Заочное тестирование в рамках VIII конкурса
«Инструментальные исследования окружающей среды»
Тематика теста – «Химия-9»
Вариант 2
Инструкция по выполнению теста
Тестирование проводилось с 03.11.2012 по 05.11.2012 г.
Тест состоит из 3 частей и включает 37 заданий.
Часть 1 включает 30 заданий (А1–А30). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный.
Часть 2 состоит из 4 заданий (В1–В4), на которые нужно дать краткий ответ в виде набора цифр.
Часть 3 включает 3 задания (С1–С3), выполнение которых предполагает написание полного, развернутого ответа с необходимыми уравнениями реакций и расчетами.
Задания составлены на основе демонстрационных заданий ГИА, размещенных на сайте ФИПИ.
Верное выполнение каждого задания Части 1 (А1–А30) оценивается 1 баллом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если указан только один номер верного ответа. Если отмечены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.
В Части 2 задание с кратким ответом считается выполненным верно, если в заданиях В1–В4 правильно указана последовательность цифр. За полный правильный ответ на задания В1 и В2 ставится 2 балла, на задания В3 и В4 – 4 балла. За каждую допущенную ошибку оценка снижается на 1 балл.
В Части 3 задание с развернутым ответом считается выполненным верно, если ответ правильный и полный, включает все названные элементы. За правильный ответ на задание С1 ставится 4 балла, на задания С2 и С3 - 3 балла. За каждую допущенную ошибку оценка снижается на 1 балл.
Поскольку по условиям прохождения тестирования оно является лишь тренировкой, то при выполнении заданий разрешается пользоваться любыми источниками информации: книги, учебники, которые будут у участника, а также сайтами в Интернете.
Часть 1.
При выполнении заданий этой части под номером выполняемого вами задания (А1–А30) впишите в бланк ответов выбранный вами вариант ответа. |
А1 – Атом какого химического элемента имеет приведенную ниже схему строения?
a) аргона
b) кислорода
c) серы
d) кальция
А2 – От кислотных к оснóвным меняются свойства оксидов в ряду
a) CaO → SiO2 → SO3
b) CO2 → Al2O3 → MgO
c) SO3 → P2O5 → Al2O3
d) Na2O → MgO → Al2O3
А3 – Какой вид химической связи в молекуле аммиака?
a) ковалентная неполярная
b) ковалентная полярная
c) металлическая
d) ионная
А4 – Такую же степень окисления, как и в SO2, сера имеет в соединении
a) K2SO4
b) H2SO3
c) (NH4)2S
d) SO3
А5 – Оснóвным оксидом и кислотой, соответственно, являются
a) FeO, Ba(OН)2
b) K2O, (NH4)2S
c) MgO, H2SO4
d) SO2, HNO3
А6 – К химическим явлениям относится процесс
a) измельчения сахара до состояния пудры
b) превращения воды в лед
c) появления капель воды на крышке чайника
d) горения свечи
А7 – Наименьшее число ионов образуется в разбавленном растворе при полной диссоциации 1 моль
a) FeCl3
b) Na2S
c) KNO3
d) BaCl2
А8 – Сокращенному ионному уравнению Ba2+ + SO42- = BaSO4↓ соответствует левая часть уравнения химической реакции
a) BaСl2 + H2SO4 →
b) BaCO3 + Na2SO4 →
c) BaO + SO3 →
d) Ba + H2SO4 →
А9 – И литий, и железо при комнатной температуре реагируют с
a) гидроксидом натрия
b) водой
c) серой
d) соляной кислотой
А10 – Химическая реакция возможна между
a) оксидом фосфора (V) и оксидом калия
b) оксидом алюминия и водой
c) оксидом кремния и соляной кислотой
d) оксидом цинка и кислородом
А11 – И кислород, и водород вступают в реакцию с
a) FeO
b) CaO
c) NH3
d) H2S
А12 – Оксид магния реагирует с
a) KCl
b) NaOH
c) SO3
d) BaSO4
А13 – При взаимодействии гидроксида железа (II) с раствором серной кислоты образуются
a) FeSO4 и H2O
b) Fe2(SO4)3 и H2O
c) FeSO4 и H2
d) Fe2(SO4)3 и H2
А14 – В реакцию с соляной кислотой вступает
a) хлорид натрия
b) карбонат натрия
c) нитрат натрия
d) сульфат натрия
А15 – С раствором сульфата меди (II) реагирует
a) Fe(OH)3
b) Zn
c) H2SiO3
d) MgO
А16 – Какое из органических веществ вступает в реакцию с водородом?
a) метан
b) этан
c) этанол
d) этилен
А17 – Верны ли следующие суждения об использовании лабораторного оборудования и правилах хранения препаратов бытовой химии?
А. Для отбора определенного объема жидкости используют мерный цилиндр.
Б. Средства бытовой химии следует хранить отдельно от продуктов питания.
a) верно только А
b) верно только Б
c) верны оба суждения
d) оба суждения неверны
А18 – В лаборатории имеются следующие растворы реактивов: 1-лакмус, 2-K2SO4, 3-фенолфталеин, 4-Са(ОН)2, 5-метилоранж, 6-AgNO3, 7-NaOH, 8-Ba(NO3)2. Для установления качественного состава соляной кислоты необходимо воспользоваться реактивами, указанными под цифрами:
a) 1 и 2
b) 3 и 4
c) 5 и 6
d) 7 и 8
А19 – Массовая доля хлора в оксиде хлора(VII) равна
a) 19,4%
b) 24,0%
c) 30,5%
d) 38,8%
А20 – Оксид цинка реагирует с каждым веществом пары
a) Na2O и H2O
b) SiO2 и Ag
c) NaOH и HCl
d) HNO3 и O2
А21 – В реакцию с соляной кислотой вступает
a) нитрат серебра
b) нитрат бария
c) серебро
d) оксид кремния
А22 – Среди веществ: NaCl, Na2S, Na2SO4 – в реакцию с раствором Cu(NO3)2 вступает(-ют)
a) только Na2S
b) NaCl и Na2S
c) Na2S и Na2SO4
d) NaCl и Na2SO4
А23 – Верны ли суждения о химическом загрязнении окружающей среды и его последствиях?
А. Повышенное содержание в атмосфере оксидов азота является угрожающим фактором для здоровья человека.
Б. Наличие неорганических кислот в промышленных стоках положительно влияет на жизнедеятельность рыб в водоёмах.
a) верно только А
b) верно только Б
c) верны оба суждения
d) оба суждения неверны
А24 – В приборе, изображённом на рисунке, получают
a) хлор
b) аммиак
c) кислород
d) хлороводород
А25 – Массовая доля азота в нитрате алюминия равна
a) 19,7%
b) 27,2%
c) 36,8%
d) 54,9%
А26 – Признаком протекания химической реакции между оксидом меди и водородом является
a) появление запаха
b) изменение цвета
c) выпадение осадка
d) выделение газа
А27 – Ионы Br− образуются при диссоциации вещества, формула которого –
a) AlBr3
b) CH3Br
c) NaBrO
d) Br2
А28 – Газ выделяется при взаимодействии
a) MgCl2 и Ba(NO3)2
b) Na2CO3 и CaCl2
c) NH4Cl и NaOH
d) CuSO4 и KOH
А29 – Не реагируют друг с другом
a) хлор и водород
b) кислород и кальций
c) азот и вода
d) железо и сера
А30 – В каком ряду химических элементов усиливаются неметаллические свойства соответствующих им простых веществ?
a) алюминий → фосфор → хлор
b) фтор → азот → углерод
c) хлор → бром → иод
d) кремний → сера → фосфор
Часть 2.
Ответом к заданиям этой части (В1–В4) является последовательность цифр. В бланке ответов следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих символов. |
При выполнении заданий В1 – В2 из предложенного перечня ответов выберите два правильных. Цифры запишите в бланк ответов.. |
В1 – В ряду химических элементов As – P – N
1) увеличиваются радиусы атомов
2) увеличивается электроотрицательность
3) усиливаются кислотные свойства их высших оксидов
4) возрастает значение высшей степени окисления
5) увеличивается число электронов во внешнем электронном слое атомов
В2 – Оксид меди (II) реагирует с
1) водой
2) азотной кислотой
3) фосфатом калия
4) водородом
5) хлором
При выполнении задания B3 - В4 к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. Выбранные цифры запишите под соответствующими буквами таблицы. Ответ запишите в виде последовательности цифр в бланк ответов. |
В3 – Установите соответствие между схемами превращения веществ и изменениями степени окисления серы.
СХЕМЫ ПРЕВРАЩЕНИЙ A) H2S + O2 → SO2 + H2O |
ИЗМЕНЕНИЯ СТЕПЕНИ ОКИСЛЕНИЯ СЕРЫ 1) Э+4 → Э+6
|
А) |
Б) | В) |
В4 – Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции.
ИСХОДНЫЕ ВЕЩЕСТВА A) Fe(OH)2 → (нагревание) |
ПРОДУКТЫ РЕАКЦИИ 1) Fe(OH)3↓ + NaCl
|
А) |
Б) | В) |
Часть 3.
Запишите в бланк ответов развернутый ответ к каждому из заданий. |
С1 – Дана схема превращений:
Напишите молекулярные уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения. Для второго превращения составьте сокращённое ионное уравнение реакции.
С2 – После пропускания через раствор гидроксида калия 1,12 л углекислого газа (н.у.) получили 138 г раствора карбоната калия. Вычислите массовую долю соли в полученном растворе.
С3 – На занятиях химического кружка учащиеся исследовали кристаллическое вещество белого цвета. В результате добавления к нему гидроксида калия и последующего нагревания полученной смеси выделился газ с резким специфическим запахом, при горении которого образовался азот. Определите состав исследуемого вещества и запишите его название. Составьте 2 уравнения реакций, которые были проведены учащимися в процессе его распознавания.
Выполнили все задания? Тогда откройте сборник ответов и проверьте правильность выполнения заданий.