Заочное тестирование в рамках VIII конкурса
«Инструментальные исследования окружающей среды»
Тематика теста – «Биология-11»
Демонстрационные задания тестирования 2012 г
Вариант 2
Инструкция по выполнению теста
Тест состоит из 3 частей и включает 35 заданий.
Часть 1 (задания группы «А») включает 28 заданий (А1-А28). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только 1 ответ правильный.
Часть 2 (задания группы «В») включает в себя 3 задания (В1-В3), на которые нужно дать краткий ответ в виде набора цифр или букв.
Часть 3 (задания группы «С») включает в себя 4 задания (С1-С4), выполнение которых предполагает написание полного, развернутого ответа.
Задания составлены на основе демонстрационных заданий ЕГЭ, размещенных на сайте ФИПИ.
Верное выполнение каждого задания Части 1 (А1–А28) оценивается 1 баллом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если указан только один номер верного ответа. Если отмечены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.
В Части 2 задание с кратким ответом считается выполненным верно, если в заданиях В1–В3 правильно указана последовательность цифр или букв. За полный правильный ответ ставится: в задании В1 и В2 – по 3 балла, в задании В3 – 5 баллов. За каждую допущенную ошибку оценка снижается на 1 балл.
В Части 3 задание с развернутым ответом считается выполненным верно, если ответ правильный и полный, включает все названные элементы. За правильный ответ в задании С1 ставится 2 балла, в заданиях С2-С4 – по 3 балла. За каждую допущенную ошибку оценка снижается на 1 балл.
Поскольку по условиям прохождения тестирования оно является лишь тренировкой, то при выполнении заданий разрешается пользоваться любыми источниками информации: книги, учебники, которые будут у участника, а также сайтами в Интернете.
Часть 1.
При выполнении заданий этой части под номером выполняемого вами задания (А1–А28) впишите в бланк ответов выбранный вами вариант ответа. |
А1 – Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?
a) клеточный
b) популяционно-видовой
c) биогеоценотический
d) биосферный
А2 – О единстве органического мира свидетельствует
a) наличие ядра в клетках живых организмов
b) клеточное строение организмов всех царств
c) объединение организмов всех царств в систематические группы
d) разнообразие организмов, населяющих Землю
А3 – Какая структура клетки изображена на рисунке?
a) эндоплазматическая сеть
b) плазматическая мембрана
c) комплекс Гольджи
d) вакуоль
А4 – Хроматиды – это
a) две цепи одной молекулы ДНК
b) кольцевые молекулы ДНК
c) участки хромосомы в неделящейся клетке
d) две субъединицы хромосомы делящейся клетки
А5 – Какие формы жизни занимают промежуточное положение между телами живой и неживой природы?
a) вирусы
b) бактерии
c) лишайники
d) грибы
А6 – У растений, полученных путем вегетативного размножения,
a) повышается адаптация к новым условиям
b) появляется много новых признаков
c) набор генов идентичен родительскому
d) проявляется комбинативная изменчивость
А7 – Какие гаметы имеют особи с генотипом ааВВ?
a) аа
b) ааВВ
c) ВВ
d) аВ
А8 – При скрещивании двух морских свинок с черной шерстью (доминантный признак) получено потомство, среди которого особи с белой шерстью составили 25%. Каковы генотипы родителей?
a) АА х аа;
b) Аа х АА;
c) Аа х Аа;
d) АА х АА.
А9 – Мутационная изменчивость, в отличие от модификационной,
a) носит обратимый характер
b) не связана с изменениями хромосом
c) носит массовый характер
d) передаётся по наследству
А10 – Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе
a) паразитов
b) сапротрофов
c) автотрофов
d) симбионтов
А11 – Укажите признак, характерный только для царства растений.
a) имеют клеточное строение
b) дышат, питаются, растут, размножаются
c) имеют фотосинтезирующую ткань
d) питаются готовыми органическими веществами
А12 – Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно семейство розоцветных, так как у них
a) одинаковые потребности в воде и освещении
b) цветки имеют сходное строение
c) стержневая корневая система
d) сходное строение побегов
А13 – Среди беспозвоночных животных более высокий уровень организации имеют
a) кольчатые черви
b) членистоногие
c) моллюски
d) кишечнополостные
А14 – Признак приспособленности птиц к полету –
a) появление четырехкамерного сердца
b) образование роговых щитков на ногах
c) наличие полых костей
d) наличие копчиковой железы
А15 – При дыхании организм человека получает энергию за счет
a) окисления органических веществ
b) расщепления минеральных веществ
c) превращения углеводов в жиры
d) синтеза белков и жиров
А16 – При нарушении работы почек человека основанием для беспокойства является появление в моче
a) белка
b) мочевины
c) избытка воды
d) хлорида натрия
А17 – Наибольшее количество крахмала человек потребляет, используя в пищу
a) листья салата и укропа
b) растительное и сливочное масло
c) хлеб и картофель
d) мясо и рыбу
А18 – Рефлекторная дуга заканчивается
a) исполнительным органом
b) чувствительным нейроном
c) вставочным нейроном
d) рецептором
А19 – Как можно уберечь человека от заражения столбняком, если в рану попала земля?
a) принять антибиотики
b) обработать рану йодом
c) сделать прививку
d) ввести сыворотку
А20 – Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида
a) географическому
b) генетическому
c) экологическому
d) морфологическому
А21 – Пример внутривидовой борьбы за существование –
a) соперничество самцов из-за самки
b) “борьба с засухой” растений пустыни
c) сражение хищника с жертвой
d) поедание птицами плодов и семян
А22 – Приспособленность организмов к среде обитания – результат
a) стремления особей к самоусовершенствованию
b) взаимодействия движущих сил эволюции
c) методического отбора
d) проявления конвергенции
А23 – У человека в связи с прямохождением
a) большой палец противопоставляется остальным
b) когти превратились в ногти
c) срослись фаланги пальцев стопы
d) сформировался свод стопы
А24 – К абиотическим факторам среды относят
a) распространение семян птицами
b) нашествие саранчи
c) миграции рыб
d) обильный снегопад
А25 – Конкурентные отношения между организмами в экосистемах характеризуются
a) угнетением особей друг друга
b) ослаблением внутривидовой борьбы
c) созданием среды одними видами для других
d) разными потребностями в пище
А26 – Минерализация органических соединений почвы осуществляется благодаря деятельности
a) наземных животных
b) шляпочных грибов
c) корней растений
d) микроорганизмов
А27 – Лизосомы формируются из
a) комплекса Гольджи
b) клеточного центра
c) пластид
d) митохондрий
А28 – В основе каких реакций обмена лежит матричный принцип?
a) синтеза молекул АТФ
b) сборки молекул белка из аминокислот
c) синтеза глюкозы из углекислого газа и воды
d) образования липидов
Часть 2
Ответом к заданиям этой части (В1-В3) является последовательность букв или цифр. Впишите ответы в бланк ответов без пробелов и других символов. |
В заданиях В1-В2 выберите три верных ответа из шести, впишите номера, под которыми они находятся, в бланк ответов в порядке возрастания, напр., 123. |
B1 – Растения семейства лилейных можно узнать по
1) цветкам трёхчленного типа с простым околоцветником
2) цветкам пятичленного типа с двойным околоцветником
3) видоизменённым подземным побегам в виде луковиц и корневищ
4) видоизменённым наземным побегам в виде усов и лазающих стеблей
5) образованию плодов – ягода или коробочка
6) образованию плодов – орех или стручок
B2 – Результатом эволюции является
1) дрейф генов
2) многообразие видов
3) мутационная изменчивость
4) приспособленность организмов к условиям внешней среды
5) повышение организации живых существ
6) борьба за существование
При выполнении задания В3 установите правильную последовательность биологических процессов. Запишите в бланк ответов последовательность букв без пробелов и других символов. |
В3 – Установите последовательность этапов круговорота углерода в биосфере, начиная с поглощения углекислого газа из атмосферы.
А) окисление органических веществ в клетках растений
Б) выделение углекислого газа в атмосферу в процессе дыхания
В) синтез высокомолекулярных органических веществ в растении
Г) поглощение углекислого газа из атмосферы
Д) образование глюкозы в процессе фотосинтеза
Часть 3
Прочитайте задание и впишите развернутый ответ в бланк ответов. |
C1 – Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?
С2 – Что объединяет и в чём отличие биологических объектов, изображённых на рисунке?
С3 – Какие признаки характерны для моховидных растений?
C4 – В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.
Выполнили все задания? Тогда откройте сборник ответов и проверьте правильность выполнения заданий.