Главная Методические статьи Экологическое равновесие: Антропогенное вмешательство в круговорот воды в биосфере

Мельник А.А. Изучение водных объектов участниками всероссийского конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» // Экологическое равновесие: Антропогенное вмешательство в круговорот воды в биосфере: материалы международной научно-практической конференции 16-17 июня 2011 г / под общ. ред. проф. В.Н.Скворцова – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2011. – С. 225-227.

 

Всероссийский конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды» проводится в Санкт-Петербурге с 2005 года. Цель конкурса - развитие интереса у школьников к учебно-исследовательской деятельности. Конкурс проводит Учебный центр ЗАО «Крисмас+» совместно с вузами Санкт-Петербурга и при поддержке Правительства Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Федерации Профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. VI конкурс проходил при тесном сотрудничестве с государственными образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга: РГПУ им. А.И.Герцена, Технологический институт, Аграрный университет, Пожарно-спасательный колледж.

Название конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» четко определяет тематическую направленность исследовательских работ. Под словом «инструмент» понимается четко определенная методика исследования объекта (природного, природно-антропогенного). Высоко ценится сравнение ее с другой, общеизвестной, широко применяемой методикой, что дает возможность оценить относительную погрешность предлагаемой методики. Ценность работы повышается, если автор самостоятельно использует современную учебную инструментальную базу.

За прошедшие шесть конкурсов большинство работ, поступивших на конкурс, посвящено исследованию водных объектов. Это Финский залив, озера Байкал и Ладожское, заливы Черного моря, крупные и малые реки, ручьи, родники, озера, пруды, имеющие важное значение для каждого из регионов России, а также располагающиеся на особо охраняемых территориях. Исследования производились как на малозаселенных участках, так и в черте населенных пунктов. Цель большинства работ – выявить степень антропогенной нагрузки на изучаемые водные объекты.

В исследовании школьники применяли самые разнообразные методики: биоиндикация водных объектов по бентосу и планктону, биотестирование воды с помощью растений-индикаторов, исследование содержания растворенных веществ химическими и физико-химическими методами. Таким образом, авторы работ измеряли гидрологические, гидрохимические и гидробиологические показатели. Чаще всего в одной работе применялось сразу несколько методов исследования водного объекта. В исследованиях школьники применяли оснащение соответственно поставленной цели и выбранным методикам: сачки гидробиологические, планктонную сеть, компас, угломер-эклиметр, мерная лента-рулетка, пикеты бумажные, пикетажный журнал, GPS-приемник, комплектные лаборатории для исследования воды и водных объектов по химическим и биологическим показателям, фотоколориметры (стационарные и портативные).

По итогам исследования в конце работ даются рекомендации по улучшению экологического состояния водного объекта, а также перечисляются мероприятия, проведенные силами самих школьников.

Работы в зависимости от применяемых методик распределялись по секциям «Инструментальные исследования в области биологии», «Инструментальные исследования в области географии», «Инструментальные исследования в области химии», «Инструментальные исследования в области экологии».

Ниже приведены темы школьных исследовательских работ VI конкурса, посвященные исследованиям водных объектов.

Влияние экологических условий и загрязнение воды на биомассу и прирост водорослей макрофитов в Новороссийской бухте; Исследование степени влияния антропогенной нагрузки на качество и состояние малых рек города Новороссийска;

Сравнение экологического состояния экосистемы памятника природы озера «Абрау» 2003-2006 годов с 2009-2010 годом; Мониторинг экологического состояния памятника природы «Суджукская лагуна» и прилегающей территории как участка для сохранения краснокнижных видов;

Экология рек Нурлатского района Татарстана; Комплексная оценка ручья Черного (Ленинградская обл.);

Растворённый кислород как фактор экологического состояния водоёма; Изучение гидросистемы юго-западного побережья Финского залива в Красносельском районе Санкт-Петербурга;

Исследование состава воды и почвы Дудергофских озер на нитрат-ионы;

Изучение влияния видов-переселенцев на экосистему Финского залива в районе острова Высоцкий;

Изучение бентофауны и оценка экологического состояния реки Лахость (р. Лахость, Ярославская область);

Мониторинг экологического состояния реки Уводь в рекреационной зоне г. Иваново по составу макрозообентоса;

К состоянию популяции чилима в озере Ореховое;

Гидрохимический анализ состава питьевой воды источников в Себежском районе Псковской области; Мониторинговые исследования водоемов г.Нолинска и его окрестностей;

Определение фотометрическим методом содержания свинца в корюшке, как показателя чистоты Финского залива;

Исследование качества воды и состояния прибрежной зоны реки Красненькая;

Исследование содержания суммы ионов тяжелых металлов в воде реки Екатерингофки экстракционно-колориметрическим методом;

Сравнение экологического состояния Большеивановского ручья за период с 2006 по 2010 год;

Изучение в лабораторных условиях вторичной сукцессии пресноводного водоёма;

Экологическое состояние рек Ея и Сосыка (Краснодарский край);

Оценка экологического качества воды пруда «Прометеевский» урочища «Маршалково»;

Исследование рекреационной нагрузки на участок берега озера Фигурное;

Сравнение основных гидрологических характеристик рек Быгель и Южная Лёнва;

Исследование степени и причин засоления воды в реках Быгель и Южная Лёнва;

Планарии как индикаторы чистоты водоёмов.

Библиографический список:

1. Орлова И.А., Мельник А.А. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды». Методические рекомендации. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: , 2010. – 74 с.

2. Сайт конкурса http://www.eco-konkurs.ru/.

 

Статья в формате pdf

 

 

Все статьи

 

 

Постоянная ссылка на эту страницу            http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/492-lgu2011

 

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика