Главная Методические статьи Технологии и методики в образовании, 2010 - №2

Мельник А.А. Конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» для дополнительного образования детей // Технологии и методики в образовании – 2010 - №2 - C.48-51



Аннотация.
В статье раскрывается роль конкурса для школьников «Инструментальные исследования окружающей среды» в дополнительном образовании детей. Материалы статьи могут быть использованы педагогами дополнительного образования биолого-экологического, химико-экологического, естественнонаучного направлений, методистами для написания разделов авторских программ, связанных с учебно-исследовательской деятельностью обучаемых, для методических и дидактических материалов к учебным занятиям.

The summary.
In article the role of competition for schoolboys reveals «Tool researches of environment» in an additional education of children. Article materials can be used teachers of an additional education of bio-ecological, chemistry-ecological, natural-science directions, methodologists for a writing of sections of the author's programs connected with educational-research activity of trainees, for methodical and didactic materials to studies.

Ключевые слова.
Дополнительное образование, биолого-экологическая направленность, химико-экологическая направленность, естественнонаучная направленность, учебно-исследовательская деятельность, конкурсы для школьников, оформление исследовательских работ.

Дополнительное образование детей подразумевает формирование и развитие тех знаний и умений, которые не входят в учебный план основного образования, при этом в значительной степени опираясь на него.
На конкурсы поступают учебно-исследовательские работы, выполненные в учреждениях дополнительного образования (дома и дворцы детского творчества, станции юных натуралистов и др.), а также во внеурочной деятельности учреждений основного образования детей.
В основу учебно-исследовательских работ положены результаты длительных экспедиций, походов, кратковременных выходов на исследуемые природные объекты, аудиторных занятий. Учебно-исследовательская деятельность, результатом которой становятся конкурсные работы, заложены в план учебно-воспитательной деятельности подразделения учреждения дополнительного образования, авторскую программу педагога дополнительного образования.
Выполнить учебные исследования и получить результаты – это только начало большой работы педагога с обучаемыми. Как уже упоминалось выше, немаловажное значение в исследовательской деятельности имеют знания, необходимый объем которых превышает школьный уровень. Поэтому работа педагога должна быть направлена на устранение этого пробела.
Выработка необходимых учебных исследовательских умений должна происходить перед проведением исследований. Участники творческого объединения постоянно должны быть, так сказать, в форме, и полученные умения применять в течение всего время обучения. Это необходимо для того, чтобы они могли на защите работ показать знание использованных методик.
Далее педагог должен познакомить будущих участников конкурса с правилами оформления учебно-исследовательских работ. Приведенный ниже материал может быть использован педагогами при подготовке занятий по теме оформления учебно-исследовательских работ, памяток-подсказок для обучаемых.
Учебно-исследовательская работа представляет собой рукопись, написанную единолично или в соавторстве под руководством или при соруководстве учителя с консультантами или научными сотрудниками согласно требованиям к оформлению научных работ, связанную с разработкой экологической проблемы с обязательным использованием эксперимента различной степени сложности, в которой отражены результаты и выводы, полученных лично автором (авторами). Темы исследовательских работ определяются руководителями и утверждаются образовательными учреждениями (средними общеобразовательными учреждениями, учреждениями дополнительного образования) в соответствии с учебным планом работы. При выборе темы важно учитывать актуальность исследования и реальные возможности для получения конкретных результатов. Исследовательская работа выполняется в течение 1-2 лет учащимися во внеурочное время. Затраты времени на выполнение исследовательской работы школьников определяются учебным планом образовательного учреждения. Для подготовки исследовательской работы каждому учащемуся назначается руководитель.
При подготовке участников конкурса педагог должен донести до них требования к оформлению исследовательской работы, которые определяют следующую ее структуру:
- титульный лист;
- оглавление;
- введение;
- глава I. Литературный обзор по проблеме исследования;
- глава II. Методика проведенных исследований;
- глава III. Результаты и их обсуждение;
- выводы по работе;
- список использованной литературы;
- приложения.
К участию в конкурсе автор (авторы) представляют сброшюрованную рукопись, оформленную в соответствии с требованиями к данному виду работ, и получившая допуск к участию в первом этапе конкурса после обсуждения в образовательном учреждении.
Общий объем исследовательской работы включает не более 20-25 страниц (интервал 1, шрифт Times New Roman или Arial, размер12).
Исследовательские работы участников оцениваются экспертами по следующим критериям:
1. Актуальность представленной проблемы.
2. Степень обсуждения проблемы в литературном обзоре.
3. Практическая значимость работы.
4. Соответствие выбранных методик поставленным задачам.
5. Комплексность, полнота и объем проведенных исследований.
6. Чёткость формулировки выводов, соответствие поставленным задачам.
7. Оформление работы в соответствии с общими требованиями.
Педагог должен знать об этих критериях и проследить, чтобы они были соблюдены в работе.
Актуальность и практическая значимость должны быть прописаны во введении.
Правильно сделанный литературный обзор обеспечивает хорошую степень обсуждения проблемы. Из каждого источника необходимо выписывать только принципиальные мысли и положения, оригинальные цифровые данные, отмечать установленные закономерности. При этом литературный обзор не должен быть очень кратким, и в то же время не допускается явно избыточный для работы объем материала. В списке литературы должно быть не менее 7 литературных источников, желательно не старше 10-15 лет.
Цель работы должна быть созвучна с её темой.
Задачи – это конкретные шаги по реализации цели.
Методики исследования должны быть подобраны адекватно поставленной цели и задачам и способствовать их достижению.
Например, в работе с темой «Сравнение качества воды Ладожского озера в парке «Ладожские шхеры» и вблизи города Сортавала» правильно поставленная цель звучит так: «Выявление природных и антропогенных факторов, влияющих на качество воды в Ладожском озере в парке «Ладожские шхеры» и около города Сортавала».
В соответствии с целью задачи звучат так:
1. Изучить информацию о Ладожском озере и парке «Ладожские шхеры» в литературных источниках и Интернете.
2. Подобрать гидрохимические показатели, необходимые для исследования качества воды в исследуемых точках.
3. Исследовать гидрохимические показатели в разных точках на территории парка «Ладожские шхеры» и около города Сортавала
4. Сравнить полученные результаты и сделать выводы.
В соответствии с задачами №2 и 3 для исследования качества воды были выбраны такие гидрохимические показатели, как рН, общая жесткость, аммоний, нитраты, хлориды, железо общее, поскольку исследование по этим показателям способствует достижению поставленных задач, поскольку они выявляют влияние различных факторов на качество природной воды.
Выводы по работе должны соответствовать поставленным задачам. Пример – в таблице 1.
Таблица 1. Пример соответствия задач и выводов в работе.

 

Задачи

 

Выводы

 

1. Изучить информацию о Ладожском озере и парке «Ладожские шхеры» в литературных источниках и Интернете.

 

1. В ходе написания работы изучена информация о Ладожском озере и парке «Ладожские шхеры» в литературных источниках и Интернете.

 

2. Подобрать гидрохимические показатели, необходимые для исследования.

 

2. Для исследования качества воды были выбраны такие гидрохимические показатели, как рН, общая жесткость, аммоний, нитраты, хлориды, железо общее.

 

3. Исследовать гидрохимические показатели в разных точках на территории парка «Ладожские шхеры» и около города Сортавала

 

3. Проведены исследования гидрохимических показателей в 7 точках: 5 точек находилось в парке «Ладожские шхеры» и 2 точки в городе Сортавала.

 

4. Сравнить полученные результаты и сделать выводы.

 

4. Сравнение полученных результатов позволило сделать вывод о наличии антропогенного воздействия на Ладожское озеро вблизи города Сортавала, а также о необходимости продолжения этой работы и увеличения количества точек отбора в черте города для выявления более полной информации о влиянии города на качество воды в озере.



Оформление исследовательской работы должно соответствовать указанным выше требованиям.
Следующее, над чем должен работать педагог с участниками конкурса – это доклад на конференции. Текст доклада включает в себя:
- актуальность,
- цель, задачи исследования,
- краткое описание объекта,
- краткую характеристику методов и методики исследования,
- обсуждение результатов,
- выводы по работе.
Продолжительность выступления с докладом – не более 7 минут.
На конференции доклад оценивается по следующим критериям:
1. Структура доклада (логичность и доступность изложения), регламент (не более 7 мин.)
2. Наглядность, иллюстративность материала.
3. Степень владения материалом, ответы на вопросы.
Кроме этого, участники должны подать на конкурс тезисы для публикации в сборнике. Умение написания тезисов – также одна из задач подготовки участника педагогом к конкурсу.
А теперь несколько слов о конкурсе. Участие в конкурсе «Инструментальные исследования окружающей среды» происходит в несколько этапов. Вначале поступившие исследовательские работы оценивают эксперты – преподаватели вузов. Работа, подаваемая на конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды», должна отвечать выше упомянутым требованиям, от полноты выполнения которых будет напрямую зависеть оценка, выставляемая экспертами.
После оценки работ, участники конкурса приглашаются на конференцию, где выступают с докладами.
Интерес к конкурсу оказался настолько велик, что организаторы предусмотрели возможность заочного участия. Это позволяет творческим коллективам, не выезжая из своего региона, также быть участником конкурса. Проблема оценки конкурсных материалов была решена довольно просто. Исследовательскую работу заочные участники представляют так же, как и очные. А вот вместо выступления на конференции участники присылают заочный презентационный материал. Он состоит из мультимедийной презентации и заочного доклада, который представляет собой не что иное, как текст выступления на конференции. Заочный доклад должен быть синхронизирован с мультимедийной презентацией и содержать ссылки на соответствующие слайды презентации.
За 5 лет существования конкурса было рассмотрено более 400 исследовательских работ, представленных 630 участниками 150 образовательных учреждений, более половины из которых – учреждения дополнительного образования. Учреждения основного образования представляли работы, выполненные во внеурочное время. Школьники с большим интересом участвуют в исследовательских проектах и программах. Творческие коллективы учащихся под руководством педагогов активно работают в течение всего года на занятиях, в научно-исследовательских лабораториях. В исследовательской работе школьники приобретают умение выявлять проблемы в области окружающей среды, находить пути их решения, делать обоснованные заключения и прогнозировать ситуацию. В ходе работы учащиеся занимаются природоохранной деятельностью, познают историю, культуру и природу родного края, а также становятся активными пропагандистами экологических знаний среди сверстников и всего населения. При этом совершенствуются навыки и умения не только в исследовательской деятельности, но также в публичном представлении результатов своей работы, коллективном творчестве и взаимодействии. В большинстве работ, поступивших на конкурс, незаменимыми средствами для организации исследований в полевых и стационарных условиях были приборы и оборудование, позволяющее получить наиболее достоверные результаты об экологическом состоянии различных сред - водной, воздушной, почвенной.
Таким образом, конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» способствует развитию деятельности творческих объединений дополнительного образования детей биолого-экологической, химико-экологической, естественнонаучной направленностей.
Официальный сайт конкурса http://www.eco-konkurs.ru/
Литература
1. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды». Методические рекомендации. Под ред. А.А. Мельника. – СПб.: Крисмас+, 2009 – 55 c.

The literature
1. Competition of school research works «Tool researches of environment». Methodical recommendations. Under the editorship of А.А. Melnik. – SPb.: Christmas +, 2009 – 55 c.

Организация – учебный центр ЗАО «Крисмас+», Санкт-Петербург


Скачать в формате pdf

 

Все статьи

 

Постоянная ссылка на эту страницу       http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/165-timvo-2-2010


Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика