Главная Методические статьи Биоразнообразие и биоиндикация в естественных и трансформированных экосистемах Северо-западного региона-2009

Мельник А.А. Представление школьниками результатов биоиндикации на межрегиональном конкурсе «Инструментальные исследования окружающей среды» // Материалы IV Региональной молодежной экологической конференции «Экологическая школа в Петергофе – наукограде Российской Федерации»: 2009 г. «Биоразнообразие и биоиндикация в естественных и трансформированных экосистемах Северо-западного региона». Санкт-Петербург, Старый Петергоф – СПб.: ВВМ, 2009. – С. 170-172.


Метод биоиндикации широко используется в практике школьных учебно-исследовательских работ. Этому несколько причин, прежде всего относительная простота метода и применимость его ко многим природным объектам. Поэтому многие исследовательские экологические проекты школьников опираются на результаты биоиндикации.
Межрегиональный конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» проводится учебным центром ЗАО «Крисмас+» (Санкт-Петербург) с 2005 года. К участию в конкурсе принимаются только работы экологической направленности с использованием инструментальных методов исследования и портативного оборудования Название конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» четко определяет тематическую направленность исследовательских работ. Под словом «инструмент» понимается четко определенная методика исследования объекта (природного, природно-антропогенного).
К оформлению исследовательских работ и к докладам предъявляются определенные требования, которые прошли согласование со специалистами в области образования, преподавателями вузов, педагогами.
Для участников конкурса разработаны методические материалы, содержащие опыт участников нескольких лет: тематика работ, тезисы, а также типичные ошибки, допущенные при написании работ.
По итогам конкурса участникам даются рекомендации по исправлению замеченных недостатков в работах и докладах.
Организуется районный (региональный) этап, в котором учащимся предоставляется возможность выявления достоинств и недостатков в работе и докладе, а педагогам - научным руководителям на реальных примерах повысить свои знания по руководству написанием исследовательских работ.
Требования к оформлению исследовательских работ максимально приближены к требованиям для научных работ студентов: титульный лист, оглавление, введение, цель и задачи, литературный обзор, методика проведенных исследований, результаты исследований и их обсуждение, выводы, источники информации в литературе и Интернете, приложения.
Конкурс проходит в 2 этапа: оценка письменной работы и оценка доклада на конференции. Как показал опыт, эти оценки могут быть разными. К примеру, очень интересная и актуальная работа может быть грамотно оформлена, а доклад представлен не очень качественно. Письменные работы оцениваются по следующим критериям:
1. Актуальность представленной проблемы.
2. Степень обсуждения проблемы в литературном обзоре.
3. Практическая значимость работы.
4. Соответствие выбранных методик поставленным задачам.
5. Комплексность, полнота и объем проведенных исследований.
6. Чёткость формулировки выводов, соответствие поставленным задачам.
7. Оформление работы в соответствии с требованиями.
Актуальность и практическая значимость должны быть прописаны во введении. Правильно сделанный литературный обзор обеспечивает хорошую степень обсуждения проблемы. При планировании работы должны быть правильно поставлены цель и задачи и в соответствии с ними должны быть адекватно подобраны методики. Проводимые исследования должны в наибольшей степени способствовать достижению поставленной цели. Выводы должны соответствовать поставленным задачам.
К докладу также предъявляются определенные требования:
1. Структура доклада (логичность и доступность изложения)
2. Наглядность, иллюстративность материала.
3. Степень владения материалом, ответы на вопросы.
Методики биоиндикации природных объектов попадают под тематику конкурса. За прошедшие годы на конкурсе было представлено большое количество школьных работ с применением методов биоиндикации природных объектов. Работы, в которых эти методы доминировали, были определены преимущественно в секцию «Комплексные исследования природных объектов». Работы, в которых методы биоиндикации служили дополнением к химическим и физико-химическим методам исследования, были определены в основном в секцию «Химико-экологические исследования окружающей среды». 

Скачать в формате .pdf

 

Все статьи

 


Постоянная ссылка на эту страницу     http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/162-peterhoff-2009


Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика