Главная Методические статьи Эколого-образовательные проекты как средство социализации подрастающего поколения

Мельник А.А., Ежиков И.С. Опыт проведения межрегионального конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» в Санкт-Петербурге // Эколого-образовательные проекты как средство социализации подрастающего поколения. Материалы Всероссийского семинара по экологическому образованию 12-15 ноября 2008 г. – С.314-319


Конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» в 2008 году прошёл уже в третий раз. Как и в предыдущие годы, он прошёл в рамках акции «Дни защиты от экологической опасности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области», которая в этом году прошла уже в 15-й раз.
Цель конкурса: содействие формированию у молодёжи экологического мышления и комплексного подхода к решению проблем окружающей среды на основе фактических данных о её экологическом состоянии, полученных с использованием инструментальных исследовательских методов и оборудования, в частности производства ЗАО «Крисмас+». В состав оргкомитета конкурса традиционно входят представители: Федерации Профсоюзов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по образованию Санкт-Петербурга, Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области, Комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области. Конкурс за эти годы доказал свою востребованность, стал традиционным и занял свою нишу в образовательной среде Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Без владения инструментальными методами исследования невозможно выполнение исследовательских работ высокого уровня. Если школьники знакомы с инструментальными методами, то им будет легче продолжать исследовательскую работу в вузах.
ЗАО «Крисмас+» производит и поставляет материально-техническое и методическое оснащение для проведения инструментальных исследований. Это учебно-методический комплекс «Экологический практикум», который благодаря своей универсальности, многопредметности и функциональности, получил рекомендательный знак Федерального экспертного совета по учебной технике, приборам и оборудованию учебно-научного назначения (удостоверение №12 от 29 сентября 2004 г.), имеет сертификацию на соответствие педагогическим, эргономическим, эстетическим требованиям системы «УЧСЕРТ» Российской академии образования. Все изделия, входящие в состав учебно-методического комплекса «Экологический практикум», выполнены на уровне современных требований к продукции учебно-научного назначения и соответствуют научно-педагогическим, эстетическим, эргономическим, техническим требованиям. Применение учебных изделий безопасно для детей и взрослых, а сами изделия имеют высокие потребительские качества и современный внешний вид. Учебно-методический комплекс и его отдельные компоненты снабжены эксплуатационной документацией (технической инструкцией и паспортом), а также методическими указаниями по применению в образовательном процессе для учителя (преподавателя) и дидактическим материалом для обучаемых. Поэтому закономерно, что конкурс так называется.
За прошедшие годы у конкурса появились постоянные участники, свои традиции. Традицией стало и то, что в этом конкурсе наряду с учреждениями, «лидерами» экологического движения, участвуют и школы, которые делают первые шаги в этом направлении и организаторы делают всё возможное, чтобы конкурс был удачной стартовой площадкой для участия в конкурсах более высокого уровня.
Однако были и некоторые особенности, которые отличали конкурс этого года от предыдущих.
Во-первых, конкурс стал межрегиональным, т.е., предусматривалось участие других регионов северо-запада России. Так, впервые в конкурсе принимали участие воспитанники экологического кружка Детского эколого-биологического центра им. А.И.Антропенковой города Сортавала республики Карелия.
Во-вторых, отбор работ на конкурс был более тщательным: от учреждения принималось не более 3 работ, получивших наивысшую оценку на школьной, либо районной конференции.
В-третьих, работы на конкурс принимались при условии, если в ходе её выполнения использовались инструментальные методы исследования. Например, исследовательская работа может быть связана с визуальными методами оценки антропогенного воздействия на местность (количество свалок на территории своего района, занимаемая площадь, объем, места наибольшего скопления). В таком случае для участия в конкурсе необходимо количественно оценить влияние этих свалок на водные объекты, почву, грунтовые воды, атмосферный воздух, а также влияние и других источников, используя полевые и лабораторные методы определения загрязняющих веществ. Таким образом, по сравнению с первыми двумя конкурсами произошёл рост не столько количества, сколько качества работ и подготовки участников.
Как уже упоминалось выше, конкурс занял свою нишу в образовательном пространстве региона. Этому имеются множество подтверждений. Многие участники конкурса при выполнении исследовательских работ совершенствовали свои теоретические знания и практические умения в экологических лагерях Санкт-Петербурга и Ленинградской области, выступали на других конференциях и олимпиадах. Большинство участников выполняли исследовательские работы на базе своих образовательных учреждений, творческих объединений, а некоторые – даже с участием научно-исследовательских лабораторий.
Традиционно работы оценивались в 2 этапа: оценка письменной работы и представление доклада на конференции. Как показал опыт, эти оценки могут быть разными. К примеру, очень интересная и актуальная работа может быть грамотно оформлена, а доклад представлен не очень качественно.
К письменным работам предъявлялись следующие требования:
1. Актуальность представленной проблемы.
2. Степень обсуждения проблемы в литературном обзоре.
3. Практическая значимость работы.
4. Соответствие выбранных методик поставленным задачам.
5. Комплексность, полнота и объем проведенных исследований.
6. Чёткость формулировки выводов, соответствие поставленным задачам.
7. Оформление работы в соответствии с требованиями.
Актуальность и практическая значимость должны быть прописаны во введении. Правильно сделанный литературный обзор обеспечивает хорошую степень обсуждения проблемы. При планировании работы должны быть правильно поставлены цель и задачи и в соответствии с ними должны быть адекватно подобраны методики. Проводимые исследования должны в наибольшей степени способствовать достижению поставленной цели. Выводы должны соответствовать поставленным задачам.
К докладу также предъявлялись определенные требования:
1. Структура доклада (логичность и доступность изложения)
2. Наглядность, иллюстративность материала.
3. Степень владения материалом, ответы на вопросы.
Поскольку к конкурсным материалам и докладу предъявлялись определенные требования, для педагогов – руководителей исследовательских работ по традиции был проведён установочный семинар, на котором были подробно рассмотрены вопросы:
• Порядок участия в конкурсе,
• Структура исследовательской работы, оценка письменной работы,
• Представление работы (доклад, мультимедийная презентация и стендовый доклад, их взаимосвязь), оценка доклада,
• Типичные ошибки при написании исследовательских работ и при представлении работы во время доклада. Особое внимание уделялось ошибкам, которые допускали участники прошлых лет, а также участники других конкурсов и олимпиад.
1. Пункты оглавления не соответствуют имеющимся в работе.
2. Поставленные цели и задачи не соответствуют выполняемым в работе и выводам, либо выводы по работе смешаны с выводами по результатам.
3. Ставятся заведомо невыполнимые задачи.
4. Литературный обзор не завершается выводом о степени изученности и перспективах дальнейших исследований по данной проблеме.
5. Сбивается нумерация иллюстративного материала.
6. В тексте не дается ссылок на литературные источники и на иллюстративный материал.
7. В докладе основное время уделяется второстепенному материалу. К примеру, работа посвящена проблеме влияния очистных сооружений на биологическое разнообразие беспозвоночных в реке Берёзовка, а докладчик почти всё время уделяет описанию самой реки, причём информация носит общий характер.
8. В ходе доклада слабо используются иллюстративный материал, стенд и презентация, или содержание стенда (мультимедийной презентации) не полностью соответствует содержанию доклада.
9. Стенд и мультимедийная презентация содержат недостаточно наглядного материала, необходимого для иллюстрации и подтверждения выводов, либо схемы и графики плохо видны.
Организаторы сделали всё возможное для того, чтобы ошибки участников прошлых двух конкурсов, а также участников других конкурсов и олимпиад как можно меньше повторялись.
Кроме участия в семинаре педагоги также подходили и на индивидуальные консультации в течение всего времени приёма заявок и работ.
19 апреля 2008 года на базе Эколого-биологического центра «Крестовский остров» состоялась конференция, на которой участники на секциях представили свои доклады по работам. В третьем конкурсе приняло участие 120 школьников из 35 образовательных учреждений Санкт-Петербурга, Ленинградской области и республики Карелия, которые представили на суд жюри 65 исследовательских работ. Секции были традиционные: «Химико-экологические исследования окружающей среды» и «Комплексные исследования природных объектов». Коллективы представили в качестве иллюстративного материала мультимедийные презентации, фото- и видеоматериалы, методические рекомендации. Неизменными остались и объекты исследования: водные объекты (большие и малые реки, озёра от небольших и до самого большого в нашем регионе – Ладожского), почвы, воздушный бассейн городов и населенных пунктов. Из работ по-прежнему видно, что Санкт-Петербург как мегаполис оказывает серьезное воздействие на природу, на здоровье жителей.
Среди представленных работ жюри выбрало самые лучшие и рекомендовало отметить их дипломами различных степеней. На секции «Химико-экологические исследования окружающей среды» лучшими были названы следующие работы:
• Анализ результатов наблюдений за экологическим состоянием реки Карасты. Авторы: Бельская Наталья, Наумова Злата, ГОУ ДОД ЦДТТ «Город Мастеров». Руководитель – Быстрова Надежда Федоровна (Диплом I степени)
• Исследование эффективности очистки питьевой воды фильтром «Гейзер -3». Авторы: Ануров Максим, Николаев Роман, школа № 252 Красносельского района Санкт-Петербурга. Руководитель – Михеева Оксана Сергеевна (Диплом II степени)
• Оценка экологического состояния прудов парка «Сергиевка» по контролю приоритетных загрязнителей. Авторы: Сапежко Илья, Иващенко Елена, Сапежко Юлия, ГОУ ДДТ Петродворцового района; школа № 416 г Петродворца. Руководитель – Надпорожская Марина Алексеевна (Диплом III степени)
• Береговой портрет Невы (результаты экспедиции по Неве 12-15 сентября 2007 г.). Авторы: Громова Евгения, Пудышева Мария, лицей № 273 им. Л.Ю.Гладышевой Колпинского района СПб. Руководитель – Архипова Елена Васильевна(Диплом III степени)

На секции «Комплексные исследования природных объектов» лучшими были названы следующие работы:
• Экологический мониторинг Разметелевского сельского поселения. Авторы: Финогенова Татьяна, Майкова Анастасия, Проскурин Максим, МОУ «Разметелевская средняя общеобразовательная школа» Всеволожского района Ленинградской области. Руководитель – Львова Татьяна Павловна (Диплом I степени)
• Комплексная оценка антропогенного воздействия на территорию пейзажно-скального музея-заповедника «Парк Монрепо». Автор: Рудаков Всеволод, МОУ ДОД «Станция юных натуралистов» г. Выборга Ленинградской области. Руководитель – Рассахатская Надежда Александровна (Диплом II степени)
• Характеристика водорослей как одного из факторов эвтрофирования водоемов. Автор: Агафонова Алена, МОУ ДОД «Киришский дворец детского и юношеского творчества». Руководитель – Гарина Надежда Сергеевна (Диплом II степени)
• Изучение микробиологических показателей воздуха в школьных помещениях. Автор: Фанта Анна, лицей №395 Красносельского района Санкт-Петербурга. Руководитель – Мальцева Галина Петровна (Диплом III степени)
• Соя – продукт 21 века. Авторы: Сакова Ирина, Машлаковская Юлия, Токарева Ксения, лицей №150 Калининского района Санкт-Петербурга. Руководитель – Армер Ирина Яковлевна (Диплом III степени)
• Мониторинг экологической оценки почвенного покрова прибрежной зоны Муринского ручья. Авторы: Шемелина Елена, Телепина Маргарита, ДЭБЦ «Петербургская усадьба», Санкт-Петербург. Руководитель – Корнилова Лидия Ивановна (Диплом III степени).
Победители награждены дипломами, ценными призами и подарками от ЗАО «Крисмас+» – образцами портативных комплектов (учебное оборудование для экологического практикума и учебно-исследовательской работы) и учебно-методической литературой.
Награждение состоялось 5 июня 2008 г во Дворце Труда в рамках заключительного мероприятия региональной акции «Дни защиты от экологической опасности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области - 2008».


 

 

Все статьи

 

Постоянная ссылка на страницу       http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/146-feo2008

 

 

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика