Главная Методические статьи Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук

Орлова И.А., Мельник А.А. Конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» в школьной исследовательской деятельности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук – 2011 – №7 – С. 168-175

 

Аннотация
В статье раскрывается сущность школьной исследовательской работы, современные требования к ней. Даны рекомендации по оформлению исследовательских работ, подготовке презентационного материала, а также обращается внимание на типичные ошибки, встречающиеся в конкурсных материалах. В работе обобщен и представлен накопленный опыт по организации и проведению ежегодного всероссийского конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды». Представлен календарный план поэтапного проведения конкурса, выделены общие положения и отмечены особенности каждого этапа конкурса и порядок оценивания конкурсных работ, приведен подробный список рекомендуемой литературы и Интернет-источников по организации и реализации экологических исследований учащихся; по оценке экологического состояния окружающей среды; по подготовке, оформлению, защите исследовательских работ. Публикация будет полезна для преподавателей высшей и средней школы, педагогов дополнительного образования, методистов, студентов педвузов, аспирантов, докторантов, научных сотрудников, организаторов в сфере образовательных услуг, учащихся образовательных учреждений, организаторов регионального этапа данного конкурса.

Ключевые слова:
Дополнительное образование, биолого-экологическая направленность, химико-экологическая направленность, естественнонаучная направленность, учебно-исследовательская деятельность, конкурсы для школьников, оформление исследовательских работ.

keywords:
Additional education, bio-environmental orientation, chemical-environmental orientation, natural sciences, teaching and research activities and competitions for schoolchildren, design research.

Под исследовательской деятельностью учащихся понимается такая форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом в различных областях науки, техники, искусства и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования: постановку проблемы, ознакомление с литературой по данной проблематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение и выводы. ТРЕБОВАНИЯ К ШКОЛЬНЫМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИМ РАБОТАМ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Исследовательская работа представляет собой рукопись, написанную единолично или в соавторстве под руководством или при соруководстве учителя с консультантами или научными сотрудниками согласно требованиям к оформлению научных работ, связанную с разработкой экологической проблемы с обязательным использованием эксперимента различной степени сложности, в которой отражены результаты и выводы, полученных лично автором (авторами). Темы исследовательских работ определяются руководителями и утверждаются образовательными учреждениями (средними общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования) в соответствии с учебным планом работы. При выборе темы важно учитывать актуальность исследования и реальные возможности для получения конкретных результатов. Исследовательская работа выполняется в течение 1-2 лет учащимися 7-11 классов во внеурочное время. Затраты времени на выполнение исследовательской работы школьников определяются учебным планом образовательного учреждения. Исследовательская работа может быть представлена на конкурс по очной и заочной форме участия. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ, ПОДГОТОВКЕ И УЧАСТИЮ В КОНКУРСЕ ШКОЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ Для подготовки исследовательской работы каждому учащемуся назначается руководитель. К участию в конкурсе представляется рукопись, оформленная в соответствии с требованиями к данному виду работ, и получившая допуск к участию в первом этапе конкурса после обсуждения в образовательном учреждении. Рукопись может подаваться как в распечатанном виде, так и в электронном в виде текстового файла формата .doc (заочные участники могут предоставлять все материалы в электронном виде). Исследовательская работа проходит 2 этапа конкурсного отбора (районный/региональный и основной). Исследовательская работа подлежит обязательному рецензированию на каждом этапе конкурса специалистами, не участвующими в подготовке данной работы. Защита исследовательской работы проводится на открытом заседании жюри конкурса с участием не менее двух третей его состава, на котором заслушивается краткий доклад автора с презентацией, а также всем присутствующим предоставляется возможность задать вопросы и выступить. Окончательная оценка не учитывает оценку по результатам первого этапа конкурса. Критерии оценки разрабатываются и утверждаются оргкомитетом каждого этапа конкурса. Результаты определяются призовыми местами и объявляются с вручением грамот, сертификатов, дипломов различных номинаций, призов после оформления в установленном порядке протокола заседания оргкомитета конкурса. Работа не допускается к конкурсу исследовательских работ в случае процессуальных нарушений (сроков проведения конкурса, требований к оформлению работы и презентационных материалов). При отрицательном отзыве рецензента, а также в случае нарушения графика проведения конкурса по независящим от автора обстоятельствам учащийся может быть допущен к защите исследовательской работы.

(...)

 

Статья в формате pdf

 

 

Все статьи

 

 

Постоянная ссылка на эту страницу            http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/491-apgen-2011-7

 

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика