Заочное тестирование в рамках VIII конкурса
«Инструментальные исследования окружающей среды»
Тематика теста – «Биология-11»
Демонстрационные задания тестирования 2012 г
Вариант 1
Инструкция по выполнению теста
Тест состоит из 3 частей и включает 35 заданий.
Часть 1 (задания группы «А») включает 28 заданий (А1-А28). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только 1 ответ правильный.
Часть 2 (задания группы «В») включает в себя 3 задания (В1-В3), на которые нужно дать краткий ответ в виде последовательности цифр или букв.
Часть 3 (задания группы «С») включает в себя 4 задания (С1-С4), выполнение которых предполагает написание полного, развернутого ответа.
Задания составлены на основе демонстрационных заданий ЕГЭ, размещенных на сайте ФИПИ.
Верное выполнение каждого задания Части 1 (А1–А28) оценивается 1 баллом. За выполнение задания с выбором ответа выставляется 1 балл при условии, если указан только один номер верного ответа. Если отмечены два и более ответов, в том числе правильный, то ответ не засчитывается.
В Части 2 задание с кратким ответом считается выполненным верно, если в заданиях В1–В3 правильно указана последовательность цифр или букв. За полный правильный ответ в заданиях В1 и В2 ставится по 3 балла, в задании В3 - 5 баллов. За каждую допущенную ошибку оценка снижается на 1 балл.
В Части 3 задание с развернутым ответом считается выполненным верно, если ответ правильный и полный, включает все названные элементы. За правильный ответ на задания С1 ставится 2 балла, на задания С2-С4 – по 3 балла. За каждую допущенную ошибку оценка снижается на 1 балл.
Поскольку по условиям прохождения тестирования оно является лишь тренировкой, то при выполнении заданий разрешается пользоваться любыми источниками информации: книги, учебники, которые будут у участника, а также сайтами в Интернете.
Часть 1.
При выполнении заданий этой части под номером выполняемого вами задания (А1–А28) впишите в бланк ответов выбранный вами вариант ответа. |
А1 – Какая наука изучает ископаемые остатки организмов?
a) биогеография
b) эмбриология
c) сравнительная анатомия
d) палеонтология
A2 – Какую теорию сформулировали немецкие ученые М. Шлейден и Т. Шванн, обобщив идеи разных ученых?
a) эволюции
b) хромосомную
c) клеточную
d) онтогенеза
A3 – На каком рисунке изображена митохондрия?
A4 – У плодовой мухи дрозофилы в соматических клетках содержится 8 хромосом, а в половых клетках -
a) 12
b) 10
c) 8
d) 4
A5 – Встраивание своей нуклеиновой кислоты в ДНК клетки-хозяина осуществляют
a) бактериофаги
b) хемотрофы
c) автотрофы
d) цианобактерии
A6 – У растений, полученных путём вегетативного размножения,
a) повышается адаптация к новым условиям
b) проявляется комбинативная изменчивость
c) набор генов идентичен родительскому
d) появляется много новых признаков
A7 – Парные гены гомологичных хромосом называют
a) аллельными
b) сцепленными
c) рецессивными
d) доминантными
A8 – Какой закон проявится в наследовании признаков при скрещивании организмов с генотипами: Аа х Аа?
a) единообразия
b) расщепления
c) сцепленного наследования
d) независимого наследования
A9 – Модификационная изменчивость обеспечивает
a) проявление новой нормы реакции признака
b) освоение новой среды обитания
c) приспособление к условиям среды
d) усиление обмена веществ
A10 – Клетки грибов, в отличие от клеток бактерий, имеют
a) цитоплазму
b) ядро
c) плазматическую мембрану
d) рибосомы
A11 – Что образуется из оплодотворенной яйцеклетки растений?
a) семя
b) зародыш
c) эндосперм
d) околоплодник
A12 – Растения какой группы образовали залежи каменного угля?
a) моховидные
b) папоротниковидные
c) цветковые
d) древние водоросли
A13 – Обыкновенную амёбу относят к подцарству Простейшие, потому что она
a) имеет мелкие размеры
b) обитает в водной среде
c) способна к передвижению
d) состоит из одной клетки
A14 – Млекопитающих можно отличить от других позвоночных по наличию
a) волосяного покрова и ушных раковин
b) сухой кожи с роговыми чешуями
c) роговых щитков
d) голой кожи, покрытой слизью
A15 – Какой цифрой обозначен на рисунке орган, в который воздух попадает из гортани?
a) 1
b) 2
c) 3
d) 4
A16 – В удалении из организма человека конечных продуктов обмена через кожные покровы участвуют
a) клетки эпидермиса
b) сальные железы
c) кровеносные сосуды
d) потовые железы
A17 – При недостатке в организме витамина С человек заболевает
a) цингой
b) рахитом
c) бери-бери
d) сахарным диабетом
A18 – Колебания уровня сахара в крови и моче человека свидетельствуют о нарушениях деятельности
a) желудка
b) надпочечников
c) щитовидной железы
d) поджелудочной железы
A19 – Употребление человеком в пищу сырых овощей и фруктов способствует
a) всасыванию воды в толстом кишечнике
b) сокращению стенок кишечника
c) ускорению обмена веществ
d) повышенной выработке ферментов
A20 – Какому критерию вида соответствует следующее описание: большая синица живет в кронах деревьев, питается крупными насекомыми и их личинками?
a) географическому
b) экологическому
c) морфологическому
d) генетическому
A21 – Интенсивность размножения и ограниченность ресурсов для жизни организмов являются предпосылкой
a) борьбы за существование
b) мутационной изменчивости
c) изоляции популяций
d) понижения уровня организации видов
A22 – К результатам эволюции относят
a) борьбу за существование и естественный отбор
b) приспособленность и многообразие видов
c) мутационную и комбинативную изменчивость
d) модификационную и коррелятивную изменчивость
A23 – Социальные факторы эволюции сыграли решающую роль в формировании у человека
a) способности различать запахи
b) прямохождения
c) членораздельной речи
d) особенностей строения позвоночника
A24 – Какой из примеров относят к биотическим факторам?
a) поедание тлей божьими коровками
b) весенний разлив реки
c) сезонное пересыхание водоёма
d) поглощение культурными растениями минеральных удобрений
A25 – Определите консумента I порядка в цепи питания:
листья липы → гусеницы непарного шелкопряда → пахучий красотел → обыкновенный скворец → ястреб-перепелятник
a) гусеницы непарного шелкопряда
b) обыкновенный скворец
c) листья липы
d) ястреб-перепелятник
A26 – Атмосферный азот включается в круговорот благодаря жизнедеятельности
a) дрожжевых грибов
b) клубеньковых бактерий
c) молочнокислых бактерий
d) плесневых грибов
A27 – Ферменты лизосом синтезируются в
a) рибосомах
b) митохондриях
c) клеточной стенке
d) комплексе Гольджи
A28 – Выберите правильную последовательность передачи информации в процессе синтеза белка в клетке.
ДНК → информационная РНК → белок
ДНК → транспортная РНК → белок
рибосомальная РНК → транспортная РНК → белок
рибосомальная РНК → ДНК → транспортная РНК → белок
Часть 2.
Ответом к заданиям этой части (В1-В3) является последовательность букв или цифр. Впишите ответы в бланк ответов без пробелов и других символов. |
В заданиях В1 – В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания в бланк ответов. |
B1 – Основные положения клеточной теории позволяют сделать вывод о
1) биогенной миграции атомов
2) родстве организмов
3) происхождении растений и животных от общего предка
4) появлении жизни на Земле около 4,5 млрд. лет назад
5) сходном строении клеток всех организмов
6) взаимосвязи живой и неживой природы
B2 – В каких структурах органов чувств человека расположены воспринимающие звенья анализаторов?
1) слуховые косточки
2) сетчатка
3) обонятельный нерв
4) волосковые клетки улитки
5) хрусталик глаза
6) сосочки языка
При выполнении заданий В3 установите правильную последовательность биологических процессов. Запишите в бланк ответов последовательность букв без пробелов и других символов. |
B3 – Какова последовательность процессов энергетического обмена в клетке?
A) расщепление крахмала до мономеров
Б) поступление в лизосомы питательных веществ
B) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты
Г) поступление пировиноградной кислоты (ПВК) в митохондрии
Д) образование углекислого газа и воды
Часть 3.
Прочитайте задание, выполните его как указано в тексте, а затем запишите развернутый ответ в бланк ответов. |
C1 – Почему лечение человека антибиотиками может привести к нарушению функции кишечника?
C2 – Какая часть листа обозначена на рисунке буквой А и из каких структур она состоит? Какие функции выполняют эти структуры?
C3 – В чём проявляется усложнение папоротников по сравнению с мхами? Приведите не менее трёх признаков.
C4 – В чем проявляется участие функциональных групп организмов в круговороте веществ в биосфере? Рассмотрите роль каждой из них в круговороте веществ в биосфере.
Выполнили все задания? Тогда откройте сборник ответов и проверьте правильность выполнения заданий.