Мельник А.А. Десять лет экоконкурсу // Дополнительное образование и воспитание – 2015 – №8 – С. 55-61
В Санкт-Петербурге по инициативе ЗАО «Крисмас+» уже на протяжении 10 лет проводится конкурс исследовательских работ учащихся по экологии «Инструментальные исследования окружающей среды», в котором приняло участие 1 367 работ, 1 709 учащихся из 288 населенных пунктов 58 субъектов России, из всех 6 областей Беларуси, 3 областей Казахстана и из Латвии.
10 лет – это значимая дата. Как отметил директор Эколого-биологического центра «Крестовский остров» Ляндзберг Артур Рэмович, это срок, который показывает, что проект жизнеспособен, что он выдержал проверку временем. В данном случае 10 лет – это возраст зрелости.
Следующая отличительная черта конкурса, которую отметил Артур Рэмович – технологичность, использование приборной базы, на что делается ощутимый акцент. Это чрезвычайно важно для каждого из нас, кто осваивает эти методы, это важно и для всей страны, поскольку молодые люди с самых ранних лет соприкасаются с технологиями, которые вполне вероятно можно назвать современными, иногда даже технологиями будущего. Поэтому такая приборная направленность делает лицо именно этого конкурса.
При исследовании водных объектов учащимися использовались портативные учебные комплекты производства ЗАО «Крисмас+»: ранцевая полевая лаборатория исследования водоемов «НКВ-Р», тест-комплекты и тест-системы.
Один из ярких примеров – исследование побережья Финского залива в Курортном районе Санкт-Петербурга. В первый год работа проводилась в рамках региональной природоохранной акции «Чистый берег Финского залива». Наряду с визуальными исследованиями замусоренности побережья залива и впадающих в него ручьев школьники исследовали гидрохимические показатели воды водных объектов с использованием НКВ-Р. Школьниками были исследованы такие показатели, как цветность, мутность, прозрачность, рН, общая жесткость, содержание железа, фосфатов, нитратов, катиона аммония. В ходе исследований были выявлены участки с неблагоприятными показателями (превышение содержания биогенных элементов), а на берегах ручьев выявлены их причины – неработающие очистные сооружения и стоки с огородов. Собранные результаты визуальных наблюдений и исследования качества воды ручьев, впадающих в Финский залив, были направлены в администрацию Курортного района, в обращении также было предложение дальнейшего сотрудничества. Со следующего года работа проводилась в тесном сотрудничестве с администрацией муниципального образования «Поселок Молодежное», в рамках которого были сделаны исследования качества воды ручьев, визуальные наблюдения, проведены природоохранные акции с привлечением школьников, отдыхавших в окрестных детских оздоровительных лагерях. На третий год администрация Муниципального образования «Поселок Молодежное» обратилась в Комитет по природопользованию охране окружающей среды Санкт-Петербурга с заявкой на проведение работ по улучшению экологического состояния ручья Смолячков. Заявка была подкреплена результатами 2-летнего мониторинга экологического состояния ручья, проведенного школьниками – участниками объединения «Экологический мониторинг». В результате заявка была удовлетворена, и работы по благоустройству были проведены. Это один из ярких положительных примеров практического использования результатов, полученных в ходе учебных исследований.
Участниками конкурса были исследованы многочисленные природные объекты: реки, озера, пруды, болота, парки, особо охраняемые природные территории (ООПТ).
Таким образом, благодаря учебным наборам школьники могут почувствовать себя настоящими учеными-исследователями окружающей среды.
Участники и победители конкурса успешно поступают в вузы, есть уже и те, кто успешно получили диплом и работают по специальности.
На официальном сайте конкурса можно ознакомиться с тематикой работ, поступивших на конкурс, а также ознакомиться с кратким содержанием (тезисами) работ.
Хотелось бы отметить учреждения дополнительного образования детей, принимавшие участие в конкурсе (названия приведены на момент участия в конкурсе):
- Эколого-биологический центр «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных,
- Эколого-биологический центр Краснодарского края,
- Детский эколого-биологический центр им. А.И.Антропенковой г. Сортавала, респ. Карелия
- Эколого-биологический центр г. Сочи, Краснодарский край,
- Липецкий эколого-биологический центр,
- Тульский областной эколого-биологический центр,
- Эколого-биологический центр г. Братска, Иркутская обл.,
- Детско-юношеский центр «Петергоф» (ранее – ЦДТТ «Город мастеров», ранее – ЦДЮТ «Южный берег»), Санкт-Петербург,
- Детско-юношеский центр «Рифей», Пермский край,
- Центр экологического образования лицея №389 Кировского района Санкт-Петербурга,
- ДДТ «У Вознесенского моста» Адмиралтейского района Санкт-Петербурга,
- ДТДиМ г. Колпино, Санкт-Петербург,
- ДДТ «Павловский», Санкт-Петербург,
- ДДТ Петроградского района Санкт-Петербурга,
- ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга,
- ДДТ Центрального района Санкт-Петербурга,
- ДДТ Красносельского района Санкт-Петербурга,
- ДДЮТ Выборгского района Санкт-Петербурга,
- Киришский ДДЮТ, Ленинградская обл.,
- ДДЮТ г. Всеволожска, Ленинградская обл.,
- ДДТ р.п. Мучкапский, Тамбовская обл.
