Главная Методические статьи Круглый стол «Экологическое образование – ключ к будущему»

Орлова И.А., Мельник А.А. Международный конкурс исследовательских работ учащихся «Инструментальные исследования окружающей среды» в экологическом образовании // Круглый стол «Экологическое образование – ключ к будущему». Сборник материалов участников. / Под ред. Смолева Б.В., Мельник А.А. – СПб: Крисмас+, 2012. – С. 21-22

 

 

 

 

 

Отставание духовно-нравственного воспитания общества от успехов науки и техники привело к тому, что человечество, овладев колос-сальной энергией и современными технологиями, стало похоже на ребенка, которому дали поиграть с оружием.
В настоящее время экологическое образование, целью которого яв-ляется формирование экологической культуры, не есть новое направле-ние в развитии образовательных систем, это новый смысл и цель обра-зовательного процесса.
Учитывая, что деятельностный компонент в экологическом образо-вании является доминирующим, организация и реализация школьных исследовательских работ экологической направленности в системе ос-новного и дополнительного образования весьма актуальна.
Инструментальные исследования окружающей среды, базирующиеся на принципах научности, систематичности, региональности, вариа-тивности, интегративности, проблемности, социальной и личностной значимости, профессиональной направленности, обладают большим воспитывающим и развивающим потенциалом.
Школьная исследовательская работа выполняется по аналогии с различными выпускными квалификационными работами (ВКР, ди-пломные работы, магистерские диссертации) учреждений высшего профессионального образования, то есть включает этапы целеполагания, информационно-поисковый, теоретико-обобщающий, эксперимен-тально-аналитический, результативно- оценочный. На каждом этапе происходит формирование и развитие соответствующих как общелогических, общеучебных, общетрудовых, так и специфических исследова-тельских умений. В частности:
1) на этапе целеполагания формируются: осознание и формулировка цели исследования, разработка плана исследования в соответствии с этой целью;
2) на информационно-поисковом – библиотечно-библиографические (умение пользоваться справочно-библиографическими материалами, составлять заявку; осуществлять поиск литературы, используя библио-графические данные; составлять библиографическое описание источника литературы на основе действующего ГОСТа), умения отбирать нужную информацию из найденных источников литературы (умение выделить главное из текста, оценить значение для организации исследования);
3) на теоретико-обобщающем – умения правильно выделять те тео-рии, на которые будет необходимо опираться при проведении учебного эксперимента, раскрыть сущность теорий, обобщить теоретические по-ложения, установить их взаимосвязь, правильно использовать на раз-личных этапах работы; 4) на экспериментально-аналитическом – обращение с лабораторной посудой, распознавание веществ по физическим и химическим свойствам, проведение лабораторных операций и др.; умения синтезировать вещества, вести наблюдение за поставленным экспериментом, описывать полученные вещества, делать выводы на основе наблюдений);
5) на результативно-оценочном – умение интерпретировать полу-ченные результаты (делать выводы), т.е. соотнесение цели и результатов; умение наглядно представить полученные результаты с помощью символико-графических средств в виде таблиц, графиков, рисунков, схем в электронном и печатном вариантах, умение написать работу в соответствии с требованиями, умение создать презентацию, умение вы-ступить с докладом).
В содержании исследовательских работ можно выделить следующие направления:
1) мониторинговые исследования объектов окружающей среды;
2) исследования прикладного характера (анализ продуктов питания, моющих средств и т. д.). Педагогический эффект школьных исследовательских работ заклю-чается в том, что способствует глубокому, прочному и осознанному ус-воению химических, эколого-химических знаний как результата созда-ния и поддержания высокого уровня познавательного интереса, форми-рованию допрофессиональной экологической компетентности учащихся, потребности к самообразованию.
Экологическая компетентность предполагает наличие у индивида целостной системы знаний об экологии, о достижениях научно-технического прогресса в этой области, включение этих знаний в систему его морально-этических ценностей, умение и потребность использовать их как в повседневной, так и в профессиональной деятельности, целостный экологический взгляд на взаимоотношения человека, обще-ства и биосферы.
Международный конкурс «Инструментальные исследования окру-жающей среды» проводится на протяжении 7 лет учебным центром ЗАО «Крисмас+» совместно с комитетами правительств Санкт-Петербурга и Ленинградской области, вузами Санкт-Петербурга. Цель конкурса: раз-витие у школьников интереса к учебно-исследовательской деятельности. Важное место в конкурсе занимают исследовательские работы экологи-ческой направленности. В исследовательских работах школьники с большим интересом исследуют разнообразные экологические проблемы природных объектов своей местности. При этом школьники проявляют умения выявлять проблемы, находить пути их решения. Важная часть деятельности участников конкурса – природоохранная, в ходе которой они познают культуру и природу родного края, также становятся активными пропагандистами экологических знаний среди сверстников и всего населения. При этом совершенствуются навыки не только в об-ласти исследований, но и публичном представлении результатов своей работы.
За 7 лет школьниками были представлены результаты исследования природных объектов различных регионов России, а также других стран, по таким показателям, как химические, биологические, физические и т.д. Наиболее разнообразной по тематике исследований и используемым методам, является направление «Инструментальные исследования в области экологии». Исследования можно условно разделить следующим образом:
- Биоиндикация (водных объектов по бентосу и планктону, воздуш-ной среды по качеству пыльцы плодовых деревьев, почв по клеверу, комплексная оценка по листьям березы повислой) и биотестирование (снега, воды водоемов).
- Комплексная экологическая оценка особо охраняемых природных территорий, памятников природы, водоемов в черте населенных пунктов и за их пределами.
- Влияние разнообразных антропогенных факторов на окружающую среду.
Авторы работ использовали такие методы исследования, как био-индикация, биотестирование, химический анализ, постановка модельных опытов, маршрутный учет, ботанические исследования, измерение показателей с помощью приборов. Надеемся, что приобретенные навыки и умения пригодятся в будущем и в студенческих исследованиях, и в профессиональной деятельности, и в повседневной жизни.
Результаты своих исследований участники должны грамотно офор-мить в виде исследовательской работы, а также подготовить доклад и иллюстративный материал (чаще всего это мультимедийная презентация) к публичной защите на конференции.
Официальный сайт конкурса http://www.eco-konkurs.ru/.

Литература.
Орлова И.А., Мельник А.А. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды». [Текст]:/ И.А. Орлова, А.А. Мельник: Методические рекомендации. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – СПб.: , 2010. – 74 с.

 

Информация о сборнике

 

 

Все статьи

Постоянная ссылка на эту страницу        http://www.eco-konkurs.ru/metodic-articles/1074-kr-stol-2012

 

 

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика