Главная Методические статьи Усовские чтения - 2012

Мельник А.А. Значение заочного тестирования конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» в формировании научных понятий у школьников // Усовские чтения. Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов: мат-лы XIX междунар. Конф., 12-13 апреля 2012 г. В 2 ч. Ч.1 .– Челябинск: «КрайРа», 2012. – С.49-52.

 

В рамках конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» школьники могут пройти заочное тестирование по теоретическим вопросам выбранной темы исследования.

Тестирование позволит участникам конкурса проверить свою подготовку по теоретической части темы исследования, а это в свою очередь может сыграть положительную роль во время защиты работы на конференции при ответах вопросы конкурсного жюри. Кроме того, участие в заочном тестировании напоминает сдачу ЕГЭ и ГИА.

Все задания тестов разбиты на 4 группы.

К каждому заданию группы А дается 4 варианта ответа, из которых только 1 ответ правильный.

К каждому заданию группы Б дается 4 варианта ответа, из которых только 2 ответа правильные.

К каждому заданию группы В дается 4 варианта ответа, из которых правильными могут быть 1, 2, 3 или 4.

Каждое задание группы Г содержит фразу (определение, утверждение) с пропущенным словом или словосочетанием. К каждому заданию необходимо вписать слово или словосочетание, заканчивающее фразу.

Итоговый результат складывается из результатов тестов №1 и №2 (накопительная система). Однако участник может пройти только одно тестирование из двух (любое). Максимальное количество баллов за каждый тест – 50 баллов, таким образом, максимальное значение итогового результата за два теста – 100 баллов.

Поступление заявок на заочное тестирование и результаты публикуются на сайте конкурса в разделе «Школьникам».

Участники заочного тестирования, показавшие наивысшие результаты, отмечаются дипломами.

На сайте конкурса постоянно находятся образцы заданий заочного тестирования, с которыми школьники могут ознакомиться в любое время, пройти пробное тестирование. Результаты пробного тестирования не включаются в общий итог участия в конкурсе и носят информационный характер.

Школьникам предложены следующие темы тестов заочного тестирования: химия-9, химия-11, биология-9, биология-11, география-9, география-11, гидрохимия, гидрология, экология и жизнь, экология растений, экология животных, аналитическая химия, анатомия и физиология человека, воздушная среда, продукты питания.

Далее приведены примеры заданий пробного теста.

Задания группы «А»

Разнородные, в основном мелкие организмы, свободно дрейфующие в толще воды и не способные сопротивляться течению, называются: а) бентос, b) планктон, c) нектон, d) реофилы.

Какой из перечисленных газов атмосферы имеет наибольшее значение растворимости в воде? а) кислород, b) углекислый газ, c) азот, d) аргон.

Каким из перечисленных реактивов определяют значение рН воды:

а) нитрат серебра, b) хлорид бария, c) соляная кислота, d) универсальный индикатор.

Устройство для отбора проб воды из водоема называется а) батометр, b) гигрометр, c) барометр, d) водоструйный насос.

При гидробиологических исследованиях гидробионтов фиксируют раствором: а) серной кислоты, b) формалина, c) бензина, d) нафталина.

Прозрачность воды выражается: а) в градусах, b) в молях эквивалента на литр, c) в граммах на миллилитр, d) в метрах, сантиметрах, миллиметрах.

Определение содержание растворенного кислорода производят: а) оксиметром, b) рН-метром, c) кондуктометром, d) психрометром.

Из какого природного сырья производят бумагу? а) дерево, b) нефть, c) кварцевый песок, d) руды алюминиевые.

Какие виды упаковок можно переработать? а) стеклянную, b) алюминиевую, c) пластиковую, d) все перечисленные.

Сколько лет до полного разложения лежит в земле консервная банка?

а) 1 год, b) 100 лет, c) 500 лет, d) бесконечно долго.

Сколько макулатуры потребуется для производства бумаги, чтобы сохранить одно дерево? а) 100 килограммов, b) 1 тонна, c) 5 тонн, d) 10 тонн

Какой из перечисленных видов отходов можно сжигать без ущерба для окружающей среды? а) бумага и картон, b) пластмасса, c) отходы пищевых продуктов, d) можно сжигать все виды отходов

Задания группы «Б»

Для определения прозрачности воды используют: а) мерный цилиндр, b) диск Секки, c) колбу Бунзена, d) оксиметр.

Какие из перечисленных факторов способствуют повышению содержания растворенного кислорода в воде пруда: а) повышение атмосферного давления, b) наличие гниющих животных остатков, c) повышение интенсивности фотосинтеза водных растений, d) снижение температуры воды.

Жители каких регионов первыми в России встретят Новый год? a) Чукотский автономный округ, b) Красноярский край, c) Сахалинская область, d) республика Алтай.

С какими из перечисленных государств Россия имеет сухопутные границы? a) Финляндия, b) Армения, c) Болгария, d) Китай.

Выберите растения, типичные для Австралии: a) Эвкалипт, b) Суккулентное дерево, c) Баобаб, d) Секвойя.

Задания группы «В»

Для измерения объема растворов используют: а) пипетку, b) электронагреватель, c) сачок, d) мензурку.

Задания группы Г.

Молярная концентрация – это отношение количества растворённого вещества к… раствора.

Метод … основан на анализе загрязнения воды по составу донной фауны.

Для установления характеристик почвенных горизонтов нужно сделать …



Литература:

1. Муравьев А.Г. Руководство по определению показателей качества воды полевыми методами. Издание 3-е. — СПб: “Крисмас+”, 2004. — 248 с.

2. Муравьев А.Г., Каррыев Б.Б., Ляндзберг А.Р. Оценка экологического состояния почвы.Практическое руководство. /Под ред. А.Г. Муравьева. — СПб: “Крисмас+”, 2008. — 216 с.

3. Практическое руководство по оценке экологического состояния малых рек: Учебное пособие для сети общественного экологического мониторинга. Станиславская Е.В., Скворцов В.В., Муравьев А.Г., Кудрявцева Т.П. и др. / Под ред. д.б.н. В.В. Скворцова. – Изд. 2-е, перераб. и дополн. - СПб.: «Крисмас+», 2006. – 176 с.

4. Оценка экологического состояния природно-антропогенного комплекса: Учебно-методическое пособие. Муравьев А.Г. Изд. 2-е, перераб. и дополн. - СПб.: «Крисмас+», 2000. - 118 с.

5. Экологический практикум: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений с комплектом карт-инструкций. Муравьев А.Г., Пугал Н.А., Лаврова В.Н. / Под ред. А.Г. Муравьева. СПб.: «Крисмас+», 2003. - 176 с

6. Лишайники: удивительные организмы и индикаторы состояния окружающей среды. Пособие для учителей и старшеклассников. И.А. Шапиро - СПб.: Крисмас+, 2003. – 108 c., ил.

7. Сайт конкурса http://www.eco-konkurs.ru/

 

 

 

Все статьи

Постоянная ссылка на эту страницу        http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/1648-public-106

 

Интересный материал? Помести его к себе

 

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика