Главная Методические статьи Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации-2011

Мельник А.А. Всероссийский конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» в дополнительном образовании детей // Инновационное развитие системы образования в Российской Федерации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, 11 февраля 2011. – М., Издательский дом Паганель, 2011. – С. 309-310.

 

Дополнительное образование детей подразумевает формирование и развитие тех знаний и умений, которые не входят в учебный план основного образования, при этом в значительной степени опираясь на него.
На конкурсы поступают учебно-исследовательские работы, выполненные в учреждениях дополнительного образования (дома и дворцы детского творчества, станции юных натуралистов и др.), а также во внеурочной деятельности учреждений основного образования детей.
В основу учебно-исследовательских работ положены результаты длительных экспедиций, походов, кратковременных выходов на исследуемые природные объекты, аудиторных занятий. Учебно-исследовательская деятельность, результатом которой становятся конкурсные работы, заложены в план учебно-воспитательной деятельности подразделения учреждения дополнительного образования, авторскую программу педагога дополнительного образования.
Выполнить учебные исследования и получить результаты – это только начало большой работы педагога с обучаемыми. Как уже упоминалось выше, немаловажное значение в исследовательской деятельности имеют знания, необходимый объем которых превышает школьный уровень. Поэтому работа педагога должна быть направлена на устранение этого пробела.
Выработка необходимых учебных исследовательских умений должна происходить перед проведением исследований. Участники творческого объединения постоянно должны быть, так сказать, в форме, и полученные умения применять в течение всего время обучения. Это необходимо для того, чтобы они могли на защите работ показать знание использованных методик.
Далее педагог должен познакомить будущих участников конкурса с правилами оформления учебно-исследовательских работ. Приведенный ниже материал может быть использован педагогами при подготовке занятий по теме оформления учебно-исследовательских работ, памяток-подсказок для обучаемых.
Конкурс проходит при тесном сотрудничестве с вузами Санкт-Петербурга: исследовательские работы рецензируют преподаватели, мероприятия конференции у очных участников (защита работ, открытые лекции) проходят на базе вузов, информация о вузах размещается на сайте конкурса и в печатных изданиях, также участники конкурса регулярно получают информацию о вузах, новости о мероприятиях для желающих поступать (вузовские олимпиады, дни открытых дверей). Таким образом, школьники могут выбрать для себя вуз и специальность.
За 5 лет существования конкурса было рассмотрено более 400 исследовательских работ, представленных 630 участниками 150 образовательных учреждений, более половины из которых – учреждения дополнительного образования. Учреждения основного образования представляли работы, выполненные во внеурочное время. Школьники с большим интересом участвуют в исследовательских проектах и программах. Творческие коллективы учащихся под руководством педагогов активно работают в течение всего года на занятиях, в научно-исследовательских лабораториях. В исследовательской работе школьники приобретают умение выявлять проблемы в области окружающей среды, находить пути их решения, делать обоснованные заключения и прогнозировать ситуацию. В ходе работы учащиеся занимаются природоохранной деятельностью, познают историю, культуру и природу родного края, а также становятся активными пропагандистами экологических знаний среди сверстников и всего населения. При этом совершенствуются навыки и умения не только в исследовательской деятельности, но также в публичном представлении результатов своей работы, коллективном творчестве и взаимодействии. В большинстве работ, поступивших на конкурс, незаменимыми средствами для организации исследований в полевых и стационарных условиях были приборы и оборудование, позволяющее получить наиболее достоверные результаты об экологическом состоянии различных сред - водной, воздушной, почвенной. Таким образом, конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» способствует развитию деятельности творческих объединений дополнительного образования детей биолого-экологической, химико-экологической, естественнонаучной направленностей.
Официальный сайт конкурса http://www.eco-konkurs.ru/
Литература
Орлова И.А., Мельник А.А. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды». Методические рекомендации. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: , 2010. – 74 с

Статья в формате pdf

 

Все статьи

 

 

Постоянная ссылка на статью               http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/283-paganel2011

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика