Главная Методические статьи Биология в школе - 2013

 

Мельник А.А., Орлова И.А. Развитие конкурса школьных исследовательских работ в контексте модернизации российского естественнонаучного образования // Биология в школе. Электронное приложение. Рубрика "Внеурочная деятельность". - 2013. - № 8. - 15 с.

 

 

Аннотация статьи

В статье речь идет о роли ежегодного международного конкурса исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды» в решении задач современного российского естественнонаучного образования. Приведены примеры лучших исследовательских работ по биологии. Раскрыта структура конкурса, которая включает в себя, помимо традиционных мероприятий, заочное тестирование, интернет-игру «Окружающий мир глазами детей» и заочную конференцию «Начни исследовать» (5-6 классы).

 

Title of the article

«The development of competition of school research works in the context of the modernization of the Russian science education»

 

Authors

Melnik Anatoly Alexeevich, candidate of pedagogical Sciences, the Deputy Director of the Educational center of CJSC «Christmas+», Saint-Petersburg

Orlova Irina Alexeevna, candidate of chemical Sciences, associate Professor of the Department of chemical and environmental education of Herzen State Pedagogical University of Russia, Saint-Petersburg

 

Type of the article

Information-analytical

 

Keywords

Russian contest of research works with the international participation, the best school research work on the biology, traditional and innovative activities in the framework of the contest

 

Annotation to the article

The article is about the role of the annual all-Russian contest of school research works with the international participation «Instrumental studies of the environment» in solving the problems of the modern Russian science education. The examples of the best research works on the biology are given. The structure of the competition, which includes, in addition to the traditional events, correspondence testing, the Internet-game «The surrounding world through the eyes of children» and correspondence conference “The novice researcher” (forms 5-6) is indicated.

 

 

Приоритетным направлением школьного образования является подготовка учащихся к жизни в высокотехнологичном конкурентном современном мире. Одним из аспектов модернизации образования является построение его на компетентностной основе с целью максимальной реализации личностного потенциала (В.А. Болотов, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.А. Пинский, Г.К. Селевко, В.В. Сериков, И.Д. Фрумин, А.В. Хуторской и многие др.). Инновационная система обучения предполагает развитие способностей у учащихся к самостоятельному поиску, анализу, систематизации знаний, высокую степень осознанности знаний, становление у учащегося собственной системы работы по решению учебных, учебно-исследовательских и жизненных задач.

Ключевым признаком образовательных технологий, адекватных целям современного естественнонаучного образования является их интерактивность. К таким технологиям относятся, в первую очередь, исследовательские (мониторинговые) технологии. В основе исследовательской деятельности лежит включение учащихся в жизненно-практические ситуации, связанные с соотнесением текущего опыта со стратегическими ценностями и планами личности, с расширением границ собственного опыта, творческим самопроявлением.

Школьная исследовательская работа выполняется по аналогии с различными выпускными квалификационными работами (ВКР, дипломные работы, магистерские диссертации) учреждений высшего профессионального образования, включает этапы целеполагания, информационно-поисковый, экспериментально-аналитический, теоретико-обобщающий, результативно-оценочный. Таким образом, в процессе исследовательской деятельности формируются все группы универсальных учебных действий:

- регулятивные (целеполагание, прогнозирование результата, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, внесение необходимых изменений и дополнений и др.);

- познавательные (поиск и выделение необходимой информации, определение основной и второстепенной информации, структурирование информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач и др.);

- коммуникативные (сотрудничество, организация групповой деятельности);

- личностные (самоопределение, самооценка и др.).

 

Ежегодный конкурс исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды» проводится с 2005 года Учебным центром ЗАО «Крисмас+» совместно с образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга, при поддержке Правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Ленинградской федерации профсоюзов.

ЗАО «Крисмас+» производит и поставляет материально-техническое и методическое оснащение для проведения инструментальных исследований. Это учебно-методический комплекс «Экологический практикум», который благодаря своей универсальности, многопредметности и функциональности, получил рекомендательный знак Федерального экспертного совета по учебной технике, приборам и оборудованию учебно-научного назначения, имеет сертификацию на соответствие педагогическим, эргономическим, эстетическим требованиям системы «УЧСЕРТ» Российской академии образования. Все изделия, входящие в состав учебно-методического комплекса «Экологический практикум», выполнены на уровне современных требований к продукции учебно-научного назначения и соответствуют научно-педагогическим, эстетическим, эргономическим, техническим требованиям. Применение учебных изделий безопасно для детей и взрослых, а сами изделия имеют высокие потребительские качества и современный внешний вид. Поэтому закономерно, что конкурс называется «Инструментальные исследования окружающей среды».

В настоящее время статус конкурса – международный.

Цель конкурса: развитие у учащихся интереса к учебно-исследовательской деятельности.

К участию в конкурсе приглашаются учащиеся 7-11 классов средних общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования, учреждений среднего профессионального образования России и других стран.

Конкурс проводится в сотрудничестве с образовательными учреждениями высшего профессионального и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга, другими организациями.

Для участия в основном этапе конкурса участники присылают исследовательскую работу.

Развитие конкурса на протяжении 8 лет приведено в таблице 1.

Развитие конкурса проявляется в следующих направлениях.

1. Трансформация целей и задач проведения конкурса.

Целью первых конкурсов являлось содействие распространению среди молодёжи экологического мышления и комплексного подхода к решению проблем окружающей среды на основе фактических данных её экологического состояния, в частности с использованием инструментальных исследовательских методов и оборудования ЗАО «Крисмас+». В дальнейшем целью конкурса стало развитие у школьников интереса к учебно-исследовательской деятельности, среди задач появились профориентация, помощь в выборе специальности, ознакомление с принципами научно-исследовательской деятельности, ее основными этапами, правилами оформления результатов, публичного их представления, оформления письменной работы в соответствии с принципами написания выпускной квалификационной работы.
2. Повышение статуса конкурса. Если первые конкурсы проводились среди образовательных учреждений Санкт-Петербурга и Ленинградской области, то в настоящее время конкурс имеет международный статус.
3. Рост количества регионов России и зарубежных стран, откуда поступают конкурсные материалы (см. данные таблицы 1).
4. Появление новых секций. В первые 5 лет на конкурс принимались работы с экологическим содержанием и распределялись на 2 секции: «Химико-экологические исследования окружающей среды» и «Комплексные исследования окружающей среды». Начиная с VI конкурса стали приниматься работы по естественнонаучным направлениям. В VI конкурсе работы распределялись по 4 секциям: «Инструментальные исследования в области биологии и экологии», «Инструментальные исследования в области химии», «Инструментальные исследования в области физики и астрономии», «Инструментальные исследования в области географии». В VII конкурсе работы распределялись по 5 секциям, секция биологии и экологии была разделена на две самостоятельные секции. К проведению VIII конкурса было привлечено 8 вузов-партнеров, каждый из них курировал свою секцию, поэтому количество секций увеличилось до 10 за счет дифференциации секции экологии, а также некоторые вузы курировали по 2 секции (см. табл. 2)
5. Расширение сотрудничества с образовательными учреждениями высшего профессионального образования с оформлением договорных отношений. Сотрудничество получается взаимовыгодным, поскольку исследовательские работы рецензируют компетентные специалисты, а школьники получают информацию о специальностях, которым обучают в вузах, что играет большую роль в профориентации.
6. Более насыщенная программа научно-практической конференции. Если в первые 5 лет конференция проводилась 1 день, и в ее программе было только выступление участников с докладами, то в дальнейшем конференция стала проводиться в 3 дня, в ее программе также появились экскурсии по факультетам вузов-партнеров, общение участников с профессорско-преподавательским составом, культурная программа и торжественная церемония награждения победителей и призеров.
7. Введение заочной формы участия в конкурсе, поскольку, к сожалению, далеко не у всех участников имеется возможность приехать на конференцию. Кроме того, очные участники в случае болезни и невозможности присутствия на конференции становятся заочными участниками, и имеют шанс получить призовое место. Это  явилось удачным ходом, и количество заочных участников было примерно в 2 раза выше, чем очных.
8. Проведение конкурса в регионах – региональный этап конкурса с целью отбора работ на основной этап. Региональным оргкомитетом может выступить государственное (муниципальное) учреждение, либо общественная организация, способная организовать мероприятие среди образовательных учреждений основного и дополнительного образования.

На региональный оргкомитет возлагаются следующие направления работы:
разработка положения о районном (региональном) этапе конкурса, в котором должны быть прописаны все условия участия, сроки проведения ключевых мероприятий;
поиск источников финансирования мероприятий первого этапа конкурса, в том числе и для поощрения победителей;
информирование органов управления образованием, всех образовательных учреждений своего района (региона) о проведении первого этапа конкурса;
оценка конкурсных материалов очных и заочных участников, выявление в них недостатков, корректировку;
утверждение участников основного этапа конкурса;
отчет о проведении первого этапа конкурса.
В региональном этапе конкурса могут принять участие все желающие, а по итогам проведения только лучшие работы рекомендуются к участию в основном этапе конкурса. Для региональных оргкомитетов имеются методические рекомендации, разработанные организаторами конкурса.
9. Совершенствование методики оценивания исследовательских работ. Оценивание исследовательских работ всегда являлось краеугольным камнем в проведении любых конкурсов, в том числе и нашего.
Организаторы конкурса после 7 лет проведения внесли свое новшество в оценивание работ. Критерии оценивания были сформулированы в основном общие с другими конкурсами, но при этом были выбраны так называемые «базовые» и «зависимые» критерии. Поясним это на одном примере.
Критерий №6 – соответствие списка источников информации теме и цели, наличие в списке научной и научно-популярной литературы. Далее следует критерий, связанный с ним – количество источников (№7). Если список источников информации в достаточной степени соответствует теме работы, и он оценен максимально (2 балла), то и за следующий критерий можно ставить максимальную оценку при соблюдении этого критерия. А если список соответствует не полностью или совсем не соответствует, то теряется смысл количества этих источников, поэтому критерий №7 оценивается не выше, чем критерий №6.
10. Проведение дистанционных мероприятий для всех желающих.
Начиная с 2011 года, в рамках конкурса стали ежегодно проводиться дистанционные мероприятия в сроки, предшествующие проведению основного этапа конкурса. Эти мероприятия ориентированы на широкую аудиторию учащихся. ([1], раздел «Школьникам»)
В дистанционных мероприятиях может принять любой учащийся вне зависимости от участия в основном этапе конкурса, а участники основного этапа конкурса могут принимать участие в дистанционных мероприятиях по желанию, поскольку результаты дистанционных мероприятий не входят в общую оценку за участие в конкурсе, оценка лишь дает дополнительную скидку при оплате оргвзноса за участие в основном этапе.
За участие в дистанционных мероприятиях оргвзнос не взимается. Дипломы, сертификаты и благодарственные письма размещаются на сайте конкурса в электронном виде и доступны для скачивания, после чего участники и руководители могут их распечатать.
Заочное тестирование. Идея проведения заочного тестирования возникла в связи с тем, что на научно-практических конференциях довольно часто школьники недостаточно владеют теорией по тематике своего исследования, хотя свою работу они знают на «отлично». Поэтому в рамках заочного тестирования участникам предлагается пройти тесты по следующим темам: «Анатомия и физиология человека», «Воздушная среда», «Продукты питания», «Экология и жизнь», «Экология растений», «Экология животных», «Экология общая». Кроме того, школьникам предлагается решить задания тестов по школьным предметам: биологии, географии, физики, химии. Источниками заданий к тестам служат тестовые задания экологических олимпиад разных регионов России, ближнего зарубежья, демонстрационные версии тестов ГИА и ЕГЭ 2005-2010 гг, взятых с сайта ФИПИ. Тестирование проводится дистанционно, вопросы размещаются на сайте конкурса.
По условиям тестирования каждый участник может пройти два любых теста. Максимальная оценка за каждый тест – 50 баллов, таким образом, наивысший результат за два теста – 100 баллов.
Такие условия прохождения тестов дают возможность учащимся оценить свои знания в интересующих их дисциплинах.
Окружающий мир глазами детей. Эта игра проводилась в Санкт-Петербурге с 1996 года для учащихся 5-6 классов по инициативе кафедры теории и методики естественнонаучного образования Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства. Игра проходила на протяжении многих лет, отлично зарекомендовала себя среди образовательных учреждений.
По инициативе организаторов конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» и согласию со стороны правообладателей конкурса «Окружающий мир глазами детей» одним из направлений конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» стала игра для учащихся 5-6 классов «Окружающий мир глазами детей».
По Положению конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» к участию в нем приглашаются ученики 7-11 классов. Конечно же, для целеустремленных детей делаются исключения. Но для более массового привлечения учащихся 5-6 классов и подготовки участия в конкурсе с 2011 года организаторы конкурса совместно с Санкт-Петербургской Академией постдипломного педагогического образования проводят игру «Окружающий мир глазами детей» в дистанционной форме.
Цель проведения игры: способствовать выявлению способных и талантливых детей и повышению значимости естественнонаучного образования в становлении петербургского уровня образованности.
За игру участники проходят 5 станций, на которых они отвечают на вопросы и выполняют познавательные задания: «Космос», «Микромир», «Планета Земля», «Мир живого» и «Экология».
На сайте конкурса постоянно находятся образцы заданий игры, с которыми школьники могут ознакомиться в любое время.
Заочная конференция «Начни исследовать». В конкурсе «Инструментальные исследования окружающей среды» могут участвовать школьники 7-11 классов. Для учащихся 5 и 6 класса есть возможность влиться в нашу большую команду исследователей и сделать первые шаги в исследовательской работе посредством заочной конференции «Начни исследовать».
1. Сначала школьникам нужно определиться, что им будет интересно исследовать. На сайте конкурса есть образцы протоколов исследования: воды и водных объектов, воздуха, почвы, продуктов питания и столового инвентаря.
2. На сайте конкурса можно скачать исследовательский протокол, который участники должны заполнить так, как написано в инструкции. Затем его нужно набрать на компьютере в электронном виде и прислать в адрес организаторов конкурса.
Протоколы принимаются ежегодно в сентябре и октябре. Присланные протоколы размещаются на сайте, а в декабре можно будет скачать сертификат участника.
Хотелось бы обозначить результаты участия в конкурсе.
1. Каждому участнику выдается сборник тезисов и рецензия на работу.
2. Победителям и их научным руководителям вручаются дипломы, медали и подарки – образцы портативных комплектов (учебное оборудование для практикума и учебно-исследовательской работы) и учебно-методическая литература, остальным участникам выдаются дипломы в номинациях.
3. Педагогам – руководителям исследовательских работ, постоянно участвующим в конкурсе, выдается благодарственное письмо «За значительный вклад в развитие учебных инструментальных методов исследования и за постоянное участие в конкурсе «Инструментальные исследования окружающей среды».
4. Любой учащийся может принять участие в заочных дистанционных мероприятиях, проводимых на сайте конкурса.
5. Участники дистанционных мероприятий, учителя и преподаватели награждаются сертификатами, дипломами и благодарственными письмами.
6. Участники конкурса получают возможность общения с выбранными вузами Санкт-Петербурга, получать от них подробную информацию, участвовать в их мероприятиях.
Секция «Инструментальные исследования в области биологии» - одна из наиболее популярных, на нее приходится примерно 40% поступающих работ. И это не удивительно, ведь биологические объекты нас окружают всюду.
Приведем пример работ, получивших наивысшую оценку жюри на секции «Инструментальные исследования в области биологии» в рамках VII конкурса [2, 4].
Работа «Видовой состав ихтиофауны озера Цаган-Нур» заняла первое место. Ее автор – Хулхачиев Аюка, учащийся 10 класса МКОУ «Тугтунская СОШ им. Б.Б.Дорджиева» Кетченеровского района республики Калмыкия. Руководитель – Лиджиева Лариса Борлаевна.
Актуальность  работы обусловлена ее социальной значимостью, отсутствием мониторинговых исследований ихтиофауны озера. Целью исследования являлось определение видового состава ихтиофауны озера Цаган-Нур. Для достижения данной цели были использованы следующие методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, определение видов рыб озера Цаган-Нур, определение морфометрических показателей массовых видов рыб.
Сбор материала осуществлялся в апреле – мае 2010г., мае – ноябре 2011 г. За период исследований добыто и обработано 178 экземпляров рыб, относящихся к 5 видам 2 семейств. Вылов рыбы осуществлялся в разные сезоны и различными орудиями лова. Основная масса рыб, а это 160 экземпляров, или 89,8%, добыта нами ставными сетями размером 45 – 60 мм, 18 экземпляров, или 10,1%, поймано на любительскую удочку с насадкой (дождевым червем). В ходе выполнения работы были изучены морфометрические показатели, возраст, питание рыб, а также физические свойства воды: температура, цветность, мутность, вкус и запах.
Выводы по результатам работы:
- ихтиофауна исследуемого объекта представлена двумя массовыми видами рыб из семейства карповых – сазан (Cuprinus carpio), серебряный карась (Carassius auratus gibebio), которые имеют и сохраняют промысловое значение. В озере живут также лещ, жерех, судак;
- данные морфометрического анализа рыб следующие: общая длина животного (от конца рыла до перпендикуляра к оси тела, проходящего через конец самой длинной лопасти хвостового плавника) составляет 55см у сазана и 30 см - у серебряного карася; длина тела (от конца рыла до конца чешуйчатого покрова у основания хвостового плавника) составляет 23,4см у сазана и 21,3 см - у серебряного карася, наибольшая высота тела (самая высокая часть туловища) составляет 45 см у сазана и 29 см - у серебряного карася;
- низкая кормовая база, нарушения гидрологического и гидрохимического режимов (изолированность озера, отсутствие связи с реками, имеющими постоянный приток и др.), неудовлетворительное состояние эффективности естественного нереста – это первопричины низких количественных и качественных показателей ихтиофауны озера Цаган-Нур;
- в настоящее время мониторинг ихтиофауны озера не ведется, поэтому исследовательские работы учащихся могли бы стать большим подспорьем в деле рационального использования и охраны рыбных ресурсов озера Цаган-Нур.
Как уже упоминалось выше, конкурс получил такое название в связи с тем, что организация, по инициативе которой проводится конкурс, выпускает учебные комплекты для проведения экологического практикума и исследовательской работы школьников и студентов, объединенные в учебно-методический комплекс «Экопрактикум». Эти комплекты достаточно широко используются при выполнении экспериментальной части исследовательских работ, участвующих в конкурсе.
Большинство работ, поступающих на конкурс, посвящены исследованию водных объектов и воды. Исследование содержания растворенных веществ в воде имеет большое значение в виду ее большой роли в жизни человека и всего живого. Оценка пригодности воды, используемой для централизованного снабжения населения питьевой водой регламентируется государственным стандартом «Вода питьевая». Он содержит гигиенические нормативы, определенные требования к качеству воды. Лабораторно-производственный контроль качества воды перед поступлением в сеть проводят по микробиологическим, химическим и органолептическим показателям.
При исследовании водных объектов важную роль играют гидрохимические показатели, поскольку по ним можно судить о загрязненности водоема, его экологическом состоянии, о процессах, происходящих в нем, а также о минеральном составе горных пород в его районе.
С содержанием минеральных веществ в воде учащиеся знакомятся в курсе химии в теме «Водные растворы электролитов», при качественном определении катионов и анионов. Более подробно они могут познакомиться с качественным и количественным определением растворенных веществ в ходе работы экологических лагерей, экспедиций.
Для школьных исследований воды и водных объектов в рамках учебно-исследовательской работы разработаны специальные полевые комплектные лаборатории и тест-комплекты. Работа с ними имеет некоторые особенности, поэтому перед работой с ними необходимо:
провести инструктаж по технике безопасности, обратить внимание на реактивы и принадлежности, с которыми следует осторожно обращаться,
изучить укладку реактивов и принадлежностей,
ознакомить с методиками проведения исследований,
научить точному измерению объёмов растворов реактивов,
выработать навыки титрования стеклянной пипеткой с делениями,
провести пробные измерения на модельных растворах с точно известными концентрациями.
Поскольку все химические анализы носят количественный характер, комплекты содержат мерную посуду: пробирки, склянки, пипетки, на которые нанесены метки, обозначающие объём. Поэтому необходимо особое внимание уделить выработке умения точно наливать воду в склянку и пробирку до строго определённой метки, набирать пипеткой строго требуемый объём воды и по каплям добавлять рабочий раствор из пипеток в склянки и пробирки, не попадая на стенки посуды.
Для комплексного исследования водных объектов наиболее оптимальным средством является ранцевая полевая лаборатория исследования водоемов «НКВ-Р». Она выполнена в современном удобно носимом ранцевом варианте, специально для применения в экспедиционных условиях, предназначена для практической оценки экологического состояния водных объектов и почвы путем определения показателей качества воды и химического состава почвенных вытяжек, а также гидробиологических показателей непосредственно в полевых условиях. Лаборатория НКВ-Р сформирована по модульному типу, т.е., каждый модуль (тест-комплект) предназначен для исследования одного показателя, в коробке находятся все необходимые растворы реактивов в герметично закрывающихся баночках, принадлежности и мерные ёмкости. Группу учащихся можно разбить на микрогруппы по 2-3 человека, каждая из которых выбирает себе определённый тест-комплект и работает с ним. Модульный принцип укладки позволяет быстро организовать на месте гидрохимические исследования, а также быстро упаковать лабораторию обратно, при этом практически исключается возможность утери принадлежностей, поскольку легко проверить комплектность каждого модуля. Благодаря такой комплектации учащиеся могут проводить исследования на любых удобных участках берега.
В рамках конкурса все желающие могут принять участие в дистанционных мероприятиях, проводимых на сайте конкурса.
Заочное тестирование по направлению «биология» постоянно собирает самое большое количество участников. Тесты по биологии включают в себя вопросы по разделам: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология. Часть тестовых заданий, которые вызвали у школьников затруднения, подробно рассмотрены в пособии [3].
За 8 лет в конкурсе приняло участие более 1200 школьников (7-11 классы) из почти 500 общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования России и стран дальнего и ближнего зарубежья [1, 4].
Конкурс оснащен методическими и информационными материалами в печатном и электронном вариантах [1, 5] как для участников конкурса, так и для руководителей школьных исследовательских работ, а также для организаторов конкурса на отборочных этапах.
Конкурс исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды», базирующийся на принципах научности и доступности, связи теории с практикой, систематичности и последовательности, региональности, интегративности, проблемности, социальной и личностной значимости, профессиональной направленности способствует расширению индивидуального образовательного пространства, более глубокому, прочному и осознанному усвоению знаний по предмету как результата создания и поддержания высокого уровня познавательного интереса в процессе практикоориентированой деятельности, более глубокому овладению методологией познания, профессиональному самоопределению. В вузы на специальности, связанные с экологией, природопользованием, естественными науками и медициной, поступило свыше 30 победителей конкурса.
Многолетний опыт организации и проведения конкурса школьных исследовательских работ, а также инновационных мероприятий в рамках конкурса свидетельствует о высоком потенциале социально и личностно значимой исследовательской деятельности учащихся на пути к реализации государственного образовательного стандарта нового поколения.
Литература
1. Официальный сайт конкурса http://www.eco-konkurs.ru
2. VII Международный конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды»: сборник тезисов участников. / Под ред. Мельника А.А., Воробьевой М.В. - СПб.: Крисмас+, 2012. – 432с.
3. Мельник А.А. Заочное тестирование в рамках VII конкурса исследовательских работ школьников «Инструментальные исследования окружающей среды». Задания и ответы. – СПб.: Крисмас+, 2012. – 130 с.
4. Мельник А.А. Конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды». Участники и победители I-VII конкурсов – СПб.: Крисмас+, 2012. – 124 с.
5. Орлова И.А., Мельник А.А. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды»: методические рекомендации. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: Осипова, 2010. – 74 с.

СКАЧАТЬ СТАТЬЮ

 

Все статьи

Постоянная ссылка на эту страницу        http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/1770-public-112

 

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика