и природу родного края, также становятся активными пропагандистами экологических знаний среди сверстников и всего населения. При этом совершенствуются навыки не только в области исследований, но и публичном представлении результатов своей работы.
За 5 лет школьниками были представлены результаты исследования большого количества природных объектов различных регионов России по таким показателям, как химические, биологические, физические и т.д. Наиболее разнообразной по тематике исследований и используемым методам, является направление «Инструментальные исследования в области экологии». Исследования можно условно разделить следующим образом:
- Биоиндикация (водных объектов по бентосу и планктону, воздушной среды по качеству пыльцы плодовых деревьев, почв по клеверу, комплексная оценка по листьям березы повислой) и биотестирование (снега, воды водоемов).
- Комплексная экологическая оценка особо охраняемых природных территорий, памятников природы, водоемов в черте населенных пунктов и за их пределами.
- Влияние разнообразных антропогенных факторов на окружающую среду.
Авторы работ использовали такие методы исследования, как биоиндикация, биотестирование, химический анализ, постановка модельных опытов, маршрутный учет, ботанические исследования, измерение показателей с помощью приборов. Надеемся, что приобретенные навыки и умения пригодятся в будущем и в студенческих исследованиях, и в профессиональной деятельности, и в повседневной жизни.
Результаты своих исследований участники должны грамотно оформить в виде исследовательской работы, а также подготовить доклад и иллюстративный материал (чаще всего это мультимедийная презентация) к публичной защите на конференции.
Сайт конкурса http://www.eco-konkurs.ru/

Литература.
1. Орлова И.А., Мельник А.А. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды». [Текст]:/ И.А. Орлова, А.А. Мельник: Методические рекомендации. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: , 2010. – 74 с.

 

Статья в формате .pdf



Все статьи



Постоянная ссылка на эту страницу http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/590-sustainable-development-11

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика