Главная Демонстрационные версии заданий Заочное тестирование ФИЗИКА-9 (вариант 2) 2012 год

Заочное тестирование в рамках VIII конкурса 
«Инструментальные исследования окружающей среды»

Тематика теста – «Физика-9»

Демонстрационные задания тестирования 2012 г

Вариант 2


Инструкция по выполнению теста

Тест состоит из 3 частей и включает 39 заданий.
Часть 1 (задания группы «А») включает 32 задания (А1-А32). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только 1 ответ правильный.
Часть 2 (задания группы «В») включает в себя 4 задания (В1-В4), требующих краткого ответа.
Часть 3 (задания группы «С») включает в себя 3 заданиЯ (С1-С3), в которых необходимо решить расчетные задачи и записать развернутый ответ.

Задания составлены на основе демонстрационных заданий ГИА, размещенных на сайте ФИПИ.

Каждое правильно выполненное задание Части 1 оценивается 1 баллом. 
Правильно выполненные задания В1 и В2 Части 2 оцениваются по 3 балла.
Правильно выполненные задания В3 и В4 Части 2 оцениваются по 2 баллa.
Правильно выполненные задания С1 и С2 Части 3 оцениваются по 3 баллa. 
Правильно выполненное задание С3 Части 2 оцениваются в 2 баллa.

Поскольку по условиям прохождения тестирования оно является лишь тренировкой, то при выполнении заданий разрешается пользоваться любыми источниками информации: книги, учебники, которые будут у участника, а также сайтами в Интернете.

 

Часть 1.

При выполнении заданий этой части под номером выполняемого вами задания (А1–А32) впишите в бланк ответов выбранный вами вариант ответа.

А1 – Диск радиуса R вращается вокруг оси, проходящей через точку О (см. рисунок). Чему равен путь L и модуль перемещения S точки А при повороте диска на 180°.


a) L = 2 R; S = π R
b) L = π R; S = 2 R
c) L = 0; S = 2π R
d) L = 2π R; S = 0

А2 – В инерциальной системе отсчета брусок начинает скользить с ускорением вниз по наклонной плоскости. Модуль равнодействующей сил, действующих на брусок, равен


a) mg
b) N
c) Fтр
d) ma

А3 – Для придания наиболее эффективного ускорения космическому кораблю струя выхлопных газов, вырывающаяся из сопла его реактивного двигателя, должна быть направлена
a) по направлению движения корабля
b) противоположно направлению движения корабля
c) перпендикулярно направлению движения корабля
d) под произвольным углом к направлению движения корабля

А4 – Звуковые волны могут распространяться
a) только в газах
b) только в жидкостях
c) только в твердых телах
d) в газах, жидкостях и твердых телах


А5 – В открытом сосуде 1 и закрытом сосуде 2 находится вода. Если открыть кран К, то


a) вода обязательно будет перетекать из сосуда 2 в сосуд 1
b) вода обязательно будет перетекать из сосуда 1 в сосуд 2
c) вода перетекать не будет ни при каких обстоятельствах
d) перемещение жидкостей будет зависеть от давления в воздушном зазоре сосуда 2

А6 – Тело начинает прямолинейное движение из состояния покоя, и его ускорение меняется со временем так, как показано на графике. Через 6 с после начала движения модуль скорости тела будет равен


a) 0 м/с
b) 8 м/с
c) 12 м/с
d) 16 м/с

А7 – При охлаждении столбика спирта в термометре
a) уменьшается объем молекул спирта
b) увеличивается объем молекул спирта
c) уменьшается среднее расстояние между молекулами спирта
d) увеличивается среднее расстояние между молекулами спирта

А8 – В одинаковые сосуды с холодной водой опустили нагретые до 100°С сплошные шары одинакового объема, в первый сосуд — из меди, а во второй — из цинка. После достижения состояния теплового равновесия оказалось, что в сосудах установилась разная температура. В каком из сосудов окажется более высокая температура?


a) В первом сосуде, так как удельная теплоемкость меди больше удельной теплоемкости цинка.
b) В первом сосуде, так как плотность меди больше плотности цинка.
c) Во втором сосуде, так как удельная теплоемкость цинка больше удельной теплоемкости меди.
d) Во втором сосуде, так как плотность цинка больше плотности меди.

А9 – Металлическая пластина, имевшая положительный заряд, по модулю равный 10 е, при освещении потеряла четыре электрона. Каким стал заряд пластины?
a) 6 е
b) – 6 е
c) 14 е
d) – 14 е

А10 – В электрической цепи (см. рисунок) вольтметр V1 показывает напряжение 2 В, вольтметр V2 – напряжение 0,5 В. Напряжение на лампе равно


a) 0,5 В
b) 1,5 В
c) 2 В
d) 2,5 В

А11 – На рисунке представлена картина линий магнитного поля, полученная с помощью железных опилок от двух полосовых магнитов. Каким полюсам полосовых магнитов соответствуют области 1 и 2?


a) 1 – северному полюсу, 2 – южному
b) 2 – северному полюсу, 1 – южному
c) и 1, и 2 – южному полюсу
d) и 1, и 2 – северному полюсу

А12 – С помощью собирающей линзы получено мнимое изображение предмета. Предмет по отношению к линзе расположен на расстоянии
a) меньшем фокусного расстояния
b) равном фокусному расстоянию
c) большем двойного фокусного расстояния
d) большем фокусного и меньшем двойного фокусного расстояния


А13 – На рисунке приведена шкала электромагнитных волн. Определите, к какому виду излучения относятся электромагнитные волны с длиной волны 1 см.


a) только к радиоизлучению
b) только к рентгеновскому излучению
c) к радиоизлучению и инфракрасному излучению
d) к ультрафиолетовому и рентгеновскому излучению

А14 – Ядро атома калия содержит
a) 19 протонов, 20 нейтронов
b) 19 протонов, 39 нейтронов
c) 20 протонов, 19 нейтронов
d) 20 протонов, 39 нейтронов

А15 – Ученик проводил опыты с двумя разными резисторами, измеряя значения силы тока, проходящего через них при разных напряжениях на резисторах, и результаты заносил в таблицу.

Прямая пропорциональная зависимость между силой тока в резисторе и напряжением на концах резистора
a) выполняется только для первого резистора
b) выполняется только для второго резистора
c) выполняется для обоих резисторов
d) не выполняется для обоих резисторов




Прочитайте текст и выполните задания А16–А18.



Молния


Электрическая природа молнии была раскрыта в исследованиях американского физика Б. Франклина, по идее которого был проведён опыт по извлечению электричества из грозового облака. В 1750 году он опубликовал работу, в которой описал эксперимент с использованием воздушного змея, запущенного в грозу. Франклин запустил змея в грозовое облако и обнаружил, что змей собирает электрический заряд. Атмосферное электричество образуется и концентрируется в облаках – образованиях из мелких частиц воды, находящейся в жидком или твёрдом состояниях. Сухой снег представляет собой типичное сыпучее тело: при трении снежинок друг о друга и их ударах о землю снег должен электризоваться. При низких температурах во время сильных снегопадов и метелей электризация снега настолько велика, что происходят зимние грозы, наблюдается свечение остроконечных предметов, образуются шаровые молнии.
При дроблении водяных капель и кристаллов льда, при столкновениях их с ионами атмосферного воздуха крупные капли и кристаллы приобретают избыточный отрицательный заряд, а мелкие – положительный. Восходящие потоки воздуха в грозовом облаке поднимают мелкие капли и кристаллы к вершине облака, крупные капли и кристаллы падают к его основанию. Заряженные облака наводят на земной поверхности под собой противоположный по знаку заряд. Внутри облака и между облаком и землёй создаётся сильное электрическое поле, которое способствует ионизации воздуха и возникновению искрового разряда. Сила тока разряда составляет 20 кА, температура в канале искрового разряда может достигать 10000°С. Разряд прекращается, когда бóльшая часть избыточных электрических разрядов нейтрализуется электрическим током, протекающим по плазменному каналу молнии.


А16 – В результате восходящих потоков воздуха в грозовом облаке
a) всё облако заряжается отрицательно
b) всё облако заряжается положительно
c) нижняя часть облака заряжается отрицательно, верхняя – положительно
d) нижняя часть облака заряжается положительно, верхняя – отрицательно

А17 – Вещество в канале молнии может находиться
a) только в плазменном состоянии
b) только в газообразном состоянии
c) в газообразном и жидком состоянии
d) в газообразном, жидком и твердом состоянии


А18 – Молнии могут проходить в самих облаках — внутриоблачные молнии (А), а могут ударять в землю — наземные молнии (Б). При механизме электризации, описанном в тексте, электрический ток разряда молнии направлен
a) в обоих случаях снизу вверх
b) в обоих случаях сверху вниз
c) в случае А – сверху вниз, в случае Б – снизу вверх
d) в случае Б – сверху вниз, в случае А – снизу вверх


А19 – На рисунке представлен график зависимости скорости от времени для тела, движущегося прямолинейно. В какой(-ие) моменты времени ускорение тела постоянно и не равно нулю?


a) только в интервале времени 0-3 с
b) только в интервале времени 3-6 с
c) только в интервале времени 6-9 с
d) в интервалах времени 0-3 с и 6-9 с

А20 – Тяжелый чемодан необходимо передвинуть в купе вагона по направлению к локомотиву. Это легче будет сделать, если поезд в это время
a) стоит на месте у платформы
b) движется равномерно прямолинейно
c) ускоряется
d) тормозит

А21 – Шарик движется вниз по наклонному желобу без трения. Какое из следующих утверждений об энергии шарика верно при таком движении? 
a) Кинетическая энергия шарика увеличивается, его полная механическая энергия не изменяется.
b) Потенциальная энергия шарика увеличивается, его полная механическая энергия не изменяется.
c) И кинетическая энергия, и полная механическая энергия шарика увеличиваются.
d) И потенциальная энергия, и полная механическая энергия шарика уменьшаются.

А22 – Тело движется по окружности вокруг точки О с постоянной по модулю скоростью. Какая из стрелок 1, 2, 3 или 4 указывает направление ускорения этого тела в точке А?


a) 1
b) 2
c) 3
d) 4

А23 – Два однородных шара, один из которых изготовлен из алюминия, а другой — из меди, уравновешены на рычажных весах (см. рисунок). Нарушится ли равновесие весов, если шары опустить в воду?


a) Равновесие весов не нарушится, так как масса шаров одинакова.
b) Равновесие весов нарушится – перевесит шар из алюминия.
c) Равновесие весов нарушится – перевесит шар из меди.
d) Равновесие весов не нарушится, так как шары опускают в одну и ту же жидкость.

А24 – Мальчик стоит на напольных весах в лифте. Лифт начинает движение вверх с ускорением 1 м/с2. Что покажут весы в ходе этого движения, если в покоящемся лифте они показывали 40 кг?
1) 44 кг
2) 41 кг
3) 39 кг
4) 36 кг

А25 – В отсутствие теплопередачи объем газа увеличился. При этом
a) температура газа уменьшилась, а внутренняя энергия не изменилась
b) температура газа не изменилась, а внутренняя энергия увеличилась
c) температура и внутренняя энергия газа уменьшились
d) температура и внутренняя энергия газа увеличились

А26 – На рисунке представлен график зависимости температуры от времени для процесса нагревания слитка свинца массой 1 кг. Какое количество теплоты получил свинец за 10 мин нагревания?


a) 78000Дж
b) 29510 Дж 
c) 26000 Дж 
d) 13000 Дж

А27 – К двум заряженным шарикам, подвешенным на изолирующих нитях, подносят положительно заряженную стеклянную палочку. В результате положение шариков изменяется так, как показано на рисунке (пунктирными линиями указано первоначальное положение).


Это означает, что
a) оба шарика заряжены положительно
b) оба шарика заряжены отрицательно
c) первый шарик заряжен положительно, а второй – отрицательно
d) первый шарик заряжен отрицательно, а второй – положительно

А28 – Общее сопротивление участка цепи, изображенного на рисунке, равно 9 Ом. Сопротивления резисторов R1 и R2 равны. Чему равно сопротивление каждого резистора?


a) 81 Ом
b) 18 Ом 
c) 9 Ом 
d) 4,5 Ом

А29 – На рисунках изображены постоянные магниты с указанием линий магнитной индукции полей, создаваемых ими, и магнитные стрелки. На каком из рисунков правильно изображено положение магнитной стрелки в магнитном поле постоянного магнита?


a) 1
b) 2
c) 3
d) 4

А30 – На рисунке изображен ход луча, падающего на собирающую линзу. Какая из пунктирных линий (1), (2), (3) или (4) верно указывает направление распространения этого луча после его преломления в линзе?


a) 1
b) 2
c) 3
d) 4

А31 – Исследуя зависимость силы тока от напряжения на резисторе при его постоянном сопротивлении, ученик получил результаты, представленные в таблице. Чему равно удельное сопротивление металла, из которого изготовлен резистор, если длина провода 25 м, а площадь его поперечного сечения 1 мм2


a) 0,016 Ом×мм2
b) 0,1 Ом×мм2
c) 0,4 Ом×мм2
d) 2,5 Ом×мм2

А32 – При испускании γ-кванта
a) массовое и зарядовое числа ядра не изменяются
b) массовое и зарядовое числа ядра увеличиваются
c) массовое число ядра не изменяется, зарядовое число ядра увеличивается
d) массовое число ядра увеличивается, зарядовое число ядра не изменяется

 

 

Часть 2.

Ответом к заданиям этой части (В1–В2) является последовательность цифр. В бланке ответов следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих символов.

В1 – В сосуд, частично заполненный водой, опускают на нити свинцовый шарик из положения 1 в положение 2 (см. рисунок).

 

Как при этом изменяются сила тяжести и выталкивающая сила, действующие на шарик, а также давление воды на дно сосуда? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) увеличилась
2) уменьшилась
3) не изменилась
Запишите в таблицу выбранные цифры для каждой физической величины. Цифры в ответе могут повторяться. Ответ запишите в бланк ответов в виде последовательности цифр.

Сила тяжести Выталкивающая сила Давление воды на дно сосуда


В2 – Установите соответствие между физическими величинами и приборами, с помощью которых эти величины определяются. К каждой позиции первого столбца подберите нужную позицию из второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.  Ответ запишите в бланк ответов в виде последовательности цифр.

ФИЗИЧЕСКИЕ ВЕЛИЧИНЫ
А) сила тяжести
Б) атмосферное давление
В) температура
ПРИБОРЫ
1) динамометр
2) ареометр
3) манометр
4) барометр
5) термометр

 

А)
Б) В)



 

 

При выполнении заданий В3 – В4 ответ (число) надо записать в отведенное место, выразив его в указанных единицах.

В3 – Камень начинает свободное падение из состояния покоя. Определите путь, пройденный камнем за третью от начала движения секунду.
Ответ ________ (м)



В4 – На рисунке представлен график зависимости температуры от полученного количества теплоты для вещества массой 2 кг. Первоначально вещество находилось в твердом состоянии. Определите удельную теплоту плавления вещества.
Ответ _________ (кДж/кг)

 

Часть 3.

Запишите в бланк ответов ответ к задачам, приведенным в заданиях С1 и С2. Подробное решение записывать не нужно.

С1 – Транспортер равномерно поднимает груз массой 190 кг на высоту 9 м за 50 с. Определите силу тока в электродвигателе, если напряжение в электрической сети 380 В. КПД двигателя транспортера составляет 60%.


С2 – Гиря падает на землю и ударяется о препятствие. Скорость гири перед ударом равна 140 м/с. Какова была температура гири перед ударом, если после удара температура повысилась до 100°С? Считать, что все количество теплоты, выделяемое при ударе, поглощается гирей. Удельная теплоемкость вещества гири равна 140 Дж/(кг×°С).

 

Запишите в бланк ответов развернутый ответ к каждому из заданий.

С3 – В комнате на столе лежат пластмассовый и металлический шарики одинакового объема. Какой из шариков на ощупь кажется холоднее? Ответ поясните.

 

 

 

Выполнили все задания? Тогда откройте сборник ответов и проверьте правильность выполнения заданий.

 

Интересный материал? Помести его к себе

 
 
 
 
 
Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика