Орлова И.А., Мельник А.А. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды» как пример интеграции науки и практики // Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества: Материалы I международной научно-практической конференции 20-21 октября 2011 г.: М., 2011 – С. 226-229
Отставание духовно-нравственного воспитания общества от успехов науки и техники привело к тому, что человечество, овладев колоссальной энергией и современными технологиями, стало похоже на ребенка, которому дали поиграть с оружием.
В настоящее время экологическое образование, целью которого является формирование экологической культуры, не есть новое направление в развитии образовательных систем, это новый смысл и цель образовательного процесса.
Учитывая, что деятельностный компонент в экологическом образовании является доминирующим, организация и реализация школьных исследовательских работ экологической направленности в системе основного и дополнительного образования весьма актуальна.
Инструментальные исследования окружающей среды, базирующиеся на принципах научности, систематичности, региональности, вариативности, интегративности, проблемности, социальной и личностной значимости, профессиональной направленности, обладают большим воспитывающим и развивающим потенциалом.
Школьная исследовательская работа выполняется по аналогии с различными выпускными квалификационными работами (ВКР, дипломные работы, магистерские диссертации) учреждений высшего профессионального образования, то есть включает этапы целеполагания, информационно-поисковый, теоретико-обобщающий, экспериментально-аналитический, результативно- оценочный. На каждом этапе происходит формирование и развитие соответствующих как общелогических, общеучебных, общетрудовых, так и специфических исследовательских умений.
- На этапе целеполагания формируются: осознание и формулировка цели исследования, разработка плана исследования в соответствии с этой целью;
- информационно-поисковом: библиотечно-библиографические (умение пользоваться справочно-библиографическими материалами, составлять заявку; осуществлять поиск литературы, используя библиографические данные; составлять библиографическое описание источника литературы на основе действующего ГОСТа), умения отбирать нужную информацию из найденных источников литературы (умение выделить главное из текста, оценить значение для организации исследования);
- теоретико-обобщающем: правильно выделять те теории, на которые будет необходимо опираться при проведении учебного эксперимента, раскрыть сущность теорий, обобщить теоретические положения, установить их взаимосвязь, правильно использовать на различных этапах работы;
- экспериментально-аналитическом: обращение с лабораторной посудой, распознавание веществ по физическим и химическим свойствам, проведение лабораторных операций и др.;
умения синтезировать вещества, вести наблюдение за поставленным экспериментом, описывать полученные вещества, делать выводы на основе наблюдений);
- результативно-оценочном: умение интерпретировать полученные результаты (делать выводы), т.е. соотнесение цели и результатов; умение наглядно представить полученные результаты с помощью символико-графических средств в виде таблиц, графиков, рисунков, схем в электронном и печатном вариантах, умение написать работу в соответствии с требованиями, умение создать презентацию, умение выступить с докладом).
В содержании исследовательских работ можно выделить следующие направления:
1. Мониторинговые исследования составных частей геосфер.
2. Исследования прикладного характера (анализ продуктов питания, моющих средств и т. д.).
Педагогический эффект школьных исследовательских работ заключается в том, что способствует глубокому, прочному и осознанному усвоению химических, эколого-химических знаний как результата создания и поддержания высокого уровня познавательного интереса, формированию допрофессиональной экологической компетентности учащихся, потребности к самообразованию.
Всероссийский конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» проводится на протяжении 6 лет учебным центром ЗАО «Крисмас+» совместно с комитетами правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области, вузами Санкт-Петербурга. Цель конкурса: развитие у школьников интереса к учебно-исследовательской деятельности. С одной стороны, школьные исследования можно рассматривать как в какой-то степени приближенные к научным, с другой стороны, школьники исследуют разнообразные экологические проблемы природных объектов своей местности. При этом школьники проявляют умения выявлять проблемы, находить пути их решения. Важная часть деятельности участников конкурса – природоохранная, в ходе которой они познают культуру и природу родного края, также становятся активными пропагандистами экологических знаний среди сверстников и всего населения. При этом совершенствуются навыки не только в области исследований, но и публичном представлении результатов своей работы.
За 6 лет школьниками были представлены результаты исследования большого количества природных объектов различных регионов России по таким показателям, как химические, биологические, физические и т.д. Многие объекты нуждаются в защите и проведении мероприятий по восстановлению, хотя встречались объекты с благополучным состоянием. В задачу юных исследователей входило выявление экологических проблем, при их отсутствии – предложений по сохранению экологического благополучия. Для того чтобы результаты исследования были максимально достоверны, важную роль приобретает владение инструментальными методами исследования, достаточными знаниями в области экологии, а также химии, биологии и физики. Разные авторы использовали в своей деятельности как простейшие средства, как, например, сачки гидробиологические, так и более совершенное оборудование, например, прибор для замера уровня шума на местности (шумомер). Исследования эколого-химических показателей производилось в учебных химических лабораториях, а в полевых условиях – портативными средствами измерения. Наиболее совершенными портативными средствами учебных исследований можно назвать комплекты из состава учебно-методического комплекса «Экологический практикум» производства ЗАО «Крисмас+» (Санкт-Петербург). Это тест-системы для исследования воды, почвенных вытяжек и продуктов питания, тест-комплекты, портативные лаборатории «Пчелка-У», «НКВ», «НКВ-Р», санитарно-пищевая лаборатория «СПЭЛ-У» и др. Работают с этими наборами, как старшие школьники, так и школьники младших классов. Результаты своих исследований участники должны грамотно оформить в виде исследовательской работы, а также подготовить доклад и иллюстративный материал (чаще всего это мультимедийная презентация) к публичной защите на конференции.
Таким образом, конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» можно рассматривать как пример интеграции науки и практики в школьной деятельности.
Источники информации.
1. Орлова И.А., Мельник А.А. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды». Методические рекомендации. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб., 2010. – 74 с.
2. Сайт конкурса http://www.eco-konkurs.ru/
Постоянная ссылка на эту страницу http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/589-integrating-science-and-practice-11