- ДДТ г. Олонец, респ. Карелия,
- ДДТ «Успех» г. Астрахани,
- Сивинский Дом детского творчества, Пермский край,
- Агроэкологический центр «Петербургская усадьба» г. Санкт-Петербурга,
- Центр детского творчества Ломоносовского района, Ленинградская обл.,
- Центр детского и юношеского творчества Лужского района, Ленинградская обл.,
- Центр развития творчества детей и юношества г. Сосновый Бор, Ленинградская обл.,
- Станция юных натуралистов г. Выборг, Ленинградская обл.,
- Станция юных натуралистов г. Кингисепп, Ленинградская обл.,
- Станция юных натуралистов г. Белгорода,
- Станция юных натуралистов г. Михайловки, Волгоградская обл.
- Станция юных натуралистов г. Березники Пермского края,
- Станция юных натуралистов г. Чусовой Пермского края,
- Станция юных натуралистов г. Новохоперска Воронежской обл.,
- Станция юных натуралистов г. Славянск-на-Кубани Краснодарского края,
- Станция юных натуралистов г. Ейска Краснодарского края,
- Станция юных натуралистов «Патриарший сад», Владимирская обл.,
- Районная станция юных натуралистов Ивнянского района Белгородской обл.,
- Центр внешкольной работы с. Тасеево, Красноярский край,
- Центр детского творчества №4 г. Бийск, Алтайский край,
- Центр детского творчества г. Михайловки, Волгоградская обл.,
- Центр детского творчества «Танкодром» г. Казань,
- Центр дополнительного образования детей «Эрудит», Краснодарский край,
- Центр дополнительного образования детей г. Приморска, Ленинградская обл.,
- Центр дополнительного образования детей Елецкого района, Липецкая обл.
Дипломы конкурса занимали достойное место в портфолио учащихся, педагогов и образовательных учреждений, благодаря чему педагоги и образовательные учреждения успешно проходили аттестацию, а школьники поступали в вузы. Также дипломы вносили определенный вклад в процедуру получения премий (талантливой молодежи, директор года и т.п.)
По ссылке приведена сводная таблица данных по конкурсу по всем годам проведения.
Можно с уверенностью сказать, что конкурс стал виртуальным общественным объединением неравнодушных граждан, которые проводят общественный независимый контроль и создали базу данных о состоянии окружающей среды. Конечно, эти данные не имеют юридической силы, однако они могут служить сигналом для компетентных органов для проведения повторных исследований проблемных объектов в аккредитованных и аттестованных лабораториях. Это позволит лабораториям экономить средства, реактивы, ресурсы сложных приборов, а также более эффективно использовать труд специалистов.
Всего в работе Х конкурса приняло участие 230 работ из регионов России и Белоруссии. В зависимости от тематики работы были распределены на секции:
1. Аграрные инструментальные исследования.
2. Инструментальные исследования в области безопасности жизнедеятельности.
3. Инструментальные исследования в области биологии.
4. Инструментальные исследования в области экологии водных объектов и водопользования.
6. Инструментальные исследования строительных материалов.
7. Инструментальные методы биоиндикации воздушной среды
8. Санитарно-пищевые инструментальные исследования.
9. Физико-химический анализ объектов окружающей среды.
10. Эколого-химические инструментальные исследования воздушной среды.
Каждую секцию курировал вуз, научное направление которого соответствовало этой секции.
Как и в прошлые годы, организаторы предоставили участникам возможность принять участие в конкурсе в очной и заочной формах. Очные участники традиционно были приглашены на научно-практическую конференцию, которая проходила в Санкт-Петербурге 28-30 апреля 2015 г.
В работе научно-практической конференции приняли участие школьники и студенты – авторы 70 исследовательских работ из Санкт-Петербурга, регионов России и из Беларуси.
К началу научно-практической конференции был выпущен сборник материалов участников, куда вошли как краткие материалы работ школьников, так и материалы педагогов, в которых они делились опытом работы в рамках экологического образования, экологического практикума и учебно-исследовательской работы.
28 апреля состоялась церемония открытия. Она прошла, как и в прошлом году, в пресс-центре Дворца конгрессов Управделами Администрации Президента РФ. Это подчеркивает высокий статус конкурса и значимость мероприятия. Именно на церемонии открытия было много сказано о 10-летнем юбилее конкурса. В честь этого события организаторы постарались сделать церемонию торжественной и запоминающейся для участников.
На первом этаже пресс-центра была организована регистрация участников, где они получали сборники тезисов, решали организационные вопросы.
Участники имели возможность познакомиться с выставкой учебного оборудования для организации экологического практикума и учебно-исследовательской работы производства ЗАО «Крисмас+», а также с учебно-методической литературой издательского отдела ЗАО «Крисмас+».
После регистрации участники проходили на второй этаж, где их ждали и другие выставки:
- организаций-партнеров конкурса,
- поздравительных писем в честь 10-летия конкурса,
- персональная выставка Мельника А.А. «Природа Байкала».
Среди организаций, которые организовали выставку для участников конкурса, были:
- Центральный музей почвоведения,
- Университет ИТМО (естественный факультет и Институт холода и биотехнологий),
- Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»,
- Государственный университет морского и речного флота,
- Санкт-Петербургский государственный аграрный университет,
- Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет,
- Пожарно-спасательный колледж – Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей.
После посещения выставок участник проходили в зал, где была организована фотосессия команд на фоне слайдов с гербами регионов, а также на фоне баннера Государственного комплекса «Дворец Конгрессов».
В начале церемонии в адрес участников конференции конкурса прозвучали приветственные слова.
С первым приветственным словом выступила Вайгачева Татьяна Акиндиевна, заместитель генерального директора ФГБУ «Государственный комплекс «Дворец конгрессов» Управления делами Президента Российской Федерации». От имени хозяев она пожелала всем участникам успешной работы и отметила, что для участников церемонии будет организована экскурсия в Константиновский дворец.
Затем слово для приветствия было предоставлено депутату Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, члену Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Кузьмину Николаю Алексеевичу. Николай Алексеевич выразил благодарность администрации Государственного комплекса «Дворец конгрессов» за предоставленную возможность проводить в своих помещениях конференции и совещания. Он отметил, что это достойно и очень почетно, поскольку вопросы, связанные с экологией связаны с нашим будущим. В своем выступлении депутат отметил, что самое ценное, что есть у человека это его здоровье, здоровье зависит от состояния окружающей среды. Чистый воздух, чистая вода, чистые продукты питания, которые растут на экологически чистых земельных участках – это то, в чем нуждается каждый человек. Если у нас будет здоровая нация, то наше государство сможет развиваться полноценно.
Поскольку 2015 год объявлено ООН Международным годом почв, перед участниками конкурса выступила Елена Юрьевна Сухачева, международный консультант – координатор ООН по проведению Года почв в странах Европы. Почва – это тот ресурс, без которого наша с вами жизнь невозможна. Елена Юрьевна поведала участникам, что мероприятия Международного года почв направлены на то чтобы общественность узнала о почве как научном объекте, как об основе продовольственной безопасности.
Все видеозаписи выступлений почетных гостей размещены на официальном сайте конкурса и доступны всем для просмотра на официальном сайте конкурса.
Далее в продолжение церемонии были зачитаны приветственные письма и поздравления в честь 10-летия конкурса от различных организаций. Все поздравительные и приветственные письма размещены на официальном сайте конкурса и доступны всем для просмотра на официальном сайте конкурса.
И в завершение церемонии открытия перед участниками выступили представители учреждений высшего и среднего профессионального образования с презентацией учреждений и информацией о поступлении для получения высшего образования, что очень важно для профориентации школьников.
После завершения церемонии участникам конференции была организована экскурсия в Константиновский дворец.
29 апреля состоялась работа секций на базе Университета ИТМО. Участники конкурса выступали с докладами перед компетентным жюри на секциях. В жюри входили преподаватели вузов Санкт-Петербурга.
Параллельно работе ученических секций проходила работа педагогической секции.
30 апреля в актовом зале Дворца Труда состоялась торжественная церемония подведения итогов и награждения победителей и участников. Такая возможность у организаторов конкурса есть благодаря Ленинградской Федерации Профсоюзов, поддерживающей данный конкурс на протяжении всех 10 лет.
Церемонию подведения итогов открыл представитель Ленинградской Федерации Профсоюзов Фадеев Михаил Михайлович, отметивший высокую роль экологических исследований в формировании культурных граждан и высококвалифицированных специалистов, внедряющих инновационные технологии в области охраны окружающей среды.
Далее перед участниками конкурса выступил представитель Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга Березин Игорь Константинович и наградил дипломами Комитета наиболее активных педагогов, участвующих в конкурсе.
После этого началась долгожданная церемония награждения, и в первую очередь были награждены участники конкурса, не получившие призовых мест, далее на сцену приглашались обладатели дипломов III степени, II степени и, наконец, дипломов I степени, которые были награждены особенно торжественно. Также обладателей высших наград просили выступить и кратко рассказать о своей работе и поделиться своими впечатлениями и эмоциями.
И в завершение церемонии состоялось традиционное фотографирование на парадной лестнице Дворца Труда.
По окончании научно-практической конференции были подведены итоги конкурса среди заочных участников.
Полная информация о Х конкурсе «Инструментальные исследования окружающей среды», обо всех его мероприятиях, об участвующих работах и регионах размещена на официальном сайте конкурса http://www.eco-konkurs.ru
Победители Х конкурса среди очных участников (см. информацию на сайте конкурса).
Анонс выпуска - на официальном сайте журнала
http://dop-obrazovanie.com/smi/dopolnitelnoe-obrazovanie-i-vospitanie/1755-anons-dopolnitelnoe-obrazovanie-i-vospitanie-8-2015