Главная Методические статьи Современные проблемы биомониторинга и биоиндикации-2010

Мельник А.А. Биоиндикация и биомониторинг: материальное и методическое обеспечение, представление результатов // Современные проблемы биомониторинга и биоиндикации. Материалы VIII всероссийской научно-практической конференции с международным участием в 2 частях. Часть 1. (г. Киров, 1-2 декабря 2010 г). – Киров: ООО «Лобань», 2010. – С. 72-75.

 

Биоиндикация и биомониторинг занимают в учебно-исследовательской деятельности очень важное место. Педагоги общеобразовательных учреждений, руководители экспедиций часто предпочитают использование именно таких методов по причине их простоты, доступности, разработанности методик проведения. Кроме того, для их реализации требуется минимум оборудования, которое зачастую можно сделать самостоятельно. Однако не следует забывать, что как и в любых исследованиях, применяемое оборудование должно строго соответствовать требованиям, изложенным в методике проведения.
Научно-производственное объединение «Крисмас+» предлагает оборудование для реализации биоиндикации и биомониторинга.
Сачок гидробиологический специальный (СГС).
Сачок предназначен для отлова гидробионтов (планктона и бентоса) при гидробиологических исследованиях водоёмов и определения биотического индекса Вуддивиса, индекса Майера. Конструкция сачка позволяет работать как в толще воды, так и вблизи дна, у зарослей водной растительности, у камней согласно рекомендациям, приведенным в методиках.
Сачок применяется:
• при исследовании водотока сачок удерживается против течения,
• в стоячих водоемах в толще воды производятся движения, похожие на движения косы при кошении травы,
• при отборе пробы бентоса производятся движения путем снятия сачком верхней части грунта.
Сачок состоит из черенка, металлического каркаса треугольной формы и сетки. Сетка сачка изготовлена из специального водоустойчивого материала - ткани для полиамидных сит с диаметром ячейки 300 мкм (22,7 ПЧ). Благодаря этому при отборе проб внутри удерживаются гидробионты, важные при определении индексов Вуддивиса и Майера.
Сетка сачка крепится на каркасе, который фиксируется на черенке, изготовленном из пластика. Место крепления сетки к каркасу прошито полоской плотной ткани, благодаря чему повышается прочность и продлевается срок службы изделия. Размеры сачка и отдельных его частей приведены на схеме. Материал сачка механически прочен, благодаря чему сеткой можно вынимать со дна водоема камешки, листья, корни и иные предметы небольшого размера, при этом исключается потеря организмов, обитающих на них.
Набор гидробиологический
Набор для гидробиологических исследований предназначен для проведения практического исследования сообщества гидробионтов в условиях реального водоема. Позволяет осуществлять отбор, сортировку и хранение отловленных организмов, их фиксацию (при необходимости) с целью последующей идентификации по определителям и расчета гидробиологических индексов.
Набор применим в системе дополнительного образовании школьников - дворцах творчества юных и т.п., при проведении индивидуальных и групповых (до 15 чел.) занятий школьниками.
Применение набора позволяет реализовать методы, общепринятые в практику гидробиологического анализа школьников и студентов, а именно: Индекс Майера, биотические очки Чендлера, Индекс Вудивисса, олигохетный Индекс Гуднайт-Уитли, индекс Балушкиной и др., а также провести общее знакомство с водными беспозвоночными исследуемого водоема.
Состав набора позволяет на высоком уровне проводить занятия со школьниками и студентами.
• Игла препаровальная для перемещения и позиционирования животных
• Карандаш специальный как несмываемая маркировка флаконов с пробами
• Контейнер - упаковка оборудования для транспортировки
• Кювета белая пластмассовая для поиска и наблюдения животных
• Лупа от «×4-6» до «×20» для изучения деталей строения животных в ходе их идентификации/ определения • Перчатки для защиты рук при работе в холодной или загрязненной воде
• Пинцет универсальный для отлова и перемещения организмов
• Пипетка-капельница пластмассовая на 3 мл для отлова мелких организмов, их перемещение во флаконы
• Поднос для размещения оборудования и чашек Петри с животными
• Скотч для защиты этикеток при маркировке флаконов с пробами
• Спирт этиловый во флаконе (раствор 70%-ный) для фиксации животных с целью хранения и детальной идентификации в стационарных условиях
• Стакан пластмассовый на 50 мл - емкость для крупных беспозвоночных, приспособление для заполнения флаконов жидкостью
• Флакон полимерный на 100 мл с пробками - емкости для фиксации крупных водных беспозвоночных и кратковременного хранения живых беспозвоночных для транспортировки
• Флакон стеклянные с пробками на 20 мл - емкости для фиксации мелких и средних водных животных, их кратковременного хранения для транспортировки
• Чашка Петри d=6 см - сортировка водных животных из пробы для идентификации и дальнейшего определения гидробиологических индексов
• Этикетки самоклеющиеся - маркировка флаконов с пробами
• Руководство с определителем гидробионтов
• Паспорт
В ранцевой лаборатории исследования водоемов «НКВ-Р» имеется модуль для гидробиологических исследований, это позволяет наряду с гидрохимическими исследованиями выполнить в полевых условиях и гидробиологические исследования.
К наборам прилагаются учебно-методические пособия с подробными картами-инструкциями по выполнению работ.
Практическое руководство по оценке экологического состояния малых рек. Издание посвящено проведению общественного экологического мониторинга малых рек. Изложенные методы - визуальная оценка состояния русла, аналитическая гидрохимическая оценка качества воды и биоиндикация - позволяют выполнить комплексное описание речной экосистемы и оценить ее состояние по важнейшим характеристикам. Книга может использоваться также как руководство по применению ранцевой полевой лаборатории, производимой объединением «Крисмас+». Издание предназначено, в первую очередь, для непрофессиональных исследователей - экологов, химиков, биологов в сети общественного экологического мониторинга малых рек, активистам природоохранных организаций. Книга может быть использована как учебное и справочное пособие в системе школьного и дополнительного образования, в техникумах, вузах. Обилие полезной информации, иллюстративность описаний, простота и доступность методик, приведенных в руководстве, делают его полезным для широкого круга читателей, интересующихся вопросами исследования и сохранения малых рек как объектов природного и культурного наследия.
Экологический практикум. Издание представляет собой методическое пособие по проведению экологического практикума в предметах естественнонаучного цикла средней общеобразовательной школы, учреждений начального и среднего профессионального образования. Практикум проводится на учебно-материальной базе соответствующих школьных кабинетов и учебных лабораторий. Пособие включает 36 опытов и практических работ по темам "Воздух", "Вода", "Почва", "Окружающая среда и здоровье". Многие из описанных работ могут выполняться в полевых условиях с применением портативных мини-экспресслабораторий и тест-комплектов. Описания опытов и работ выполнены в виде карт-инструкций, иллюстрированных рисунками. В книге имеется обширный вспомогательный материал, включающий: общие правила проведения практикума; описания техники выполнения ряда операций, описания необходимого для практикума оборудования; информационно-справочный материал и др. Пособие адресовано учителям, специалистам дополнительного среднего образования и системы повышения квалификации, преподавателям системы профессионального образования. Благодаря иллюстративности имеющегося в книге дидактического материала и доходчивости изложения пособие рекомендуется также учащимся школ, лицеев, гимназий, учреждений дополнительного образования, а также начального и среднего профессионального образования. Допущено Министерством образования Российской Федерации.
В большинстве случаев результаты гидробиологических исследований ложатся в основу исследовательских работ школьников и студентов. Работы школьников представляются на конкурсах, конференциях и олимпиадах. Крисмас+ совместно с Комитетами Правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Федерацией профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, учреждениями высшего профессионального образования проводят всероссийский конкурс исследовательских работ школьников «Инструментальные исследования окружающей среды».
Главная особенность конкурса состоит в том, что требования к оформлению исследовательских работ максимально приближены к требованиям для научных работ студентов: титульный лист, оглавление, введение, цель и задачи, литературный обзор, методика проведенных исследований, результаты исследований и их обсуждение, выводы, источники информации в литературе и Интернете, приложения. Конкурс проходит в 2 этапа: оценка письменной работы и оценка доклада на конференции. Как показал опыт, эти оценки могут быть разными. К примеру, очень интересная и актуальная работа может быть грамотно оформлена, а доклад представлен не очень качественно.
Письменные работы оцениваются по следующим критериям:
1. Актуальность представленной проблемы.
2. Степень обсуждения проблемы в литературном обзоре.
3. Практическая значимость работы.
4. Соответствие выбранных методик поставленным задачам.
5. Комплексность, полнота и объем проведенных исследований.
6. Чёткость формулировки выводов, соответствие поставленным задачам.
7. Оформление работы в соответствии с требованиями.
Актуальность и практическая значимость должны быть прописаны во введении. Правильно сделанный литературный обзор обеспечивает хорошую степень обсуждения проблемы. При планировании работы должны быть правильно поставлены цель и задачи и в соответствии с ними должны быть адекватно подобраны методики. Проводимые исследования должны в наибольшей степени способствовать достижению поставленной цели. Выводы должны соответствовать поставленным задачам.
К докладу также предъявляются определенные требования:
1. Структура доклада (логичность и доступность изложения)
2. Наглядность, иллюстративность материала.
3. Степень владения материалом, ответы на вопросы.
Методики биоиндикации природных объектов попадают под тематику конкурса. За прошедшие годы на конкурсе было представлено большое количество школьных работ с применением методов биоиндикации природных объектов. Работы, в которых эти методы доминировали, были определены преимущественно в секцию «Комплексные исследования природных объектов». Работы, в которых методы биоиндикации служили дополнением к химическим и физико-химическим методам исследования, были определены в основном в секцию «Химико-экологические исследования окружающей среды».
Более подробно с материалами конкурса, с темами работ можно ознакомиться на официальном сайте конкурса www.eco-konkurs.ru

Статья в формате pdf

 

 

Все статьи

 

 

Постоянная ссылка на эту статью    http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/290-kirov2010

 

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика