Заочное тестирование в рамках VIII конкурса
«Инструментальные исследования окружающей среды»
Тематика теста – «Экология общая»
Демонстрационные задания тестирования 2012 г
Вариант 2
Инструкция по выполнению теста
Тест состоит из 3 частей и включает 41 задание.
Часть 1 (задания группы «А») включает 30 заданий (А1-А30). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только 1 ответ правильный.
Часть 2 (задания группы «В») включает в себя 3 задания (В1-В3),
Часть 3 (задания группы «С») включает в себя 11 заданий (С1-С11), в которых необходимо вписать слова, заканчивающие фразу.
Задания составлены на основе заданий экологических олимпиад, а также с использованием методических пособий.
Каждое правильно выполненное задание Части 1 оценивается 1 баллом.
Правильно выполненные задания В1 и В2 Части 2оцениваются по 3 балла.
Правильно выполненное задание В3 Части 2 оценивается в 5 баллов.
Каждое правильно выполненное задание Части 3 оценивается 1 баллом.
Часть 1.
При выполнении заданий этой части под номером выполняемого вами задания (А1–А30) впишите в бланк ответов выбранный вами вариант ответа. |
A1 – В каком случае наиболее вероятно полное исчезновение одного из малочисленных видов или небольшой популяции?
a) появление нового паразита
b) увеличение численности жертв
с) увеличение численности хищников
d) правильного ответа нет
A2 – Пределы биогеоценоза устанавливаются по границе:
a) зооценоза
b) фитоценоза
с) биоценоза
d) биотопа
A3 – Парциальное давление углекислого газа ограничивает распространение жизни:
a) в глубоководной части океана
b) в зоне альпийских лугов
с) в арктической пустыне
d) в пресноводном водоеме
A4 – Конкуренция между двумя популяциями разных видов сильнее, если:
a) одна популяция многочисленнее, чем вторая
b) два вида тесно связаны
с) экологические ниши этих видов перекрываются в больших масштабах
d) у видов сходная способность к размножению (плодовитость)
A5 – Соотношение между энергией, полученной организмом извне, и ее расходом на построение тела и процессы жизнедеятельности называют:
a) энергетическим бюджетом
b) энергетической стоимостью
с) энергетическим ресурсом
d) тепловым балансом
A6 – Положение популяции в биоценозе называется:
a) жизненной формой
b) экологической нишей
с) экотопом
d) ареалом
A7 – В наименьшей степени связано с численностью популяции действие фактора:
a) паразитизма
b) накопления отходов жизнедеятельности
с) хищничества
d) суровой зимы
A8 – По мере увеличения плотности популяции рост ее численности
a) не изменяется
b) замедляется
с) ускоряется
d) в одних случаях замедляется, в других - ускоряется
A9 – Лимитирующими факторами, ограничивающими распространение живых организмов в условиях тундры, являются:
a) недостаток тепла
b) недостаток влаги и тепла
с) недостаток пищи и влаги
d) избыток влаги и недостаток пищи
A10 – Укажите, какой фактор ограничивает самый нижний предел жизни в литосфере:
a) отсутствие кислорода
b) отсутствие света
с) высокая температура земных недр
d) отсутствие воды
A11 – Область экологии, изучающая механизмы разрушения биосферы человеком, способы предотвращения этого процесса и разработку принципов рационального природопользования, называется
a) популяционной экологией
b) прикладной экологией
с) медицинской экологией
d) инженерной экологией
A12 – Монокультура:
a) снижает численность популяции вредителя
b) повышает численность популяции вредителя
с) уменьшает зависимость от пестицидов
d) не приводит ни к одному из перечисленных
A13 – В наземно-воздушной среде фильтраторы отсутствуют из-за:
a) низкой плотности среды
b) высокой плотности среды
с) отсутствия пищи
d) обилия пищи
A14 – Явление, когда свободноживущие организмы одного вида выделяют химические вещества, угнетающие развитие особей другого вида, называется:
a) комменсализмом
b) экоцидом
с) паразитизмом
d) аменсализмом
А15 – Прирост за единицу времени на единицу площади массы консументов – это:
a) вторичная продукция
b) валовая первичная продукция
с) чистая первичная продукция
d) биомасса
А16 – Как называют максимальное репродуктивное усилие популяции?
a) популяционной волной
b) экологической рождаемостью
с) биотическим потенциалом
d) популяционным гомеостазом
А17 – Область экологии, изучающая взаимоотношения особей одного вида и различных видов между собой, называется:
a) глобальной экологией
b) популяционной экологией
с) аутэкологией
d) демэкологией
А18 – С экологической точки зрения вид является совокупностью:
a) отдельных особей
b) подвидов
с) отдельных рас
d) популяций
А19 – Исторически сложившийся комплекс живых организмов, обитающих на какой-то крупной территории, отделенной от других территорий барьерами (границами), называется:
a) биотопом
b) экосистемой
с) биоценозом
d) агроценозом
А20 – Относительно однородное по абиотическим факторам среды пространство, населенное организмами, приспособленными к жизни в этой среде, называется:
a) биотой
b) биоценозом
с) агроценозом
d) биотопом
А21 – Крупное системно-географическое подразделение в пределах природно-климатической зоны (например, влажные тропические леса) называется:
a) экотопом
b) биомом
с) биотопом
d) биосферой
А22 – Биологическая очистка - это:
a) удаление посторонних или вредных агентов из животных и растительных организмов путем разложения этих примесей и включения в метаболизм
b) удаление загрязняющих веществ из окружающей среды путем аккумуляции в вегетативных частях растений, жировой ткани животных или в микроорганизмах
с) изъятие загрязнителей из среды обитания живых организмов путем фильтрации или разложения с целью восстановления первичных свойств окружающей среды
d) удаление посторонних или вредных агентов из почв с помощью живых агентов
А23 – Выберите пример, который в большей степени отражает термин «коэволюция»:
a) приспособление насекомых к ядохимикатам
b) присобление хищника к жертве
с) приспособление паразита к хозяину
d) взаимоприсобление цветковых растений к опыляющим их насекомым
А24 – Области повышенной концентрации жизни в биосфере расположены на границе разделов разных сред и названы В.И. Вернадским:
a) пленками жизни
b) областями рекреации
с) контактными областями
d) областями концентрации
А25 – Наиболее отрицательное воздействие на воспроизводство лесных экосистем на всех стадиях их развития оказывают:
a) тепловые загрязнения
b) атмосферные загрязнители
с) фотохимические смоги
d) световые загрязнители
А26 – Как называют способность природных систем без ущерба для себя отдавать необходимую человеку продукцию?
a) хозяйственный потенциал
b) экономический потенциал
с) природно-ресурсный потенциал
d) биологический потенциал
А27 – Как называется вырождение, ухудшение свойств организма из поколения в поколение в результате неблагоприятных условий среды?
a) регрессия
b) дегенерация
с) деградация
d) правильного ответа нет
А28 – Синантропизация - это:
a) совместная жизнь двух и более особей разных систематических групп
b) обитание в пределах одной территории (акватории) систематически близких видов
с) приспособление организмов к обитанию вблизи человека
d) все перечисленное
А29 – ПДК - это:
a) степень воздействия источника выбросов техногенных веществ в природную среду
b) такая концентрация химического соединения, которая при ежедневном воздействии на организм в течение длительного времени не вызывает патологических изменений или заболеваний
с) обмен выбросов вредных веществ, обеспечивающих качество природной среды в соответствии с гигиеническими и экологическими требованиями
d) правильного ответа нет
А30 – Селитебный ландшафт характеризуется:
a) повышенным биологическим разнообразием
b) снижением биологического разнообразия
с) низкой численностью всех входящих в него видов
d) полным отсутствием видов-синантропов
Часть 2.
Ответом к заданиям этой части (В1–В3) является последовательность букв. При этом следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих символов. |
При выполнении заданий В1 и В2 из предложенного перечня ответов выберите два правильных и впишите их в бланк ответов. |
В1 – Что является основным фактором, ограничивающим возрастание общей биомассы на планете?
а) дефицит О2 и СО2;
b) дефицит Н2О;
c) температура;
d) поток солнечной энергии;
e) биотические взаимоотношения;
В2 – Возрастная структура популяции зависит от следующих причин:
а) от смертности взрослых особей;
b) от особенностей жизненного цикла вида;
c) от внешних факторов;
d) от межконкурентных отношений;
e) от длины цепи питания особей;
f) от всех перечисленных причин
При выполнении задания В3 запишите ответ так, как указано в тексте задания. |
В3 – Из предложений и терминов составьте пары так, чтобы получились правильные определения, раскрывающие смысл термина. Ответ запишите в бланк ответов в виде последовательности цифр, например 54321
А). Дефолианты |
1. Химические вещества, избирательно уничтожающие сорняки
|
А) |
Б) | В) | Г) | Д) |
Часть 3.
Впишите нужное слово в бланк ответов исходя из содержания вопроса. |
С1 – Перенос животными семян, спор, пыльцы растений называют …
С2 – Ряды, в которых каждый предыдущий вид служит пищей последующему, называют …
С3 – Растения, устойчивые к воздействию огня (например, при пожарах), относят к экологической группе …
С4 – Периодическое колебание численности особей в популяции, при котором уменьшение числа особей меняется его увеличением, после чего все опять закономерно повторяется, называется …
С5 – Организм, способный существовать при широких изменениях факторов окружающей среды, называется …
С6 – Временное состояние организма, при котором жизненные процессы замедлены до минимума и все видимые признаки жизни отсутствуют, называют …
С7 – Общая скорость фотосинтеза называется валовой продукцией, а та ее часть, которая не тратится растением, а идет на его рост, называется …
С8 – Сообщество организмов разных видов, тесно взаимосвязанных между собой и населяющих более или менее однородный участок, называют …
С9 – Организмы, которые потребляют минеральные соединения и, используя внешнюю энергию, синтезируют органические вещества, называют …
С10 – Американский эколог Ф. Клементс, наиболее полно разработавший учение о ... , считает, что в любом обширном районе каждый ряд завершается одной и той же климаксной экосистемой
С11 – Математическую модель, которая описывает колебания численности в системе «хищник – жертва», впервые предложил …
Выполнили все задания? Тогда откройте сборник ответов и проверьте правильность выполнения заданий.