Главная Методические статьи XIII Царскосельские чтения «Высшая школа – инновационному развитию России»-2009

Мельник А.А. Роль межрегионального конкурса по экологии «Инструментальные исследования окружающей среды» в подготовке школьников к научно-исследовательской работе // XIII Царскосельские чтения «Высшая школа – инновационному развитию России». Международная научная конференция 21-22 апреля 2009 г. Том III. – СПб.: ЛГУ им. А.С.Пушкина, 2009. – С. 125-128


Известно, что научно-исследовательская работа студентов является одной из важнейших форм учебного процесса. Студенты за время учебы пишут курсовые и дипломные работы, магистранты пишут магистерские диссертации. Подготовка выпускной квалификационной работы и предшествующая этому профессионально-ориентированная практика, как заключительный этап обучения, отвечают за формирование у студента навыков самостоятельной работы в профессиональной области.
Введение профильного обучения дает возможности по формированию навыков научно-исследовательской работы и правильного оформления ее результатов еще у школьников. Межрегиональный конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» проводится учебным центром ЗАО «Крисмас+» в рамках акции «Дни защиты от экологической опасности» с целью содействия формированию у молодёжи экологического мышления и комплексного подхода к решению проблем окружающей среды на основе фактических данных о её экологическом состоянии, полученных с использованием инструментальных исследовательских методов и оборудования, в частности производства ЗАО «Крисмас+». В состав оргкомитета конкурса входят представители: Федерации Профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по образованию Санкт-Петербурга, Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области.
Конкурс имеет некоторые отличительные особенности от других конкурсов аналогичной направленности:
1. На конкурс принимаются только работы, выполненные с применением инструментальных методов и методик исследования природных объектов. Работы с иной тематикой
не принимаются.
2. К оформлению исследовательских работ
и к докладам предъявляются определенные требования, которые прошли согласование со специалистами в области образования, преподавателями вузов, педагогами.
3. Разработаны методические материалы, содержащие опыт участников нескольких лет: тематика работ, тезисы, а также типичные ошибки, допущенные при написании работ
4. По итогам конкурса участникам даются рекомендации по исправлению замеченных недостатков в работах и докладах.
5. Организуется районный (региональный) этап, в котором учащимся предоставляется возможность выявления достоинств и недостатков в работе и докладе, а педагогам - научным руководителям на реальных примерах повысить свои знания по руководству написанием исследовательских работ.
Требования к оформлению исследовательских работ максимально приближены к требованиям для научных работ студентов: титульный лист, оглавление, введение, цель и задачи, литературный обзор, методика проведенных исследований, результаты исследований и их обсуждение, выводы, источники информации в литературе и Интернете, приложения.
Конкурс проходит в 2 этапа: оценка письменной работы и оценка доклада на конференции. Как показал опыт, эти оценки могут быть разными. К примеру, очень интересная и актуальная работа может быть грамотно оформлена, а доклад представлен не очень качественно.
Письменные работа оценивается по следующим критериям:
1. Актуальность представленной проблемы.
2. Степень обсуждения проблемы в литературном обзоре.
3. Практическая значимость работы.
4. Соответствие выбранных методик поставленным задачам.
5. Комплексность, полнота и объем проведенных исследований.
6. Чёткость формулировки выводов, соответствие поставленным задачам.
7. Оформление работы в соответствии с требованиями.
Актуальность и практическая значимость должны быть прописаны во введении. Правильно сделанный литературный обзор обеспечивает хорошую степень обсуждения проблемы. При планировании работы должны быть правильно поставлены цель и задачи и в соответствии с ними должны быть адекватно подобраны методики. Проводимые исследования должны в наибольшей степени способствовать достижению поставленной цели. Выводы должны соответствовать поставленным задачам.
К докладу также предъявляются определенные требования:
1. Структура доклада (логичность и доступность изложения)
2. Наглядность, иллюстративность материала.
3. Степень владения материалом, ответы на вопросы.
Особое внимание уделяется ошибкам, которые допускали участники прошлых лет, а также участники других конкурсов и олимпиад. Мы можем назвать следующие:
1. Пункты оглавления не соответствуют имеющимся в работе.
2. Поставленные цели и задачи не соответствуют выполняемым в работе и выводам, либо выводы по работе смешаны с выводами по результатам.
3. Ставятся заведомо невыполнимые задачи.
4. Литературный обзор не завершается выводом о степени изученности и перспективах дальнейших исследований по данной проблеме.
5. Сбивается нумерация иллюстративного материала.
6. В тексте не дается ссылок на литературные источники и на иллюстративный материал.
7. В докладе основное время уделяется второстепенному материалу. К примеру, работа посвящена проблеме влияния очистных сооружений на биологическое разнообразие беспозвоночных в реке Берёзовка, а докладчик почти всё время уделяет описанию самой реки, причём информация носит общий характер.
8. В ходе доклада слабо используются иллюстративный материал, стенд и презентация, или содержание стенда (мультимедийной презентации) не полностью соответствует содержанию доклада.
9. Стенд и мультимедийная презентация содержат недостаточно наглядного материала, необходимого для иллюстрации и подтверждения выводов, либо схемы и графики плохо видны.
Оргкомитет конкурса делает все, чтобы ошибки как можно меньше встречались в работах.
Многие участники конкурса при выполнении исследовательских работ совершенствовали свои теоретические знания и практические умения в экологических лагерях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, выступали на других конференциях и олимпиадах. Большинство участников выполняли исследовательские работы на базе своих образовательных учреждений, творческих объединений, а некоторые – с участием научно-исследовательских лабораторий. Все это, несомненно, способствует формированию у школьников первоначальных умений в направлении планирования научно-исследовательской работы и оформлении результатов.
Подробнее с материалами конкурса можно ознакомиться на сайте «Сеть творческих учителей» www.i-tn.ru на страничке «Инструментальные исследования окружающей среды».

Скачать в формате pdf


Все статьи


Постоянная ссылка на эту страницу http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/148-lgu2009-1


Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика