Заочное тестирование
в рамках VIII конкурса
«Инструментальные исследования окружающей среды»
Тематика теста – «Биология-9»
Вариант 1
Инструкция по выполнению теста
Тестирование проводилось с 03.11.2012 по 05.11.2012 г.
Тест состоит из 3 частей и включает 31 задание.
Часть 1 (задания группы «А») включает 23 задания (А1-А23). К каждому заданию дается 4 варианта ответа, из которых только 1 ответ правильный.
Часть 2 (задания группы «В») включает в себя 4 задания (В1-В4), на которые нужно дать краткий ответ в виде набора цифр.
Часть 3 (задания группы «С») включает в себя 4 задания (С1-С4), в которых необходимо дать развернутый ответ.
Задания составлены на основе демонстрационных заданий ГИА, размещенных на сайте ФИПИ.
Каждое правильно выполненное задание Части 1 оценивается 1 баллом.
Правильно выполненные задания В1 и В2 Части 3 оцениваются по 2 балла.
Правильно выполненное задание В3 Части 2 оценивается в 6 баллов.
Правильно выполненное задание В4 Части 2 оценивается в 4 балла.
Правильно выполненное задание В4 Части 2 оценивается в 4 балла.
В Части 3 задание с развернутым ответом считается выполненным верно, если ответ правильный и полный, включает все названные элементы. За правильный ответ на задания С1 ставится 2 балла, на задания С2-С4 – по 3 балла.
За каждую допущенную ошибку в любом задании оценка снижается на 1 балл.
Поскольку по условиям прохождения тестирования оно является лишь тренировкой, то при выполнении заданий разрешается пользоваться любыми источниками информации: книги, учебники, которые будут у участника, а также сайтами в Интернете.
Часть 1.
При выполнении заданий этой части под номером выполняемого вами задания (А1–А30) впишите в бланк ответов выбранный вами вариант ответа. |
А1 – Какая наука изучает взаимосвязи организмов и окружающей среды?
a) зоология
b) физиология
c) ботаника
d) экология
А2 – Какие органоиды клетки можно увидеть в школьный световой микроскоп?
a) лизосомы
b) рибосомы
c) клеточный центр
d) хлоропласты
А3 – Живым организмам, в отличие от тел неживой природы, присущи
a) рост
b) движение
c) раздражимость
d) ритмичность
А4 – Почему белые грибы часто можно найти в дубовом лесу?
a) В дубовом лесу много света
b) Белые грибы с корнями дубов образуют микоризу
c) У белых грибов в дубовом лесу нет конкурентов
d) В дубовом лесу отсутствуют животные, которые питаются белыми грибами
А5 – Какие растения состоят из сходных по строению клеток, не образующих тканей?
a) водоросли
b) плауны
c) папоротники
d) мхи
А6 – Жабы, в отличие от лягушек, могут жить вдали от водоема. Чем это можно объяснить?
a) Они размножаются на суше
b) У них лучше развиты легкие и более сухая кожа.
c) У них короткие задние конечности и длинные передние.
d) Они питаются наземными беспозвоночными животными.
А7 – Каких древних животных считают предками пресмыкающихся?
a) ихтиозавров
b) археоптериксов
c) стегоцефалов
d) кистеперых рыб
А8 – У человека, в отличие от млекопитающих животных, развиты (-то)
a) абстрактное мышление
b) условные рефлексы
c) разные виды торможения
d) большие полушария головного мозга
А9 – Желчь, вырабатываемая печенью, поступает в
a) пищевод
b) желудок
c) тонкую кишку
d) поджелудочную железу
А10 – У больного перед операцией определяют группу крови. Это позволяет врачу
a) назначить правильное лечение
b) определить причину болезни
c) найти нужного донора
d) вычислить количество форменных элементов
А11 – В организме человека превращение артериальной крови в венозную происходит в
a) камерах сердца
b) артериях большого круга кровообращения
c) венах малого круга кровообращения
d) капиллярах большого круга кровообращения
А12 – В каких продуктах содержится наибольшее количество углеводов, необходимых человеку?
a) сыре и твороге
b) хлебе и картофеле
c) мясе и рыбе
d) растительном масле
А13 – Повышенное содержание сахара в крови свидетельствует о нарушении функции
a) почек
b) желез желудка
c) лимфатических узлов
d) поджелудочной железы
А14 – На рисунке изображена схема глаза. Какой буквой на ней обозначена оболочка глаза, в которой происходит преобразование энергии света в нервные импульсы?
a) А
b) Б
c) В
d) Г
А15 – Проявлением какого рефлекса является поворот головы в сторону незнакомого звука?
a) болевого
b) условного
c) защитного
d) ориентировочного
А16 – Почему врачи рекомендуют употреблять в пищу йодированную соль?
a) Йод влияет на изменение состава крови.
b) Йод нормализует деятельность щитовидной железы.
c) Йод предупреждает заболевание туберкулезом.
d) Йод способствует образованию витамина D.
А17 – В какие отношения вступают щука и окунь, живущие в одном водоеме?
a) конкурентные
b) симбиотические
c) хищник-жертва
d) паразитические
А18 – Примером какого фактора является вытаптывание животными растений на тропинках, ведущих к водопою?
a) биотического
b) антропогенного
c) сезонного
d) абиотического
А19 – Сходство строения клеток автотрофных и гетеротрофных организмов состоит в наличии у них
a) хлоропластов
b) плазматической мембраны
c) оболочки из клетчатки
d) вакуолей с клеточным соком
А20 – Испарение воды листьями способствует
a) передвижению минеральных солей в растении
b) снабжению листьев органическими веществами
c) усвоению углекислого газа хлоропластами
d) повышению скорости образования органических веществ
А21 – Некоторые люди страдают малокровием. С какими изменениями крови это связано?
a) разрушением тромбоцитов
b) уменьшением гемоглобина
c) увеличением числа лейкоцитов
d) изменением скорости тока крови
А22 – Часто у детей наблюдаются изменения формы костей конечностей, которые связаны с нарушением обмена кальция и фосфора. При недостатке какого витамина наблюдается это явление?
a) A
b) В2
c) C
d) D
А23 – Центры условных рефлексов, в отличие от центров безусловных, расположены у человека в
a) мозжечке
b) среднем мозге
c) коре больших полушарий
d) продолговатом мозге
Часть 2.
Ответом к заданиям этой части (В1–В4) является последовательность цифр. При этом следует указать только эту последовательность, без запятых, пробелов и прочих символов. |
В заданиях В1 – В2 выберите три верных ответа из шести. Запишите выбранные цифры в порядке возрастания в бланк ответов. |
В1 – К каким нарушениям в организме человека может привести неправильная осанка?
1) искривлению позвоночника
2) нарушению строения суставов верхних конечностей
3) смещению внутренних органов
4) нарушению функций костного мозга
5) изменению химического состава костей
6) нарушению кровоснабжения органов
В2 – В чем сходство покрытосеменных и голосеменных растений?
1) характеризуются многообразием жизненных форм
2) размножаются семенами
3) имеют хорошо развитые вегетативные органы
4) способны образовывать обширные леса
5) образуют сочные и сухие плоды
6) опыляются насекомыми и птицами
При выполнении заданий В3 - В4 запишите ответ так, как указано в тексте задания. |
В3 – Установите соответствие между признаком организма и царством, для которого этот признак характерен. Ответ запишите в видепоследовательности цифр,например, 111222
ПРИЗНАК А) растут в течение всей жизни |
ЦАРСТВО 1) Растения
|
А) |
Б) | В) | Г) | Д) | Е) |
В4 – Установите соответствие между способом приобретения человеком иммунитета и его видом. Ответ запишите в видепоследовательности цифр,например, 1122
СПОСОБ ПРИОБРЕТЕНИЯ А) передается по наследству |
ВИД ИММУНИТЕТА 1) естественный
|
А) |
Б) | В) | Г) |
Часть 3
Прочитайте задания С1 и С2, выполните его как указано в тексте, а затем ответ в бланк ответов. |
С1 – Что нужно обязательно внести в инструкцию о наложении жгута для остановки венозного кровотечения на конечности?
С2 – Прочитайте текст «Оплодотворение у цветковых растений» и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Запишите сначала номера этих предложений, а затем правильно сформулируйте их.
Оплодотворение у цветковых растений
1. Пыльцевое зерно, попав на рыльце пестика, прорастает.
2. Одна из клеток пыльцевого зерна образует длинную пыльцевую трубку, по которой передвигаются женские гаметы – яйцеклетки.
3. Удлиняясь, трубка проходит между клетками рыльца, столбика и достигает семязачатка.
4. В зародышевом мешке содержатся два зрелых спермия.
5. Один из спермиев сливается с яйцеклеткой, а второй погибает.
6. Слияние женской и мужской гамет называют оплодотворением.
Прочитайте текст «Органические соединения» и выполните задания С3 – С4. |
ОРГАНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ
Белки и жиры – высокомолекулярные органические соединения. Молекула белка образована большим числом аминокислот, в состав которых входят атомы углерода, водорода, кислорода, азота и серы. Жиры состоят из глицерина и жирных кислот. Они нерастворимы в воде, но хорошо растворимы в органических растворителях. В состав жиров входят атомы углерода, водорода и кислорода. Жиры и жироподобные вещества объединяются обычно под общим названием липиды. Как и углеводы, они служат источником энергии.
Белки разных клеток неодинаковы, специфичны. Однако они обладают общим свойством – свертываться при нагревании или воздействии ультрафиолетовых лучей. Белки являются основным строительным материалом любой клетки: входят в состав клеточных мембран, цитоплазмы, ядра и органоидов. Многие белки являются ферментами. У животных все виды движения обеспечиваются сократительными белками. Вещества участвуют в защите клеток и контактах со средой. Некоторые белки выполняют транспортную функцию, присоединяя и перенося кислород и углекислый газ.
Жиры, как и белки, выполняют ряд функций. Они входят в состав клеточных мембран и тем самым выполняют строительную функцию. Жиры могут накапливаться в клетках и служить запасным питательным веществом. Некоторые жироподобные вещества являются гормонами, принимая участие в регуляции физиологических функций организма.
С3 – Прочитайте текст «Органические соединения». Внесите недостающие сведения в таблицу «Сравнительная характеристика белков и жиров».
При выполнении задания перерисовывать таблицу не нужно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.
Сравнительная характеристика белков и жиров
С4 – Пользуясь текстом «Органические соединения», найдите и выпишите название клеточной структуры, в образовании которой одновременно участвуют белки и жиры. Какие функции выполняет эта структура в клетке?
Выполнили все задания? Тогда откройте сборник ответов и проверьте правильность выполнения заданий.