Площадь Труда, №18(238), 12.05.2011
Торжественное награждение победителей и призеров шестого всероссийского конкурса «Инструментальные исследования окружающей среды» состоялось во Дворце Труда. Ленинградская Федерация профсоюзов традиционно является одним из основных организаторов ежегодного состязания, которое объединяет школьников Петербурга, Ленобласти, городов России и ближнего зарубежья. Эти ребята проводят исследования в области экологии, результаты которых важны для многих производственных отраслей и обычных граждан.
В этом году в конкурсе приняли участие 150 школьников и 100 педагогов и научных руководителей. Уже не в первый раз свои заявки присылают ребята из Бурятии, Башкирии, Краснодарского края, Архангельской, Ивановской, Псковской, Липецкой, Ярославской областей.
По традиции в конкурсе пять номинаций: инструментальные исследования в области биологии, географии, физики и астрономии, химии и экологии.
- Социальная значимость исследования - в числе основных критериев для жюри. Кстати, собрано оно из преподавателей нескольких вузов Петербурга, включая Технологический институт и Аграрный университет - сообщил председатель оргкомитета конкурса Анатолий Мельник.
Защита работ проходила «по взрослому» - на базе РГПУ им. А.И. Герцена. Лучшие доклады прозвучали на церемонии награждения во Дворце Труда.
Так, например, Дианна Лебедева, учащаяся 8 класса 430-й школы, взяла первое место в номинации «биология». На самом деле ее работа находится на стыке биологии и физики, поскольку речь идет о взаимосвязи осанки школьника и массы его сумки. Более того, прослеживается даже зависимость между моделью сумки и нагрузкой для человека в зависимости от количества килограммов.
Другой восьмиклассник, Сергей Боровский, провел исследование парка 300-летия Петербурга на предмет радиационного фона. Для этого ему понадобился дозиметр, шагомер и даже... велосипед. Предложила тему руководитель школьного экологического клуба Тамара Пестова.
Они детально исследовали все особенности парка - с ранней весны 2010 года до поздней осени. Одним из показателей воздействия радиации стал рост высаженных здесь растений. В результате Сергей получил первое место в номинации «физика и астрономия».
Как рассказала нам Тамара Пестова, в администрации Приморского района уже заинтересовались результатами проекта, пожелав разместить карту радиации на всеобщее обозрение. Люди должны знать, в каких частях парка отдыхать небезопасно.
Свою лепту в просвещение людей об окружающей среде внесла Татьяна Кожокарь, ученица 11 класса Толмачевской средней школы. Она уже три года подряд исследует качество питьевой воды в своем поселке. Выяснилось, что основной проблемой в этом плане является низкая минерализация воды. Иначе говоря, ее мягкость, что приводит к такому неожиданному эффекту, как гипертония у местных жителей. Таня участвует в школьном проекте «Экологическая инициатива», однако исследование артезианских скважин - это ее личный проект (хотя, конечно, есть научный руководитель). Для этого пришлось обратиться в самые разные инстанции. В том числе - в экологические аккредитованные лаборатории. О результатах своей работы она иногда сообщает в местной толмачевской прессе.
Это лишь несколько примеров социально направленных проектов, связанных с окружающей средой.
- Человек, который занимался такими исследованиями в детстве, вряд ли будет причинять вред природе, когда вырастет. Что касается Ленинградской Федерации Профсоюзов (ЛФП), то мы участвуем в этом конкурсе уже не первый год в рамках Дней защиты от экологической опасности. Победители конкурса во Дворце труда награждаются дипломами с эмблемой ЛФП. А это значит, что ребенок уже будет знать о существовании профсоюзов - объяснил нам перспективный смысл проекта Михаил Фадеев, главный технический инспектор труда Аппарата ЛФП.
За социальную значимость работ Техническая инспекция труда учредила особые награды от ЛФП, которые вручил Михаил Фадеев. Так, за исследовательские работы VI всероссийского конкурса с международным участием «Инструментальные исследования окружающей среды в области химии» благодарственные письма ЛФП и ценные подарки получили:
Мария Святска, ученица рижской средней школы № 13, Латвия;
Сергей Фролов, МОУ «Вышнепенская средняя образовательная школа», Белгородская область, Россия;
Татьяна Кожокарь, МОУ «Толмачевская средняя образовательная школа», Ленинградская обл., Россия.
На подготовку индивидуального исследовательского проекта отводится около года. Подведя итоги года минувшего, оргкомитет, можно сказать, практически дал старт следующему конкурсному сезону.
Официальный сайт конкурса http://www. eco-konkurs.ru/.